Татьяна Коротова
Конспект интегрированной НОД «Сказочные образы в музыке»
▼ Скачать
Тема: «Сказочные образы в музыке»
(непосредственно организованная деятельность, тип - интегрированное занятие)
Цель:
совершенствовать способность детей понимать художественный образ музыкального произведения, его характер и настроение. Развивать фантазию и воображение.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Сказочные образы в музыке“» размещена в разделах
• Формировать у детей умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства: музыка, художественное творчество, поэзия (обр. обл. : «Музыка», «Художественное творчество»);
• Поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально на неё откликаться, рассказывать о ней («музыка»);
• Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации («музыка»);
• Продолжать знакомить детей с творчеством художников («Худ. творчество»);
• Формировать у детей умения по описанию, отрывку из художественного произведения или загадке называть сказочного героя («Чтение худ. лит.»);
• Совершенствовать умения рассказывать по картине («Коммуникация»);
• Продолжать развивать умение высказывать свои впечатления о картине, прослушанном музыкальном произведении («Коммуникация»);
Ход:
Дети заходят в зал под сказочную музыку, выстраиваются в круг.
Муз. рук. : Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Предлагаю вам поздороваться друг с другом песенкой
(Дети по очереди подходят друг к другу, поют свою песню).
А теперь звучащими жестами.
(Педагог предлагает детям сесть на стулья, сам присаживается за ноутбук).
Муз. рук. : Ребята, вы любите сказки?
(дети отвечают)
Назовите знакомые вам сказки.
(дети называют)
Мы проведём с вами сказочную викторину, а правильно ли вы ответили, мы увидим на экране.
1)Как называется сказка, в которой девочка Женя при помощи волшебного цветка помогла мальчику выздороветь? («Цветик-семицветик»)
Слайд № 1
Назовите автора этого произведения? (Валентин Катаев)
2) Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды из болта
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это (Доктор Айболит)
Слайд №2
Кто автор этой сказки? (Корней Иванович Чуковский)
3) Как звали героиню сказки, в которой корова говорила следующие слова: «Влезь ко мне в одно ушко, в другое вылези – всё будет сработано» (Хаврошечка)
Слайд №3
Кто автор этой сказки? (Русская народная)
Да, действительно, вы хорошо знаете сказки.
Я сегодня хочу познакомить вас с новой сказкой.
(Муз. рук. берёт книгу, открывает её, перелистывает)
Что случилось, в книге нет ни одной буквы, а я хотела рассказать младшим ребятам эту сказку тоже.
Что же нам делать?
(Дети высказывают свои предположения).
Ребята, с помощью чего ещё можно рассказать сказку?
(дети отвечают)
Правильно, с помощью рисунка. Я приглашаю вас в нашу сказочную галерею.
(Дети с музыкальным руководителем проходят к выставке репродукций художников со сказочным сюжетом).
Обратите внимание, как великие художники передали в своих работах характер сказочного героя.
В нашей сказочной картинной галерее нас встречают экскурсоводы. Экскурсовод Елисей расскажет нам о картине Виктора Михайловича Васнецова «Сестрица Алёнушка»
(Ребёнок рассказывает о картине, итогом - муз. рук. проговаривает основные характеристики героя).
А о картине «Иван Царевич на сером волке» нам расскажет экскурсовод Дима.
(Ребёнок рассказывает о картине)
Вот так рассказали нам сказки художники – живописцы.
А ещё есть художники-мультипликаторы. Как вы думаете, что они создают, какие картины?
(Дети высказывают свои предположения)
Они создают мультипликационные фильмы.
Приглашаю вас в наш кинозал.
(Дети проходят и садятся на стулья)
Художники мультипликаторы создали фильм на музыку композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки»
Просмотр м. ф «Картинки с выставки»
Какой изобразили художники Бабу Ягу?
Что помогло художникам выразительнее передать образ Бабы Яги?
(Дети отвечают на вопросы)
Правильно музыка.
Какой характер этого музыкального произведения?
(Дети отвечают)
Значит, с помощью музыки мы можем изобразить сказку.
Композиторы, воодушевлённые сказочными сюжетами, сочиняют яркие образные музыкальные произведения. А какие вы знаете музыкальные произведения, в которых передаётся сказочный сюжет?
( Дети называют: «Баба Яга», «Чиполино», «Горный король» и т. п.)
Назовите, пожалуйста, сказку по отрывку :
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана
И желанная страна
Вот уж издали видна;
(Дети отвечают)
Правильно, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди»
А кто автор этого произведения? (А. С. Пушкин).
Великий композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из замечательных мест оперы – отрывок под названием «Три чуда», которые происходили в необычном городе-острове Леденце.
Назовите эти три чуда.
(Дети называют)
Прослушайте фрагмент из этого музыкального произведения
(Дети прослушивают тему «Тридцать три богатыря»)
Что передает нам музыка? Какое диво произошло?
(33 богатыря выходят из моря.)
Какими нам их изобразила музыка?
(Дети отвечают)
Правильно: смелыми, грозными, решительными, строгими.
Слайд № 1
Какие у них одежды, оружие?
(Дети отвечают)
Да, Богатыри в кольчугах, в шлемах. В руках у них щиты и мечи.
Давайте послушаем как Пушкин выразил это чудо.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
А давайте попробуем стать участниками этой сказки. Выразим настроение и характер музыки через движение.
Импровизация (Мальчики богатыри, девочки волны)
Второе чудо из сказки.
(Дети прослушивают тему «Белка»)
О каком чуде рассказывал композитор?
(Дети отвечают)
Слайд №2
Какая по характеру эта музыка?
Послушайте, как Александр Сергеевич описал это чудо
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот что чудом то зовут".
Ребята, а кто помнит, какое же третье чудо описано в сказке?
(Дети отвечают).
Давайте прослушаем музыкальный отрывок.
(Прослушивание темы «Лебедь»)
Слайд № 3
Какая она?
Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и
Какой характер музыки. Как же в движении передать эту красивую, нежную Царевну?
(Дети высказывают свои предположения)
Проводится Игра – импровизация «Царевна-Лебедь».
Посмотрите, как мы с вами передаём настроение, движение сказочных героев, рассказываем свою сказку.
С помощью чего же можно изобразить сказку?
(Дети высказывают свои предположения)
Но мы с вами не сможем поместить в книгу с нашей новой сказкой движения… А что мы сможем поместить в книгу?
(Дети высказываются)
А давайте мы сказку, как художники, нарисуем?
Какую сказку, о ком ты нарисуешь _ _ _ _ _ _?
А ты _ _ _ _ _ _?
Предлагаю вам пройти в группу, нарисовать свои сказки, а готовые работы поместим в нашу книгу и подарим младшим ребятам.
А вам в помощь я приглашу сказочную музыку.
(Дети рисуют, воспитатель помогает, советует).
Какая прекрасная сказка из ваших рисунков получилась, а помогала нам музыка.