Наталия Михалина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе «Дары осени»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дары осени»
Цель: Закрепить полученные ранее знания об овощах и фруктах, их разнообразии, полезных свойствах. Обогатить лексику. Воспитание положительного отношения к природе.
Развитие познавательных интересов, расширение кругозора.
Задачи:
Образовательные :
-Уточнить и расширить представление об овощах и фруктах, их форме.
- Уточнить и активизировать словарь по теме. Закрепить понятия сад и огород;
- Пополнение активного словарного запаса;
-Учить отвечать на вопросы развёрнутым предложением.
Развивающие:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе „Дары осени“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
-Развитие зрительного внимания и восприятия.
- Развитие у детей мыслительных операций (анализ, обобщение и сравнение).
Воспитательные:
-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
Предварительная работа:
• дидактическая игра «Вершки и корешки»
• рисование по теме «Овощи» и «Фрукты»
• составление рассказов описания (по схеме)
Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская; музыкальная.
Интеграция образовательных областей :социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;физическое развитие.
Материалы и оборудование: аудиозапись О. Поляковой «Осенние дорожки»; натуральные овощи и фрукты, их муляжи; корзина; костюм Осени для воспитателя.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Дети сидят на стульчиках.
Педагог в костюме Осени, под музыку О. Полякова «Осенние дорожки» выходит к детям.
Воспитатель: Здравствуйте дети, вы меня узнали?
Вот художник, так художник
Все леса позолотил
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просим
Кто художник этот? Осень
Воспитатель:- Верно, это наступила осень. И сегодня я предлагаю Вам отправиться в гости к Осени. Она приготовила удивительные подарки всем детям.
2. Основная часть.
Воспитатель:Я прочитаю вам стихотворение об осени, а вы обратите внимание на то, какие дары она преподносит нам.
Здравствуй, здравствуй, осень золотая.
Осень- время сбора урожая.
Видишь, осень, как мы потрудились,
Как все лето в поле не ленились?
Здравствуй, здравствуй, осень золотая,
Соком сладких яблок налитая,
В огороде тоже все в порядке,
Много разных овощей на грядке.
Много спелой вишни и малины,
Много мёда в домиках пчелиных.
Всех рябят, мы в гости приглашаем,
Чем богаты, тем и угощаем.
Воспитатель:- А сейчас ребята, посмотрите, у меня в руках корзинка. Для того чтобы угадать, что лежит в ней, вы должны разгадать загадки. (По ходу отгадывания загадок овощи из корзинки выкладываются на поднос).
Он круглый и красный,
Как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней (помидора).
А на этой грядке,
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые (огурцы).
Пушистый и зеленый хвост,
На грядках горделиво рос,
Ухватился Ваня ловко:
Вылезай на свет (морковка).
Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него взрослые, и дети? (Лук)
Этот овощ вот уж диво,
Круглый, вкусный и красивый,
Приготовим с ним обед,
Запеканку, винегрет,
Цвет у яств совсем не блёклый,
Главная на кухне… (Свёкла)
Круглый овощ в огороде
Он одет не по погоде.
Из него наварим щей.
С этим овощем сытней! (Капуста)
Воспитатель:Как всеэто можно назвать, одним словом? (Овощи)
Воспитатель. Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке. Некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице.
Воспитатель. А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, дети, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).
Воспитатель.
• Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
• Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
• Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
• Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
• Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
Воспитатель: - Ребята, огородным растениям кроме солнца, воды нужно ещё от человека что-то необходимое. Что же? Какие люди должны быть, если они ухаживают за растениями? (Ответы детей).
А ещё крепкими и здоровыми. Что для здоровья нам могут дать овощи. (Ответы детей).
Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
Воспитатель:А сейчас ребята мы с вами поиграем в игру.
Игра «Подбери признак»
Воспитатель: - Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно, а вы
будете мне называть как можно больше слов, какой он.
Морковь, свёкла, репа, капуста - (какая) – вкусная, хрустящая, оранжевая,
большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук, огурец, помидор, чеснок, кабачок- (какой) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
Воспитатель: - Молодцы. Справились с заданием.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы много интересного знали, и надеюсь, что узнали еще больше.
- Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей и фруктов. Что мы собрали? (Дети перечисляют овощи и фрукты)
Спасибо вам ребята, что порадовали меня. А сейчас мне надо в путь. Приду к вам в следующем! году. До свидания, ребята!
Самоанализ занятия в старшей группе «Дары осени»
Для проведения этого занятия в первую очередь были соблюдены все санитарно-гигиенические требования (влажная уборка, проветривание помещения, подбор соответствующего оборудования, освещения).
При подготовке занятия учитывала возрастные особенности детей, их творческие и умственные способности. Формой занятия я выбрала Путешествие в гости к осени, в ходе которого дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Все этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, целям и задачам занятия. Смена вида деятельности позволила предотвратить утомляемость. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы : наглядные пособия (фрукты и овощи, листья деревьев, а также следующие методы:
-словесные: беседа, отгадывание загадок
-наглядные: показ овощей и фруктов, выставка.
-практические: разбор овощей и фруктов на борщ и компот.
-контроля: фронтальная проверка правильности выполнения заданий знаний, умений и навыков
-стимулирования: подарки Осени, одобрение, похвала.
Использованные методы соответствуют изучаемому материалу и способам организации деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную и двигательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали свой жизненный опыт, имеющиеся знания, умения и навыки. Они были заинтересованы, внимательны, организованы в решении поставленных задач.
В свое занятие я внесла игровую мотивацию: приход Осении проблемную ситуацию : разложить овощи и фрукты, отгадать загадки.
Для снятия утомляемости была проведена физкультминутка» Урожай»,которая несла и образовательную информацию («Что растет на огороде?») и способствовала раскрытию творческих способностей детей.
Длительность занятия составила 25 минут, что соответствует требованиям Сан Пина.
Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно реализованы. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны