Светлана Кирюхина
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет.
Пояснительная записка.
Интеграция – это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно - творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме „Космос“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Реализация коррекционных и образовательных задач НОД происходит через проблемные ситуации, опытно-экспериментальную деятельность, дидактические игры и задания.
Включение детей с ОНР в разные виды НОД позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов. В группе компенсирующей направленности интеграция НОД планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, в соответствии с программой по коррекции речи.
Цель интегрированной НОД – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
Непосредственно образовательная деятельность по теме : «Космос» разработана и проведена учителем – логопедом совместно с воспитателем в рамках интегрированного подхода. Основное направление - логопедическое (речевое развитие, которое тесно перекликается с областью художественно – эстетического развития, охватывая зоны социально-коммуникативного развития, познавательного и физического развитий.
Дети рассматривают явление, событие с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические, естественно - научные.
Тема: «Космос».
Цель: создание социальной ситуации развития коммуникативной компетенции детей с ОНР в процессе формирования лексико-грамматических категорий и включение в опытно-экспериментальную творческую деятельность практику работы по коррекции речи.
Задачи:
Образовательные: создать условия для систематизации представлений у детей о космосе посредством лексико-грамматических категорий и нетрадиционных техник художественно-изобразительной деятельности.
Коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь, активизировать словарь по данной теме; развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику, координацию движений в пространстве; формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, совершенствовать умения в употреблении слов противоположных по значению, закреплять навык словоизменения, формировать умения работы с разными техниками художественно-изобразительной деятельности.
Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении при работе в микрогруппах, создать условия для формирования трудовых навыков и доброжелательного общения между сверстниками, побуждать детей использовать различные изобразительные техники для создания видеоряда путешествия по планетам.
Интеграция образовательных областей согласно ФГОС ДО:
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• физическое развитие.
Предварительная работа.
• НОД по темам «Космос», «Солнце и планеты», «Первый космонавт»;
• Чтение научно-познавательной литературы по теме "Космос".
Методы и приемы:
• словесные методы (беседа, рассказ);
• наглядные методы (видео слайды, фото с изображением планет, глобус);
• практические: игровой метод («Запомни и повтори», «Какое слово добавилось?», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Слова – «неприятели»», «Один - много» «Сочиним чистоговорку»);
• прием точных установок;
• поисковая деятельность (решение проблемных ситуаций);
• метод микрооткрытий.
Организация детских видов деятельности:
• совместная деятельность с детьми;
• совместная деятельность с педагогом;
• самостоятельная деятельность.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Психогимнастика. «Психоэмоциональное и психофизическое состояние, образно- пластическое творчество»
Речевая и пальчиковая зарядка «Планеты».
Гимнастика для глаз «Метеорит».
Физкультминутка (логоритмика) «Мы идем на космодром».
Игровая «Запомни и повтори», «Какое слово добавилось?», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Слова – «неприятели»», «Один - много», «Сочиним чистоговорку».
Коммуникативная Беседы, ситуативные разговоры, диалог, дискуссия, разъяснение, вопросы, оценка, самооценка.
Продуктивная?
Опытно-экспериментальная Нетрадиционные техники изобразительной деятельности: окрашивание бумаги акварелью с ранее нанесенным восковым рисунком, рисование гуашью с использованием воздушных шаров, граттаж, аппликация.
Элементарный бытовой труд, самообслуживание Подготовка и уборка рабочего места.
Познавательно- исследовательская Поиск решений проблемных ситуаций.
Предполагаемые результаты:
• ребенок способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
• свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора с взрослым и сверстниками в процессе познавательной и продуктивной деятельности;
• ребенок использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
• ребенок использует разнообразные способы словообразования, словоизменения, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
• ребенок правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания;
• ребенок умеет изображать желаемое, применяя разные техники рисования.
Материалы: игрушки инопланетян (картинки, картинки с изображением планет, лист бумаги в виде кадров фотопленки, акварельные краски, гуашь, валик, кисти, воздушные шары, стеки для пластилина, клей, ножницы, фотографии детей.
