Бикташева Наталья Петровна
НОД в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Солнце, Земля и другие планеты»
старшая группа по программе "Здоровый образ жизни"
Цель:
Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета, наш дом, который надо любить и беречь. Уточнить знания детей о частях суток и временах года, когда Солнце наиболее активно.
Материал:
Публикация «НОД в старшей группе „Солнце, Земля и другие планеты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Мультимедийная приставка, презентация, модель солнечной системы, схема Солнечной системы с орбитами, настольная лампа, два игрушечных человечка, 2 мольберта, бумага для рисования, краски, кисти.
Предварительная работа:
Чтение сказок Оксаны Оксимовой «Облака», «Звездочки и туча», рассматривание различных иллюстраций на тему космоса, рассматривание глобуса, сюжетно ролевая игра «Космонавты».
Ход НОД
Ребята, отгадайте загадку. Ответ этой загадки, сегодня будет нашей путеводной звездой.
Круглое и яркое, дарит всем тепло,
Встало утром рано, по небу пошло,
Закатилось вечером за лесок.
Угадайте, дети, говорю о ком? (Солнце)
Что вы знаете о Солнце? (Оно дает нам свет и тепло)
В какое время суток можно увидеть Солнце? (Утром и днем)
В какое время года Солнце дольше всего бывает на небе? (Весной, летом)
Можно ли ночью увидеть Солнце? (Нет)
Что мы можем увидеть вечером и ночью на небе? (Луну, звезды)
Солнце, которое мы видим днем на безоблачном небе, которое нам светит и нас обогревает, с которым нам становится очень хорошо, - это звезда, как и все другие звезды космического пространства. Солнце – это огромная звезда и она намного ближе к нам, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим, круглым, не похожим на звезды ночного неба.
Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему даже приблизиться невозможно. Оно все плавит и сжигает, такая там высокая температура. На Солнце смотреть трудно – такое оно яркое, сверкающее и так много от него идет света и тепла. Звезда – Солнце постоянно вращается вокруг себя. А вокруг звезды – Солнце вращаются другие планеты, более холодные.
Физминутка
Раньше всех на свете солнце встало, (встать, подняться на носочки)
А как встало принялось за дело: (опустится на полную ступню)
Грело, грело, грело. (круговые движения руками)
Обошло всю землю (медленно покружиться вокруг себя)
И устало – (смахнуть пот со лба)
Отдыхать за лесом село. (присесть на корточки)
Ребята, посмотрите, - это карта Солнечно системы. Это Солнце, и как я уже сказала оно вращается вокруг себя. А вокруг Солнца вращаются другие звезды – планеты. Они тоже огромные, но меньше Солнца. Их всего десять. И каждая планета двигается по своей орбите, как по дороге, и не когда не поворачивает. Ближе всех к Солнцу расположен Меркурий, затем идет Венера, потом Земля, она третья по счету от Солнца. Потом следуем Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Солнце оказывает большое влияние на другие планеты. Те планеты, что ближе к Солнцу, получают очень много тепла, и эти планеты сами горячие, раскаленные. Которые планеты немного подальше от Солнца получают тепла поменьше. А планеты отдаленные от Солнца, тепла получают мало, они холодные.
Посмотрите внимательно на модель Солнечной системы и скажите: все ли планеты одинаковые по размеру? (они разные по размеру и все значительно меньше Солнца)
Наша Солнечная система
Жанна Парамонова
В пространстве космическом воздуха нет
И дружат там десять различных планет.
А солнце – звезда в самом центре системы.
И притяжением связаны все мы.
Солнце - звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце – светило они обожают.
Подвижная игра: «Солнце и планеты»
(На полу выложена схема солнечной системы. Орбиты планет из тонкого каната. Каждой орбите присвоен номер. У макетов планет соответствующие номера. Дети выбирают понравившиеся планеты. По сигналу воспитателя, дети – планеты находят свои орбиты и незамедлительно начинают движение.)
Давайте еще посмотрим на макет Солнечной системы.
Как называется третья планета, от Солнца? (Земля)
Земля – это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь.
Земля – удивительная планета, на ней есть воздух, вода, достаточно света и тепла. Земля – наш с вами дом, который надо любить и беречь.
Давным – давно, жил – был большой огненный шар. Он носился в Солнечной системе по кругу и все время вертелся. Он так быстро двигался, что со временем остыл. Так появилась наша планета. Она состоит из суши и воды, окружена воздухом. С высоты Земля кажется голубой, поэтому ее называют голубым шаром или голубой планетой.
Посмотрите внимательно на макет Солнечной системы, что вы видите рядом с Землей? (Маленькую планету)
Это Луна – планета – спутник Земли. Она вращается вокруг Земли. Почему на Земле происходит смена дня и ночи, то наступает темная ночь, то светлый день?
Вот посмотрите, как это происходит, перед вами глобус – наша Земля и лампа – Солнце. Скажите, где сейчас на глобусе день, а где ночь? (На освещенной части день, а на части в тени – ночь)
У меня игрушечный мальчик Ваня. Я его помещаю на глобус в месте, где территория нашей страны. А как она называется? (Россия)
Какое время суток сейчас в России? (День)
Поворачивает глобус. А теперь? (Ночь)
В другой стороне глобуса располагается другая страна – Соединенные Штаты Америки. Сюда я помещаю другого мальчика Джона. Я начинаю вращать глобус, а вы мне говорите: где ночь, а где день? И что в это время может делать Ваня, и что будет делать Джон? (Повторить 2-3 раза)
За сутки Земля делает оборот вокруг себя. Эти движения и приводят к смене дня и ночи. Вращаясь планета Земля подставляет солнечным лучам то одну, то другую свою сторону. Где освещено – там день, а где не освещено – ночь. А облака которые окружают нашу Землю защищают ее от полящих луче солнца.
Триз: «Облака»
(Сейчас на счет три, вы превратитесь в легкие белые облака и отправитесь путешествовать по голубому небу, вокруг Земли. И сможете рассмотреть ее с высоты.) (Дети под песню «Облака» подходят к экрану мультимедийной доски и рассматривают Землю) (На счет три – дети возвращаются на свои места)
Вы побывали облаками, посмотрели на землю из космоса, рассмотрели ее в Солнечной системе. А теперь я предлагаю вам побывать художниками и нарисовать портрет нашей голубой планеты –Земли. (Дети работают под спокойную мелодию)
Если ночью не храпеть
И на небо посмотреть,
То увидеть сможешь ты
Звезды дивной красоты.
А какие звезды увидели сегодня вы?
А кем вы были?
Что вы еще делали и что узнали нового?
С какими звездами вы хотели бы познакомиться поближе, а может быть и побывать на нах?