Наргиз Болтёнкова
НОД в подготовительной группе детей с ОНР «Цветы умеют говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
в подготовительной группе детей с ОНР
«Цветы умеют говорить»
(итоговое)
Логопед: Болтёнкова Н. И.
2018
НОД в подготовительной группе детей с ОНР
«Цветы умеют говорить»
Цель: Расширять,уточнять и активизировать словарь о мире цветов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Продолжать обогащать речь сложными словами,словами - синонимами,образовывать слова во множественном числе,прилагательные с уменьшительными суффиксами.
-Упражнять в образовании однокоренных слов.
-Совершенствовать умение разгадывать ребусы.
-Формировать умение правильно называть буквы.
-Совершенствовать умение составлять рассказы с помощью опорных схем.
Коррекционно – развивающие:
-Продолжать учить решать логические задачи на общее количество.
-Развивать мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать дружеские отношения между детьми.
-Создать благоприятный эмоциональный фон на восприятие материала.
-Воспитывать любовь и уважение к цветам и растениям.
Материалы и оборудование:Проектор, компьютер, картины «Времена года» карточки цветы,карточки «Выложи цветок», цветные камушки, фасоль, опорная схема, комнатные растения, Красная книга,
Карточки «Грустные, веселые цветы».
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций с изображениями цветов
Цель: Выяснить с детьми, какие бывают цветы и где они растут.
Чтение стихов, рассказов о цветах.
Цель: Развивать интерес детей к художественной литературе.
Цель: Расширить представление детей о цветах, растениях во все времена года.
Словарная работа
Существительные :луговые,полевые,комнатные –декоративные, герань, орхидея,фиалка, пион. роза, нарцисс,сентябринки, бархатцы, подснежники,фиалки. первоцветы.
Глаголы : вскопать. посадить,поливать,согревать, беречь,
Прилагательные:душистые ароматные,красивые,цветущие.
Ход НОД
Ребята сегодня у нас много гостей и мы приветствуем всех и пожелаем всем здоровья и хорошего настроения.
1. Введение игрового момента.
Орг. момент:
Пальчиковая разминка «Улитка»
Хочет в дом попасть улитка
Да мешает ей калитка.
Я готов открыть калитку.
Пусть ползет к себе улитка
Целый час держал калитку поторапливал улитку.
Вот улиточка ползет,
Потихонечку вперед,
На цветочек заползет,
Лепесточки погрызет.
Рожки в голову втянула.
Потихонечку уснула.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбочка», «Трубочка», «Качели» «Часики»
3.
Посмотрите внимательно на экран.
-Скажите ребята, что такое живая природа? (трава, деревья, цветы,животные,насекомые. ,люди)
- Я вас хочу пригласить в это весеннее утро в необычное путешествие, в страну с названием (зашифрованное слово)
-Предлагаю по первым звукам определить зашифрованное слово (ЦВЕТЫ)
Выставляется панно предметное (цапля,верба,ель,тюльпан, буква Ы) :
цветов, в которой я однажды подслушала интересную историю. Но сначала хочу у вас спросить,
- Какие времена года вы знаете?
Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
«Чьи цветы лучше» Б. Вовк
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
- А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые?
Дети: Все цветы самые красивые.
ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему : летом – летниецветы весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.
(Дети садятся на стульчики)
3. Игра «Где, где, цветок живешь?»
Цель: Закрепить знание детей о цветах и растениях при помощи игр.
- Посмотрите, пожалуйста, : на доске стоят картины «Времена года», а в тарелочке карточки с цветами. Я вам предлагаю поиграть в
Игру «Где, где, цветок живешь?». Давайте разложим цветы по временам года.
Весенние- подснежники,ландыши. Тюльпаны. Фиалки. Анютины глазки.
Летние- ромашки, клевер, розы, гладиолусы.
Осенние- бархатцы, астры, дубки, сентябринки.
Зимние- все комнатные растения.
-Что мы знаем о цветах, Где могут жить цветы (цветок живет в саду,на лугу,в комнате).
ВЫВОД: Молодцы, вы помогли цветам найти свое жильё,
Если цветы выросли :
-На лугу –какие они (луговые)
-В саду (садовые)
В комнате (комнатные,декоративные)
4. Дидактические игры с платочком:
1. «Один – много».
- Мы сейчас поиграем в игру, я буду называть один предмет, а вы мне будете называть много этих же предметов.
