Ирина Антонова
Тематическая подборка материала для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое планеты Земля»
Тематическая подборка материала для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Путешествие в прошлое планеты Земля»
Цели:
Расширить знания детей о доисторических животных.
Познакомить с растением папоротник, природой такого явления как вулкан, строением скелета человека.
Публикация «Тематическая подборка материала для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое планеты Земля“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Упражнять в рисовании, лепке, коллективной аппликации.
Учить делать самостоятельные умозаключения из результатов опытов («гибкость позвоночника», «вулкан»).
Развивать внимание, мышление, любознательность, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Картинки: первобытные люди, динозавры, вулканы, наскальная живопись, папоротники, гибель человека, происхождение человека, скелет человека.
Следы динозавров.
Пластилин. Зеленая бумага, ножницы, клей. Лист ватмана. Цветные карандаши.
Муляжи овощей и фруктов, фигурки динозавров.
Песочные столы. Шаблоны «Динозавры», ситечки, воронки, лопатки, метелки.
Мячи разных размеров.
Лист бумаги с надписями «хищники» и «травоядные», разрезные картинки.
Макет вулкана, сода, лимонная кислота. Красный краситель. Шприц без иглы, вода.
Стебли водянистых растений, глина, уголь. Листы бумаги, губка, коричневая краска.
Дрова. Картинки, изображающие языки пламени, длинная веревка.
Палки гимнастические. Мешочки для метания.
Печенье, овощи, сыр, вырезанные в виде рыбок. Шпажки. Напиток.
Синельная проволока, трубочки.
Ход занятия:
Сегодня нас ждет путешествие в очень далекое прошлое нашей планеты Земля. В те времена наша планета сотрясалась от землетрясений, извержений вулканов. Сильная жара сменялась холодными ледниковыми периодами. Люди еще не появились. В о время. Когда на Земле был теплый климат обитателями планеты были динозавры — гигантские «ужасные ящеры» и доисторические животные — мамонты, саблезубые тигры. Давайте рассмотрим картинки и узнаем как они выглядели.
Рассматривание иллюстраций «Динозавры»
Дети рассматривают иллюстрации, педагог комментирует.
Лепка «Динозавры»
Используем разные приемы лепки: раскатывание, вытягивание, защипывание.
Подвижная игра «Пройди по следам динозавра»
На полу раскладываются следы, по которым дети проходят сначала широким шагом, затем на высоких четвереньках.
Чтение стихотворения «Динозавры» В. Шипуновой
По юной и влажной планете,
Лиан раздвигая плети,
Бродят огромные звери —
Первые дети Земли.
Жуют охапками ветки
И чешут о скалы шипы.
Большие-большие звери —
Первые дети Земли.
Греют в вулканах хвосты
Огромные дети планеты
И спин выгибая мосты
Плещутся в лунном свете.
Их вылепить сможете вы!
Раскраска «Доисторические животные»
Детям предлагается раскрасить картинки цветными карандашами.
Подвижная игра «Хищники и травоядные»
Дети делятся на две команды — хищники и травоядные. По сигналу дети собирают еду (муляжи овощей и фруктов или фигурки динозавров). Затем команды меняются.
Песочная студия «Динозавры и динозаврики»
Дети рисуют динозавров с помощью шаблонов, затем песком из кулака делают яйца, ветки папоротника.
Детеныши динозавров появлялись из яиц.
Подвижная игра «Яйцо динозавра»
Эстафета: толкание фитбола перед собой и обратно, переноска мячей-яиц в совке (по одному, в платке (в парах, кто больше пронесет за один раз.
Изготовление альбома «Динозавры»
Ножницами разрезаются картинки с изображением динозавров. Альбомный лист сгибается пополам, на одну сторону наклеиваются хищники, на другую травоядные.
Папоротники
Знаете ли вы, ребята, какие растения самые древние на земле?
Папоротники — одни из самых древних растений, они росли во времена, когда жили динозавры. Многие динозавры питались листьями папоротников.
Но некоторые сохранились до наших дней.
Наблюдение за комнатным растением папоротник
У всех папоротников большие, обычно рассеченные. Молодые листья папоротников свернуты, как улитки, а разворачиваются во время роста. И еще у всех папоротников на нижней поверхности листьев появляются споры, похожие на семена. Эти споры падают на землю или разлетаются с ветром и дают жизнь все новым и новым папоротникам.
Коллективная аппликация «Папоротниковый лес»
Давайте сделаем свой папоротниковый лес. Можно сделать папоротники разными способами. Наклеить их на общий лист.
Так почему же исчезли динозавры. Из огромного множества да наших дней дожили только змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы.
Ученые до сих пор спорят, из-за чего вымерли динозавры.
Многие считают, что на землю упал огромный астероид. Который поднял в небо тучи пыли. Из-за этого на долгие годы воцарилась темнота и холод. Динозавры не смогли выжить в таких условиях.
Опытно-экспериментальная деятельность «Вулкан»
В форму в виде вулкана дети насыпают соду, кристаллы лимонной кислоты, красный краситель. Затем шприцем без иглы наливают воду и наблюдают за «извержением».
Художественное экспериментирование «Наскальная живопись»
Первые люди были первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных — лошадей, быков, оленей, а еще птиц и рыб, человеческие фигурки, сцены охоты. В те времена рисовали каменным углем и жидкой глиной, или сочными корешками и стеблями растений. Ведь эти материалы всегда были под рукой.
Попробуйте сами порисовать стеблями растений.
Давайте разведем кусочек глины до жидкого состояния густой краски и порисуем ею.
Затем губкой, смоченной в коричневой краске, дети тонируют лист бумаги, на котором после высыхания рисуют углем сцену из жизни первобытных людей.
Подвижная игра «Защита огня»
Дети выкладывают дрова и огонь (цветное изображение языков пламени, делая имитацию костра. Очерчивается круг. Выбирается «защитник огня» (можно два). Его задача бегать вокруг огня, не давая игрокам выхватить из дров «огонь». Ловить можно только в круге.
Инсценировка «Первобытное племя»
Дети-мальчики изображают охоту и рыбалку, дети-девочки — приготовление пищи, сбор ягод и дров.
Физкультура на воздухе
Первобытные люди умели быстро бегать, далеко прыгать, метать копье, метко попадать в цель.
(Проводится метание копья, бег, прыжки в длину с места и с разбега, метание в цель).
Кулинария
Пища древних людей была проста. Растения, которые собирали женщины и дети. А также, добытое на охоте и рыбалке — животные, птицы, рыба.
Сейчас мы поиграем в рыбалку — будем ловит рыбу копьем — нанизывать съедобные фигурки рыб на шпажку. Пойманное можно съесть.
Анатомия
Первобытные люди своим внешним видом сильно отличались от современных людей. Взгляните на картинку «Происхождение человека».
Раньше люди были меньше ростом и ходили сгорбившись. Покажите как. Сейчас вы меняли положение спины, ног и рук. Вы смогли это сделать, так как внутри каждого из нас есть скелет. (Показ картинки).
Скелет человека делится на следующие части: скелет головы скелет туловища скелет верхних конечностей (плечевой пояс, конечности) скелет нижних конечностей (тазовый пояс, конечности) Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.
Эксперимент «Гибкость позвоночника»
Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими? Как мы уже узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков.
Давайте посмотрим наглядно как это происходит. Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения. Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь наш «позвоночник» стал более гибким?
После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом, пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.
Игра «Выложи фигуру человека в разных движениях»
Детям предлагается выложить из счетных палочек и круга (голова) человека в определенной позе, показанной взрослым или самими детьми.