Папки-передвижки

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Космос»

Светлана Кирюхина
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет.

Пояснительная записка.

Интеграция – это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно - творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.

Темочки:

Реализация коррекционных и образовательных задач НОД происходит через проблемные ситуации, опытно-экспериментальную деятельность, дидактические игры и задания.

Включение детей с ОНР в разные виды НОД позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов. В группе компенсирующей направленности интеграция НОД планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, в соответствии с программой по коррекции речи.

Цель интегрированной НОД – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

Непосредственно образовательная деятельность по теме : «Космос» разработана и проведена учителем – логопедом совместно с воспитателем в рамках интегрированного подхода. Основное направление - логопедическое (речевое развитие, которое тесно перекликается с областью художественно – эстетического развития, охватывая зоны социально-коммуникативного развития, познавательного и физического развитий.

Дети рассматривают явление, событие с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические, естественно - научные.

Тема: «Космос».

Цель: создание социальной ситуации развития коммуникативной компетенции детей с ОНР в процессе формирования лексико-грамматических категорий и включение в опытно-экспериментальную творческую деятельность практику работы по коррекции речи.

Задачи:

Образовательные: создать условия для систематизации представлений у детей о космосе посредством лексико-грамматических категорий и нетрадиционных техник художественно-изобразительной деятельности.

Коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь, активизировать словарь по данной теме; развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику, координацию движений в пространстве; формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, совершенствовать умения в употреблении слов противоположных по значению, закреплять навык словоизменения, формировать умения работы с разными техниками художественно-изобразительной деятельности.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении при работе в микрогруппах, создать условия для формирования трудовых навыков и доброжелательного общения между сверстниками, побуждать детей использовать различные изобразительные техники для создания видеоряда путешествия по планетам.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС ДО:

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• физическое развитие.

Предварительная работа.

• НОД по темам «Космос», «Солнце и планеты», «Первый космонавт»;

• Чтение научно-познавательной литературы по теме "Космос".

Методы и приемы:

• словесные методы (беседа, рассказ);

• наглядные методы (видео слайды, фото с изображением планет, глобус);

практические: игровой метод («Запомни и повтори», «Какое слово добавилось?», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Слова – «неприятели»», «Один - много» «Сочиним чистоговорку»);

• прием точных установок;

• поисковая деятельность (решение проблемных ситуаций);

• метод микрооткрытий.

Организация детских видов деятельности:

• совместная деятельность с детьми;

• совместная деятельность с педагогом;

• самостоятельная деятельность.

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Психогимнастика. «Психоэмоциональное и психофизическое состояние, образно- пластическое творчество»

Речевая и пальчиковая зарядка «Планеты».

Гимнастика для глаз «Метеорит».

Физкультминутка (логоритмика) «Мы идем на космодром».

Игровая «Запомни и повтори», «Какое слово добавилось?», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Слова – «неприятели»», «Один - много», «Сочиним чистоговорку».

Коммуникативная Беседы, ситуативные разговоры, диалог, дискуссия, разъяснение, вопросы, оценка, самооценка.

Продуктивная?

Опытно-экспериментальная Нетрадиционные техники изобразительной деятельности: окрашивание бумаги акварелью с ранее нанесенным восковым рисунком, рисование гуашью с использованием воздушных шаров, граттаж, аппликация.

Элементарный бытовой труд, самообслуживание Подготовка и уборка рабочего места.

Познавательно- исследовательская Поиск решений проблемных ситуаций.

Предполагаемые результаты:

• ребенок способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

• свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора с взрослым и сверстниками в процессе познавательной и продуктивной деятельности;

• ребенок использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

• ребенок использует разнообразные способы словообразования, словоизменения, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

• ребенок правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания;

• ребенок умеет изображать желаемое, применяя разные техники рисования.

Материалы: игрушки инопланетян (картинки, картинки с изображением планет, лист бумаги в виде кадров фотопленки, акварельные краски, гуашь, валик, кисти, воздушные шары, стеки для пластилина, клей, ножницы, фотографии детей.

Оборудование: мультимедийная установка с компьютером и колонками для сопровождения презентации «Космос».

I Вводная часть (2мин)

Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом помещении.

Эмоциональный настрой.

Ребята, походите ко мне, встанем в круг и возьмемся за руки.

Форма организации детей : дети располагаются в кругу.

-Я рада приветствовать вас и дарю вам свою улыбку. Подарите мне вашу улыбку, а теперь друг другу.

Что за чудо - чудеса

Раз рука и два рука! (дети показывают правую руку, затем левую)

Вот ладошка правая, (дети показывают левую ладошку,

Вот ладошка левая (дети показывают левую ладошку,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны друзья.

Чуткие руки умеют дружить.

Дружбой мы будем, друзья, дорожить!

- Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей.

II Основная часть (25мин)

Психогимнастика

Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом пространстве рядом с логопедом.

Выражение психоэмоционального и психофизического состояния.

- Представьте, что мы очутились на другой планете.

Выразите свое состояние (дети мимикой показывают испуг, удивление, радость, восхищение)

Образно – пластическое творчество детей

Изобразите:

как ходит космонавты в скафандрах на Земле;

передвигается космонавт в космосе;

как разговаривают инопланетяне;

как вращаются планеты вокруг Солнца.

Словесная игра «Запомни и повтори»

- Постарайтесь запомнить слова и повторить, четко проговаривая звуки.

Ракета, космос, корабль (дети повторяют за логопедом)

Ракета, космос, космонавт, корабль. Какое слово добавилось? (космонавт)

-Звезды, планеты, метеориты, как можно назвать одним словом? (Космос).

А вы бы хотели посмотреть «Космическое кино». А где смотрят фильмы? (В кинотеатре).

- В кинотеатре в зале есть у каждого свое место, оно обозначено на билете. Я вам даю билеты, на них – космические картинки. Такие же картинки будут на сиденьях в зале, и вы каждый займете свое место. Идём?

Мы шагаем, мы шагаем (ходьба на месте).

Шаг вперед, шаг назад.

Три шага вперед, направо - поворот.

Вот!

Форма организации детей : дети располагаются на стульях перед мультимедийным экраном.

Просмотр фильма «Космос»

Слайд № 1.

-Как называется наша планета?

Слайд № 2.

- Что необходимо для жизни на Земле? (Вода, воздух, солнце).

-Что дает нам солнце? (солнце дает свет и тепло).

Слайд № 3.

- Откуда берется воздух? (деревья выделяют кислород, которым мы дышим). Благодаря водоемам на планете Земля, мы можем пить пресную воду.

Слайд № 4.

-Что растет на нашей планете? (деревья, грибы, ягоды)

Слайд № 5.

- Кто обитает на планете Земля? (люди, животные, птицы, насекомые, рыбы)

Слайд № 6.

Планета Земля - пылинка в огромном черном космосе.

Планета не стоит на месте. Она вращается вокруг своей оси и одновременно осуществляет

движение вокруг Солнца.

Гимнастика для глаз

- Ребята, вы видели, как что-то пролетело рядом с планетой? (метеорит)

- А что такое метеорит? (Небесное тело).

- Хотите понаблюдать за одним маленьким метеоритом?

Форма организации детей : дети свободно располагаются возле своих стульев.

- Вы внимательно смотрите, глазками за ним следите.

Где-то в космосе летит (логопед приближает и отдаляет метеорит).

Голубой метеорит.

Вправо посмотрю - летит, (логопед показывает вправо)

Влево посмотрю – летит, (логопед показывает влево)

Вверх летит, (логопед показывает вверх)

И вниз летит, (логопед показывает вниз)

Голубой метеорит.

-Улетел метеорит, а вы ребята, присаживайтесь на стульчики.

Форма организации детей : дети располагаются на стульях.

Слайд № 7.

-Благодаря вращению планеты вокруг своей оси происходит смена суток (утро, день, вечер, ночь).

- Благодаря движению Земли вокруг Солнца меняются времена года. Путешествие вокруг Солнца занимает у Земли один год. Так начинается и заканчивается год.

- Сколько месяцев в году?

- Если вам сейчас по семь лет, то сколько раз успела Земля обернуться вокруг Солнца? (отсчет идет с вашего рождения).

Слайд № 8.

- Какие планеты вы знаете?

- Во Вселенной планета Земля не одна (Солнце - это огромная огненная

звезда и 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

Пальчиковая гимнастика

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Слайд № 9.

- Есть ли у Земли спутник? (ДА)

- Когда его можно увидеть? (ночью). У Земли есть спутник Луна.

Слайд № 10.

- Кто первым побывал в космосе?

- Для того чтобы исследовать космос первыми отправили в полет собак: Белку и Стрелку. После полета они благополучно вернулись на Землю.

Слайд № 11.