Оборудование: мультимедийная установка с компьютером и колонками для сопровождения презентации «Космос».
I Вводная часть (2мин)
Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом помещении.
Эмоциональный настрой.
Ребята, походите ко мне, встанем в круг и возьмемся за руки.
Форма организации детей : дети располагаются в кругу.
-Я рада приветствовать вас и дарю вам свою улыбку. Подарите мне вашу улыбку, а теперь друг другу.
Что за чудо - чудеса
Раз рука и два рука! (дети показывают правую руку, затем левую)
Вот ладошка правая, (дети показывают левую ладошку,
Вот ладошка левая (дети показывают левую ладошку,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны друзья.
Чуткие руки умеют дружить.
Дружбой мы будем, друзья, дорожить!
- Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей.
II Основная часть (25мин)
Психогимнастика
Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом пространстве рядом с логопедом.
Выражение психоэмоционального и психофизического состояния.
- Представьте, что мы очутились на другой планете.
Выразите свое состояние (дети мимикой показывают испуг, удивление, радость, восхищение)
Образно – пластическое творчество детей
Изобразите:
как ходит космонавты в скафандрах на Земле;
передвигается космонавт в космосе;
как разговаривают инопланетяне;
как вращаются планеты вокруг Солнца.
Словесная игра «Запомни и повтори»
- Постарайтесь запомнить слова и повторить, четко проговаривая звуки.
Ракета, космос, корабль (дети повторяют за логопедом)
Ракета, космос, космонавт, корабль. Какое слово добавилось? (космонавт)
-Звезды, планеты, метеориты, как можно назвать одним словом? (Космос).
А вы бы хотели посмотреть «Космическое кино». А где смотрят фильмы? (В кинотеатре).
- В кинотеатре в зале есть у каждого свое место, оно обозначено на билете. Я вам даю билеты, на них – космические картинки. Такие же картинки будут на сиденьях в зале, и вы каждый займете свое место. Идём?
Мы шагаем, мы шагаем (ходьба на месте).
Шаг вперед, шаг назад.
Три шага вперед, направо - поворот.
Вот!
Форма организации детей : дети располагаются на стульях перед мультимедийным экраном.
Просмотр фильма «Космос»
Слайд № 1.
-Как называется наша планета?
Слайд № 2.
- Что необходимо для жизни на Земле? (Вода, воздух, солнце).
-Что дает нам солнце? (солнце дает свет и тепло).
Слайд № 3.
- Откуда берется воздух? (деревья выделяют кислород, которым мы дышим). Благодаря водоемам на планете Земля, мы можем пить пресную воду.
Слайд № 4.
-Что растет на нашей планете? (деревья, грибы, ягоды)
Слайд № 5.
- Кто обитает на планете Земля? (люди, животные, птицы, насекомые, рыбы)
Слайд № 6.
Планета Земля - пылинка в огромном черном космосе.
Планета не стоит на месте. Она вращается вокруг своей оси и одновременно осуществляет
движение вокруг Солнца.
Гимнастика для глаз
- Ребята, вы видели, как что-то пролетело рядом с планетой? (метеорит)
- А что такое метеорит? (Небесное тело).
- Хотите понаблюдать за одним маленьким метеоритом?
Форма организации детей : дети свободно располагаются возле своих стульев.
- Вы внимательно смотрите, глазками за ним следите.
Где-то в космосе летит (логопед приближает и отдаляет метеорит).
Голубой метеорит.
Вправо посмотрю - летит, (логопед показывает вправо)
Влево посмотрю – летит, (логопед показывает влево)
Вверх летит, (логопед показывает вверх)
И вниз летит, (логопед показывает вниз)
Голубой метеорит.
-Улетел метеорит, а вы ребята, присаживайтесь на стульчики.
Форма организации детей : дети располагаются на стульях.
Слайд № 7.
-Благодаря вращению планеты вокруг своей оси происходит смена суток (утро, день, вечер, ночь).
- Благодаря движению Земли вокруг Солнца меняются времена года. Путешествие вокруг Солнца занимает у Земли один год. Так начинается и заканчивается год.
