Лидия Гладковская
Опыт работы по составлению рассказов в подготовительной группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети с ОНР испытывают затруднения в составлении рассказов. Это касается всех видов рассказов : по предметной картинке, по игрушке и натуральному объекту, по серии картин и т. д.
На каждом комплексном подгрупповом занятий часть времени обязательно отвожу для обучения рассказыванию. Особое внимание уделяю рассказам творческого характера.
Составила определенную последовательность в работе по составлению рассказов с опорой на серию картин:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- составление рассказа по серии картин (все картины представлены детям)
- составление начала рассказа по серии картин (с введением дополнительных персонажей, развернутого диалога, с описанием природы, одежды детей, …Картинка, изображающая начало рассказа отсутствует)
- составление конца рассказа по серии картин (с описанием звуков, шумов, которые могли быть в этом месте, изображенном на картине. Картинка, изображающая конец рассказа отсутствует)
- составление середины рассказа по серии картин (с описанием запахов, которые могли быть в этом месте, изображенном на картине. Картинка, изображающая середину рассказа отсутствует).
В рассказах предлагаю использовать временные понятия: «Ранним воскресным утром… «Это произошло в шесть часов вечера…» «В жаркий летний день…»; эмоции людей: «Мама удивилась.», «Бабушка заволновалась», «Миша опечалился…»
Побуждаю детей самостоятельно выявлять причинно – следственные связи: «Маша взяла с собой на прогулку шарика, чтобы …», «Сестра решили испечь пирог с капустой, потому что.», «Из – за того, что дети забыли взять с собой зонт….»
Создаю условия для того, чтобы дети использовали личный опыт при составлении рассказов :
«Когда мы собирали грибы в лесу, мы тоже слышали, как кто – то шуршал в кустах».
Упражняю в использовании сравнительных оборотов «белые, как вата», «трясся от страха, как осиновый листок»…
Побуждаю включать в рассказы фантастические эпизоды «Прилетела Фея и ….», «Вдруг дерево заговорило человеческим голосом…»
Обязательным условием считаю настраивать детей на то, чтобы рассказы не повторялись.
Особо удачные рассказы записываю на видео, а затем использую его занятиях.
Неоднократно в группе устраивались конкурсы книжек - малышек, оформленных совместно с родителями по своим рассказам.
Вижу эффективность работы и продолжу ее в течение года.