Светлана Железнякова
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля»
Воспитатель: Железнякова Светлана Сергеевна
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе „Богатство нашей планеты Земля“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, коктейльные трубочки, зубочистки, пластмассовые стаканчики, краски, бумага, резиновая игрушка, мыльные пузыри.
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия:
- Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком?
Дети: Он какой- то стал грустный, маленький.
- Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Воспитатель: Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:
(Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»)
Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: он пуст.
Воспитатель: да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?
Дети: нет.
Воспитатель: Хотите проверить?
Дети: да.
Воспитатель: возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: воздух из пакета.
Воспитатель: вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, можно ли увидеть воздух?
Дети: нет. Воздух увидеть нельзя, он прозрачный.
(Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»)
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети: воздух внутри нас есть.
Воспитатель: - А хотите проверить?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, опустите трубочку в стакан с водой, подуйте в трубочку тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Дети: мы пускали через трубочку воздух и там появились пузырики.
Воспитатель: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
(Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»)
Воспитатель: Проведем еще эксперимент?
Дети: Да.
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опустим его в стаканчик с водой. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: воздух.
Воспитатель: Вывод: Воздух легче воды.
Физминутка. «Мыльные пузыри». У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это?
Дети: мыльные пузыри.
Воспитатель: Как думаете, что находится внутри пузырей?
Дети: воздух.
Воспитатель: Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите. (после игры, предлагаю снова пройти к столам)
Воспитатель: А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Дети: нет.
Воспитатель: Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Дети: да.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
Дети: понравилось.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.