- Сколько месяцев в году?
- Если вам сейчас по семь лет, то сколько раз успела Земля обернуться вокруг Солнца? (отсчет идет с вашего рождения).
Слайд № 8.
- Какие планеты вы знаете?
- Во Вселенной планета Земля не одна (Солнце - это огромная огненная
звезда и 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
Пальчиковая гимнастика
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Слайд № 9.
- Есть ли у Земли спутник? (ДА)
- Когда его можно увидеть? (ночью). У Земли есть спутник Луна.
Слайд № 10.
- Кто первым побывал в космосе?
- Для того чтобы исследовать космос первыми отправили в полет собак: Белку и Стрелку. После полета они благополучно вернулись на Землю.
Слайд № 11.
- Кто был первым космонавтом, который совершил полет вокруг Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым космонавтом, который совершил полет вокруг Земли на ракете.
Слайд № 12.
-Так проходят тренировки космонавтов и идет отбор тех, кто полетит в космос.
- Космонавт какой? (умный, сильный, выносливый, волевой, трудолюбивый, находчивый….). А вы хотели бы стать космонавтами? Давайте проверим какие вы выносливые и сильные. Физминутка «Космонавты на тренировке»
Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом помещении.
5 прыжков, 5 приседаний, 5 поворотов, 5 наклонов, бег на месте.
Слайд № 13.
- Во что одет космонавт? (в скафандр).
- Для работы в космосе необходимо иметь специальный костюм (скафандр, комбинезон, обувь, т. д.)
- Что делают космонавты? (изучают планету, берут пробы грунта, пыли; фотографируют, т. д.).
- Работа космонавтов какая? (трудная, опасная….)
Слайд № 14.
- Чем профессия космонавта полезна? (освоение космоса космонавтами дает возможность : использовать навигаторы, для того, чтобы можно легко ориентироваться на дорогах, пользоваться сотовой связью, знать о состоянии погоды).
Слайд №15.
Ребята, а вы хотите отправиться в космос?
Логоритмическая физминутка
Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом помещении, выполняют движения по тексту под музыку, четко проговаривая слова.
Дружно в ногу мы идем
Мы идем на космодром
Мы походим на носках
А потом на пятках
Вот проверили осанку
И свели лопатки
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету
Отправляемся на сейчас
Звезды, в гости ждите нас.
-Один, два, три мотор ракеты заведи. (Дети работают руками, имитируя мотор. Произносят звук [Р])
- Ребята, мы с вами прилетели на планету. Догадайтесь, на какую?
Много книг о ней писали,
Фильм – фантастику снимали,
И батончик шоколадный,
В честь ее назвали.
(Марс)
Каким цветом эта планета? (Красным).
Как называется эта планета? (Марс).
На этой планете живут марсиане. Один марсианин очень хочет с вами поиграть. (Логопед обыгрывает игрушку - марсианина).
Речевая игра «Назови ласково»
Форма организации детей : дети располагаются в кругу.
звезда – звездочка
солнце – солнышко
скафандр – скафандрик
шлем – шлемик
космонавт - космонавтик
луноход – луноходик
метеорит – метеоритик
до свидания – до свиданьица
быстрый – быстренький
шустрый – шустренький
до свидания – до свиданьица
- Молодцы ребята, отправляемся на другую планету.
-Один, два, три мотор ракеты заведи. (Дети работают руками, имитируя мотор. Произносят звук [Р]).
- Ребята, мы на другой планете. (Логопед показывает картинку планеты Нептун).
- Что это за планета, отгадайте.
На планете синей-синей.
Дует ветер очень сильный
Год на ней велик весьма –
Длится 40 лет зима.
(Нептун)
Вас встречает инопланетянин (картинка инопланетянина синего цвета, который тоже очень хочет с вами поиграть
Речевая игра с мячом «Слова – неприятели»
Форма организации детей : дети располагаются в кругу.
прилет – отлет
крик – молчание
улететь – прилететь
поймать – выпустить
радость – грусть
добрый – злой
ловкий – неуклюжий
сильный – слабый
светло – темно.