стебель – стебли лейка - лейки
цветок – цветы горшок – горшки
лист – листья корень – корни
2. «Назови ласково»
стебель – стебелёк лейка - леечка
цветок – цветочек горшок – горшочек
лист – листочек корень – корешок
вода – водичка земля – землица
5. Беседа «Цветы умеют говорить».
- Ребята, а вы знаете о том, что цветы умеют говорить?
Дети: Нет.
- Как вы думаете, о чем цветы говорят маме, когда мы ей их дарим?
Дети: -
-Что мы ее очень любим.
- 1 сентября все ребята идут с цветами в школу, в детский сад.
-Подумайте, о чем говорят эти цветы?
Дети:
- Что это праздник, что мы уже большие.
- А теперь я хочу сказать вам о других цветах. Их кладут к памятнику советским воинам, сражавшимся за Отчизну. За то, чтобы выросли счастливыми- воины отдали самое дорогое – жизнь. Эти цветы говорят : Никто не забыт- ничто не забыто!
6. Физкультминутка:Упражнения на расслабление под мелодию «Одинокий пастух»
7. «Выложи цветок»
- Чем отличаются цветы друг от друга?
Дети: Размером, цветом, названиями.
- А что общего у цветов?
Дети: У всех есть корень, стебель, листья.
(Из цветных камушков,фасоли,из ореховой скорлупы.)
8. Математические задачи о цветах.
- Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами решить задачки о цветах.
1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)
2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)
3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)
9. Составление предложенийо растениях по опорным схемам.
«Что с начало,что потом» Цель: продолжать учить составлять предложения по опорным картинкам.
10. Игра «Магазин цветов».
Дети:
- Как называются растения, которые растут круглый год на подоконнике?
Дети: Комнатные.
- Как вы думаете, почему комнатные растения всегда остаются зелеными?
Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом. Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты. В нашей группе много комнатных растений, давайте еще раз поговорим о них, поиграем в игру «Магазин цветов». Я буду выполнять роль продавца, а вы покупателя. Я называю, что это за растение и продаю. А чтобы вы могли купить этот цветок, вам помогут в этом опорные схемы.
Алоэ – комнатное растение, растет в комнате на подоконнике. У него есть корень, стебель, листья, он не цветет, листья длинные узкие, треугольной формы, зеленого цвета; нуждается в поливе, в солнечном свете, тепле, может долго обходиться без воды. Алоэ – лекарственное растение, полезно для человека, используется при насморке, заболевании кожи.
Кактус--удивительное растение. Некоторые виды кактусов, помимо колючек, покрыты мелкими белыми волосками. В природе этот покров защищает их от знойного солнца.
(ФИАЛКА,ГЕРАНЬ)
В зависимости от формы наземной части растения кактусы разделяют на шаровидные и цилиндрические. И цветут кактусы необыкновенными цветами.
ВЫВОД: Вы хорошо рассказали о растениях. Все цветы в моем цветочном магазине я продала. Всем нам растения и цветы очень нравятся, они красивые, но ведь они еще приносят большую пользу человеку: поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран, успокаивают нервную систему. Поэтому за цветами и растениями нужно правильно ухаживать.
10. Знакомство с Красной книгой.
- Как вы думаете, много на земле цветов? Нужно их беречь? Многие цветы встречаются так редко, что они занесены в Красную Книгу и нуждаются в охране, их нельзя рвать. Исчезающих растений так много, что в каждой области нашей страны есть несколько Красных книг, а я сейчас вам покажу Красную книгу Ленинградской области.
(показывает Красную книгу)
- Как вы думаете, почему книгу называют Красной?
- Красный цвет – это цвет тревоги, своим цветом она хочет привлечь свое внимание.
11. Д. игра «Узнай название цветка?»(из букв выкладывают слова и проводят звукобуквенный анализ (мак,роза,пион,ирис. ландыш, нарцисс).
12. Д. игра «Что лишнее?» на экране. : Цель :Продолжать развивать умение выделять из обобщающих предметов лишний предмет.
13. «В каких сказках встречаются цветы?» Цель: уточнить знания о содержании сказок.
13. Разгатайте пословицу по первым слогам названия картинок.
«На хороший цветок и пчела летит».(панно с ребусом)
Рефлексия:
- Вот и закончилось наше путешествие в страну цветов, понравилось вам? Давайте вспомним,что же мы сегодня узнали интересного о цветах?
(Дети перечисляют)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок …
Если все и Я, и Ты –
Если Мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
(Т. Собакин)
Ребята если вы узнали много интересного, нового, возьмите из тарелочки -красный цветок. А кто встретил преграды, возьмите синий цветок.
Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие.