инна щербакова
Конспект НОД «Что в музыке тебе зимы…»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что в музыке тебе зимы.»
Образовательное мероприятие: музыкально-литературный вечер для детей старшей группы
Тип образовательного мероприятия: закрепляющее, развивающее.
Цель: показать связь музыки и литературы на примерах единства слова и звуков.
Задачи: -познакомить с поэзией и музыкальными произведениями известных поэтов и композиторов;
-повышать культуру слушания, понимания поэзии и музыки;
-развивать творческие способности детей;
-формировать коммуникативные способности.
Публикация «Конспект НОД „Что в музыке тебе зимы…“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Место проведения: музыкальный зал
Время проведения: 15.50
Участники: Ведущий - музыкальный руководитель
Участники - дети старшей группы
Предварительная подготовка: слушание - разбор музыкальных произведений П. И Чайковского, чтение стихов о зиме.
Оборудование: проектор,презентация, подборка музыкального репертуара в соответствии с темой занятия и возрастными особенностями детей, музыкальные инструменты, колокольчик, обручи с мишурой, шифоновые белые шарфы для танца - импровизации, рулон обоев с нарисованными деревьями, бутафорские саночки 3 штуки в которых лежат ватные шарики (белые, голубые, чашечки с клеем ПВА (8шт.). Совет: можно наклеить на все панно двусторонний прозрачный скотч длинными полосками.
Ход занятия
Дети заходят в зал, садятся на стульчики. Музыкальный руководитель звенит в маленький колокольчик.
Слайд 1
Ведущий: Я рада вас приветствовать в музыкально - литературной гостиной. Сегодня в нашем зале будут звучать музыка и стихи, раскрывающие красоту и волшебство зимушки - зимы.
Много стихотворений написано о русской зиме. Но, есть ли в них музыка? Может ли слово зазвучать? Как вы думаете?
Ответы детей (могут быть неоднозначные)
Ведущий: Сегодня мы с вами попробуем найти ответ на вопрос, может ли слово или даже стихотворение стать музыкой?
В этом нам поможет отрывок из стихотворении поэтессы Соболевой Елены «Музыка зимы». Послушайте его внимательно и подумайте, есть ли в нем звуки музыки.
«Музыка зимы»
Соболева Елена (отрывок стихотворения)
Ты слышишь музыку зимы?
Она стучится вьюгой в двери,
Звеня хрустальным ожерельем
В завесе снежной кутерьмы.
Ты слышишь музыку зимы?.
Предлагаю превратить слова стихотворения в звуки. А помогут нам в этом атрибуты, которые я заранее приготовила. Подумайте, какие из них можно использовать для нашего стихотворения.
Дети по желанию подходят к столу, на котором лежат треугольники, бубенчики, пакеты, дудочки.
Ведущий читает еще раз отрывок стихотворения, выбранные дети подбирают звуки (пошуршать пакетом, позвенеть в колокольчики, подуть в дудочку)
Ведущий: Молодцы, мы наполнили разными звуками отрывок стихотворения, но звуков у зимушки еще очень много. Загадаю я вам музыкальные загадки. Закройте глаза, послушайте. Какие звуки зимы вы еще услышите.
(дети закрывают глаза, слушают)
Слайд 2
Ведущий включает звук метели, вьюги, хруст снега.
Ведущий: Можете открыть глаза. Кто из вас какие звуки услышал?
Дети: (отвечают полным ответом) Мы слышали шум метели, вьюги, хруст снега под ногами.
Ведущий: Действительно, вы правы. Все эти звуки - предвестники гостей. Вот и гости дорогие, долгожданные - три брата, три зимних месяца.
Звучит звук вьюги, выходят чтецы - месяцы. Читают стихи.
Декабрь: Я Декабрь – старший сын
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днем и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Реки льдами укрываю.
Январь: Я Январь – средний сын,
Лютой стужи господин.
Ну-ка, дети, не ленитесь,
Бегайте без передышки!
А не то не пожалею –
Превращу во льдышки!
Февраль: Я Февраль – младший сын,
Я метелей господин!
Всех вас ветром застужу,
В снежном вихре закружу!
Ведущая: Присаживайтесь, гости дорогие! Вас мы почитаем, с радостью встречаем. Будем сегодня о вас разговор вести.
Ребята, какой месяц зиму начинает и считается самым сказочным?
Ответы детей: Декабрь
Слайд 3
Стихотворение «Зима» Читает Амалия
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала. (Иван Суриков)
Слайд 4
Ведущий: Поэт Иван Суриков написал стихотворение, а композитор П. И. Чайковский написал музыкальное произведение, которое называется «Декабрь». Я предлагаю вам послушать отрывок, и подумать, какая музыка по характеру (цикл пьес «Времена года» П. И. Чайковский)
Ответы детей.