Здравствуйте – прощайте, до свидания
- Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие, отправляемся в полет.
Один-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны и назад)
Отправляемся в полет. (поднимают руки вверх, машут и произносят звук Р).
-Эта планета желто-белого цвета. Послушайте загадку.
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету. (Венера)
И на планете Венера вас встречает инопланетянин (картинка инопланетянина желто-белого цвета, который придумал для вас игру.
Речевая игра «Один - много»
Форма организации детей : дети располагаются свободно в групповом пространстве рядом с логопедом.
метеорит – метеориты
космонавт – космонавты
скафандр – скафандры
планета – планеты
звезда – звезды
молодец - молодцы
- Пора ребята, возвращаться на землю.
-Ой, а ракета не летит, что случилось с командным пунктом?
-Нужно его починить, а пароль от командного пункта написан вот здесь (дети читают слово КОСМОНАВТ).
-Давайте починим ракету, запустим все двигатели, постараемся правильно произносить пароль.
Сочинение чистоговорки со словом космонавт (Дети четко проговаривают звуки).
Ат – ат – ат, говорит (космонавт).
Та – та – та, скафандр есть у (космонавта).
Ту – ту – ту, рукой помашем (космонавту).
Том – том – том, гордимся смелым (космонавтом).
Те – те – те, песни есть о (космонавте).
- Все в порядке. Один, два, три мотор ракеты заведи. (Дети работают руками, имитируя мотор. Произносят звук [Р]).
- Вот мы и прилетели домой. На какую планету? (Земля)
- Пора открыть черный ящик, и посмотреть какие фотографии были сделаны в космосе.
Но сначала их нужно проявить. Каждый кадр имеет свою цифру, и чтобы проявить его, нужно использовать только определенные проявители. На столах вы видите комплекты проявителей с такими же цифрами. Проявите свою догадку и находчивость, ведь вы теперь настоящие космонавты (дети высказывают свои предположения и находят способы решения проблемной ситуации).
Самостоятельная опытно-экспериментальная творческая деятельность (5мин)
Форма организации детей : дети располагаются свободно у столов.
- Чтобы быстрее справиться с работой, предлагаю проявлять все кадры сразу, подойдите к тому кадру, который вы хотите проявить (дети делают свой выбор).
Кадр 1. Используя акварельные краски, воду и валик, дети выбирают самостоятельно цвет и окрашивают поле кадра валиком, проявляя рисунок, сделанный воспитателем заранее парафином на бумаге (планеты, расположенные вокруг Солнца).
Кадр 2. Дети надувают воздушные шары, обмакивают край шара в гуашь, которая заранее приготовлена в мисках и прикладывают шары к бумаге, делая отпечатки (планеты разного цвета).
Кадр 3. На этом кадре изображена ракета и космонавты в скафандрах (без лиц). Дети аккуратно вырезывают ножницами свои лица из фотографий, соотнося размеры лица и скафандра, затем приклеивают их на выбранных космонавтов, используя клей-карандаш.
Кадр 4. Этот кадр черного цвета. Дети снимают слой черной гуаши стеками для пластилина и читают по слогам надпись ( надпись: СПА-СИ-БО)
III Заключительная часть (3мин)
Форма организации детей : дети свободно располагаются рядом с педагогами, затем проходят к столу для выполнения задания.
- Ребята, понравились вам фотографии? (да)
- Какое слово вы прочли на последнем кадре? (Спасибо)
- Как вы думаете, кто его нам написали? (инопланетяне)
- Почему они нас благодарят? (они вежливые, гостеприимные, они с нами подружились)
- А вам понравилось в гостях у инопланетян? Какие планеты вы посетили?
- У каждого настоящего космонавта должна быть собственная ракета (воспитатель дает каждому ребенку ракету-раскраску)
Кому было очень интересно - нарисуйте своей ракете довольную улыбку, кому не очень понравилось – нарисуйте губки прямой горизонтальной линией, а кому не понравилось – нарисуйте грустный ротик (если есть дети, кто изобразил свою ракету грустной, выясняю причину). Можете раскрасить свою ракету в свои любимые цвета.