- Кто был первым космонавтом, который совершил полет вокруг Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым космонавтом, который совершил полет вокруг Земли на ракете.

Слайд № 12.

-Так проходят тренировки космонавтов и идет отбор тех, кто полетит в космос.

- Космонавт какой? (умный, сильный, выносливый, волевой, трудолюбивый, находчивый….). А вы хотели бы стать космонавтами? Давайте проверим какие вы выносливые и сильные. Физминутка «Космонавты на тренировке»

Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом помещении.

5 прыжков, 5 приседаний, 5 поворотов, 5 наклонов, бег на месте.

Слайд № 13.

- Во что одет космонавт? (в скафандр).

- Для работы в космосе необходимо иметь специальный костюм (скафандр, комбинезон, обувь, т. д.)

- Что делают космонавты? (изучают планету, берут пробы грунта, пыли; фотографируют, т. д.).

- Работа космонавтов какая? (трудная, опасная….)

Слайд № 14.

- Чем профессия космонавта полезна? (освоение космоса космонавтами дает возможность : использовать навигаторы, для того, чтобы можно легко ориентироваться на дорогах, пользоваться сотовой связью, знать о состоянии погоды).

Слайд №15.

Ребята, а вы хотите отправиться в космос?

Логоритмическая физминутка

Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом помещении, выполняют движения по тексту под музыку, четко проговаривая слова.

Дружно в ногу мы идем

Мы идем на космодром

Мы походим на носках

А потом на пятках

Вот проверили осанку

И свели лопатки

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету

Отправляемся на сейчас

Звезды, в гости ждите нас.

-Один, два, три мотор ракеты заведи. (Дети работают руками, имитируя мотор. Произносят звук [Р])

- Ребята, мы с вами прилетели на планету. Догадайтесь, на какую?

Много книг о ней писали,

Фильм – фантастику снимали,

И батончик шоколадный,

В честь ее назвали.

(Марс)

Каким цветом эта планета? (Красным).

Как называется эта планета? (Марс).

На этой планете живут марсиане. Один марсианин очень хочет с вами поиграть. (Логопед обыгрывает игрушку - марсианина).

Речевая игра «Назови ласково»

Форма организации детей : дети располагаются в кругу.

звезда – звездочка

солнце – солнышко

скафандр – скафандрик

шлем – шлемик

космонавт - космонавтик

луноход – луноходик

метеорит – метеоритик

до свидания – до свиданьица

быстрый – быстренький

шустрый – шустренький

до свидания – до свиданьица

- Молодцы ребята, отправляемся на другую планету.

-Один, два, три мотор ракеты заведи. (Дети работают руками, имитируя мотор. Произносят звук [Р]).

- Ребята, мы на другой планете. (Логопед показывает картинку планеты Нептун).

- Что это за планета, отгадайте.

На планете синей-синей.

Дует ветер очень сильный

Год на ней велик весьма –

Длится 40 лет зима.

(Нептун)

Вас встречает инопланетянин (картинка инопланетянина синего цвета, который тоже очень хочет с вами поиграть

Речевая игра с мячом «Слова – неприятели»

Форма организации детей : дети располагаются в кругу.

прилет – отлет

крик – молчание

улететь – прилететь

поймать – выпустить

радость – грусть

добрый – злой

ловкий – неуклюжий

сильный – слабый

светло – темно.

Здравствуйте – прощайте, до свидания

- Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие, отправляемся в полет.

Один-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны и назад)

Отправляемся в полет. (поднимают руки вверх, машут и произносят звук Р).

-Эта планета желто-белого цвета. Послушайте загадку.

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету. (Венера)

И на планете Венера вас встречает инопланетянин (картинка инопланетянина желто-белого цвета, который придумал для вас игру.

Речевая игра «Один - много»

Форма организации детей : дети располагаются свободно в групповом пространстве рядом с логопедом.

метеорит – метеориты

космонавт – космонавты

скафандр – скафандры

планета – планеты

звезда – звезды

молодец - молодцы

- Пора ребята, возвращаться на землю.

-Ой, а ракета не летит, что случилось с командным пунктом?

-Нужно его починить, а пароль от командного пункта написан вот здесь (дети читают слово КОСМОНАВТ).

-Давайте починим ракету, запустим все двигатели, постараемся правильно произносить пароль.

Сочинение чистоговорки со словом космонавт (Дети четко проговаривают звуки).

Ат – ат – ат, говорит (космонавт).

Та – та – та, скафандр есть у (космонавта).