Ведущий: Настроение музыки можно услышать и в словах стихотворения русского поэта Ивана Никитина «Здравствуй, гостья зима». В нем, как в музыке и радость, и удаль, и веселье.
Катя выходит, читает стихотворение на фоне отрывка музыкального произведения «Декабрь»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Ведущий: Проходит Декабрь, и на пороге стоит следующий месяц. Какой?
Дети: За Декабрем приходит Январь.
Ведущий: Правильно. Январь - середина зимы и начало года. Январь считается самым холодным месяцем.
Слайд 5
Читает стихотворение Аня
Улицей гуляет Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
Иль на окнах дышит
Закоптелых хат
Да узоры пишет,
Глядя на ребят. (Спиридон Дрожжин)
Ведущий: Морозы в январе становятся сильными, трескучими. Словно льдинки хрустальные звенят на морозе снежинки. Природа словно наполняется волшебной музыкой, которую я предлагаю вам сыграть на музыкальных инструментах.
Ведущий и воспитатель выносят стол с музыкальными инструментами, мальчики подходят, берут инструменты.
Ведущий: Посмотрите, у нас гостьи. Подружки зимы - снежинки.
Девочки, по желанию, берут обручи и белые шифоновые шарфы, танец - импровизация под музыку.
Слайд 6
Мальчики играют на музыкальных инструментах.
Музыкальное произведение «Снежинки» А. Стоянова (по программе «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева)
Все садятся.
Ведущий: Как называлась музыка, которая помогла нам представить зимнюю картину?
Ответ детей: Музыка называлась «Снежинки»
Ведущая: Снег все валит и валит хлопьями, морозы крепчают, но ребятам от этого только смех да забавы.
Слайд 7
Выходит Кирилл
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех! (Иван Суриков)
Ведущий: Что-то холодно у нас стало. Пора и погреться. В круг вставайте, игру начинайте.
Дети становятся в круг, выполняют движения (физкультминутка)
Раз, два, три, четыре, мы с тобой снежок лепили
Круглый крепкий, очень гладкий
И совсем - совсем не сладкий.
Раз - подбросим,
Два - поймаем,
Три - уроним
И, сломаем!
Все садятся
Ведущий: Январь провожаем, какой месяц встречаем?
Дети: Февраль.
Ведущий: Февраль приходит с буранами, метелями. В открытом поле вольно гуляет ветер, а в лесу свистит и злится. Деревья неподвижно стоят в белоснежных одеждах.
Слайд 8
Читает Маша.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (Сергей Есенин)
Ведущий: Посмотрите на пейзаж в нашем зале. Что вы видите?
Ответы детей
Ведущий: Можно назвать пейзаж зимним? Почему?
Ответы детей: Пейзаж нельзя назвать зимним, потому что на деревьях нет снега.
Ведущий: Давайте украсим наши деревья, как в стихотворении, которое прочитала Маша. Настоящий снег, конечно в нашем зале растает, поэтому в саночках вам привез снеговик вот такие пушистые комочки (ведущая подходит к бутафорскому снеговику, снимает шифоновый шарф, показывает санки, наполненные ватными шариками). Волшебная музыка композитора П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» поможет нам создать сказочный зимний пейзаж.
Слайд 9
Рефлексия.
Дети подходят к панно, расположенному на стене. Берут из санок комочки ваты, разрывают ее по своему усмотрению на комочки, макают их в крышечки с клеем и приклеивают на деревья (или сразу приклеивают на панно на скотч).
Слайд 6
В конце работы ведущий хвалит детей.
Подведение итога занятия.
Ведущий: В нашем зале сегодня звучали стихотворения и музыкальные произведения, посвященные зимушке - зиме. Что вы узнали нового?
Ответы детей
Ведущий: Может ли слово или даже стихотворение стать музыкой?
Ответы детей: Да. В стихотворении можно услышать музыку. Слово может стать музыкой.
Ведущий: Правильно. В любом стихотворении много красивых волшебных звуков. А где еще встречаются слово и музыка?
Ответ детей: В песне
Все исполняют песню «Первый снег» А. Филлипенко.
Слайд 10
Ведущий: Молодцы, а наша гостинная закрывается. Желаю вам веселой и снежной зимы. До новых встреч!
(Звенит в колокольчик, дети уходят из музыкального зала)
Автор - составитель: И. А. Щербакова,
музыкальный руководитель первой квалификационной категории