Татьяна Немтинова
НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайна планеты Железяка, или Волшебные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6 «Звездочка»
142001, Московская обл., г. Домодедово, микрорайон Северный, ул. Ломоносова, д. 18б, тел. 8(496)793-75-01
Муниципальный семинар для старших воспитателей
Конспект НОД
по опытно-экспериментальной
деятельности в старшей группе
«Тайна планеты "Железяка"
или
Удивительные свойства магнита»
Воспитатель:
Т. А. Немтинова
г. Домодедово
25. 04.2019 г.
Тема:
Публикация «НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Тайна планеты Железяка, или Волшебные свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
«Тайна планеты "Железяка"
или
Удивительные свойства магнита».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.
2. Познакомить детей с понятиями «магнитная сила», "магнитное поле", «притяжение»
3. Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
2. Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
3. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментированию.
2. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
Оборудование и материалы: спецодежда, шапочки, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные предметы, пластиковые тарелочки, песок (крупа, емкости с водой, скрепки, магниты по количеству детей. Монитор, аудио -видео записи. Костюм робота. Спец оборудование связи. Магнитная доска.
Предварительная работа: Просмотр видео материала по теме "Что такое магнит". Исследование магнита. Игры с магнитами, беседы.
Ход образовательной деятельности.
-У нас сегодня гости. Поздоровайтесь, дети. Познакомьтесь, - это диспетчеры центра управления полётами.
А вас, юные космонавты, я приглашаю совершить увлекательное путешествие по галактике.
Займите места в модулях космического корабля согласно цветовой гамме. (Дети рассаживаются за столы).
Воспитатель: (надевает наушники с микрофоном)
- "Земля" я звездолёт "Радуга" прошу разрешение на взлёт (2 раза)
Диспетчер: Я "Земля". "Радуга", взлёт разрешаю!
Воспитатель: Экипаж, приведите спинки кресел в вертикальное положение. Застегните привязные ремни. Зажигание. Отсчё т: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Поехали! (Идёт видео-звуковое сопровождение полёта.)
10 секунд. Полёт нормальный. (на мониторе появляются помехи.)
Что случилось? (входит робот и просит землян о помощи)
Робот: Приветствую вас, земляне!
Я робот с планеты "Железяка".
Помогите. помогите!
Наша планета столкнулась с астероидом и раскололась. раскололась.
Помогите, дайте совет, как собрать планету "Железяка"?
Воспитатель: Мы рады помочь. но как?
Робот: Помогите. помогите!
Воспитатель: Дети, давайте рассуждать логически. Из чего состоит планета "Земля"? (из земли). Как вы думаете, а из чего состоит планета "Железяка"? (Из железа)
- Тогда вопрос: Как можно собрать железные осколки планеты?
- (с помощью магнита).
Робот: Что такое магнит? (ответы детей). Почему магнит? Как он работает?
Воспитатель: В этом мы сейчас разберёмся, проведя опыты и дадим тебе нужную информацию. (Робот присоединяется к детям и делает опыты с ними. Одновременно опыты проделывают взрослые в "Центре управления полётами").
Воспитатель: Вы сказали, что магнит это железо и у него есть особенное свойство. какое? (он притягивает к себе предметы). Здесь надо разобраться.
Опыт №1 : " С какими предметами дружит магнит?". Сегодня нам предстоит открыть удивительные свойства магнита, сделать это вы сможете с помощью экспериментов с ним.
Итак, все ли может притянуть магнит?
У вас на столах, находятся предметы из различных материалов (бумаги, пластмассы, дерева, металла, стекла).
При помощи магнита разделите все предметы на две группы : в красной тарелочке у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а в синей - предметы, которые не притягиваются магнитом.
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из металла).
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы, бумаги и т. д.)
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство называется магнитной силой.
Опыт №2 «Магнит преграды не боится».
Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита через преграду (препятствие?
На столах у вас есть картон, ткань, пластмасса. Вы сейчас самостоятельно проверьте, действует ли магнитная сила через эти предметы.
Готовы рассказать что у вас получилось?
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу не исчезает.
Вывод: Магнитные силы действуют через дерево, ткань, бумагу, пластмассу.
Робот: Очень интересно. Хочу ещё.
Воспитатель: Мы продолжим исследования, но космонавты засиделись и нам необходима разминка
Динамическая пауза.
Воспитатель: Осколки планеты "Железяка" разлетелись по всему свету. Одни упали прямо в воду океана, другие затерялись в песчаных барханах. Как возможно найти их в этом случае?
Опыт №3 : "Не замочи рук?"
У вас на столах есть стаканы с водой. Возьмите их. Видите предметы на дне? Как вы думаете, можно ли достать предметы не замочив рук и не выливая воду из стакана?
Воспитатель: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло? Давайте это проверим.
(У каждого ребенка стакан с водой, в нём монетки. Ребенок по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит.)
Воспитатель: Что же двигало монетку? (Магнитная сила).
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: Проходят ли магнитные силы через стекло?
Дети: Магнитные силы проходят через стекло.
Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?
Дети: Не помешала.
Воспитатель: Тогда давайте сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?
Дети: Магнитные силы проходят через воду.
Дети отмечают, что действие магнита на монетки через стекло и в воде не исчезает.
Опыт №4 "Какую тайну скрывают пески?"
На дне подноса с песком спрятаны скрепки. Дети достают их с помощью магнита.
- Сколько скрепок притянул маленький магнит? (ответы детей).
- Сколько скрепок притянул большой магнит? (ответы детей).
Вывод: Чем крупней магнит, тем сильней его магнитное поле.
Воспитатель: Друзья мои, как вы думаете, где можно использовать магнит? (ответы детей).
Роботу Бронислава, теперь ты сможешь собрать отколовшиеся части планеты "Железяка" с помощью магнита?
Воспитатель: С помощью опытов мы многое узнали про магнит.
Итог занятия
1. Магнит притягивает железо.
2. Магнит действует сквозь бумагу, дерево, пластмасс.
3. Магнит действует сквозь воду и стекло.
Воспитатель: Юные космонавты, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью, находчивостью, любознательностью.
На память о нашей встрече я дарю всем участникам полёта магниты со смайликами улыбки.
Отправим с роботом посылку с магнитом и карточки-напоминания со свойствами магнита.
- А нам с вами пора возвращаться на родную планету. Приготовиться к посадке.
- Земля, Земля! Я звездолёт "Радуга"! Полёт окончен!