Ту – ту – ту, рукой помашем (космонавту).

Том – том – том, гордимся смелым (космонавтом).

Те – те – те, песни есть о (космонавте).

- Все в порядке. Один, два, три мотор ракеты заведи. (Дети работают руками, имитируя мотор. Произносят звук [Р]).

- Вот мы и прилетели домой. На какую планету? (Земля)

- Пора открыть черный ящик, и посмотреть какие фотографии были сделаны в космосе.

Но сначала их нужно проявить. Каждый кадр имеет свою цифру, и чтобы проявить его, нужно использовать только определенные проявители. На столах вы видите комплекты проявителей с такими же цифрами. Проявите свою догадку и находчивость, ведь вы теперь настоящие космонавты (дети высказывают свои предположения и находят способы решения проблемной ситуации).

Самостоятельная опытно-экспериментальная творческая деятельность (5мин)

Форма организации детей : дети располагаются свободно у столов.

- Чтобы быстрее справиться с работой, предлагаю проявлять все кадры сразу, подойдите к тому кадру, который вы хотите проявить (дети делают свой выбор).

Кадр 1. Используя акварельные краски, воду и валик, дети выбирают самостоятельно цвет и окрашивают поле кадра валиком, проявляя рисунок, сделанный воспитателем заранее парафином на бумаге (планеты, расположенные вокруг Солнца).

Кадр 2. Дети надувают воздушные шары, обмакивают край шара в гуашь, которая заранее приготовлена в мисках и прикладывают шары к бумаге, делая отпечатки (планеты разного цвета).

Кадр 3. На этом кадре изображена ракета и космонавты в скафандрах (без лиц). Дети аккуратно вырезывают ножницами свои лица из фотографий, соотнося размеры лица и скафандра, затем приклеивают их на выбранных космонавтов, используя клей-карандаш.

Кадр 4. Этот кадр черного цвета. Дети снимают слой черной гуаши стеками для пластилина и читают по слогам надпись ( надпись: СПА-СИ-БО)

III Заключительная часть (3мин)

Форма организации детей : дети свободно располагаются рядом с педагогами, затем проходят к столу для выполнения задания.

- Ребята, понравились вам фотографии? (да)

- Какое слово вы прочли на последнем кадре? (Спасибо)

- Как вы думаете, кто его нам написали? (инопланетяне)

- Почему они нас благодарят? (они вежливые, гостеприимные, они с нами подружились)

- А вам понравилось в гостях у инопланетян? Какие планеты вы посетили?

- У каждого настоящего космонавта должна быть собственная ракета (воспитатель дает каждому ребенку ракету-раскраску)

Кому было очень интересно - нарисуйте своей ракете довольную улыбку, кому не очень понравилось – нарисуйте губки прямой горизонтальной линией, а кому не понравилось – нарисуйте грустный ротик (если есть дети, кто изобразил свою ракету грустной, выясняю причину). Можете раскрасить свою ракету в свои любимые цвета.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема: «Математическое королевство» Программное содержание: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение.

Конспект НОД по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет по теме «Ёж»Конспект НОД по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет по теме «Ёж» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мебель» Тема: «Мебель». Пр. сод. : Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана.

Конспект занятия «Осень» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Цель: создание условий для речевой активности детей через использование настольной дидактической игры. Задачи: -создать условия для обобщения.

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ОНР по рассказу Л. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: придумывание продолжения и завершения рассказа Л. Пеньевской "Как Миша варежку.

Логопедическая викторина «Осенняя история» в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с участием родителей Конспект логопедической викторины «Осенняя история» в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с участием родителей. ЦЕЛЬ:.

Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко» г. Нолинска Кировской области» (613441, Кировская.

НОД по конструированию из природного материала «Бабочка» в группе компенсирующей направленности с ОНРНОД по конструированию из природного материала «Бабочка» в группе компенсирующей направленности с ОНР Цели: - Создать условия для формирования практических навыков работы с разнообразными природными материалами; - Способствовать развитию.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР «День Матери»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР «День Матери» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР «День Матери». Цель: Формировать дальнейшие представления.

Конспект ООД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (5–7 лет) «К нам пришла учительница…» Ленинградская обл. Приозерский район пос. Сапёрное МДОУ "Детский сад № 26" Организованная образовательная деятельность. Развитие речи. Группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Космос»
Опубликовано: 18 января 2019 в 21:24
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Космос»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кирюхина (УИ 473857) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД