Ольга Соболева
НОД по речевому развитию «Звуковая культура речи: Знакомство со звуками [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по речевому развитию
«Звуковая культура речи :
знакомство со звуками [ж] и [ш]»
Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/С Йэйгор с. Акъяр, Хайбуллинский район, Соболева О. А.
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;
Задачи:
Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;
Публикация «НОД по речевому развитию „Звуковая культура речи: Знакомство со звуками [ж]-[ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух)знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;
расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
Развивающие : способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;
способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;
развивать артикуляционную моторику;
развивать тонкую моторику и кинетические навыки;
способствовать развитию координации речи с движением;
способствовать развитию зрительной памяти;
Воспитательные: продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.
Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; домик на доске; запись песни-игры Николая Шуть «Мы идем»; два цветочка синего и красного цвета, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети в кругу)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
1. Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)
А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
А теперь отгадайте другую загадку:
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно это… (жук) (достаёт из коробки жука)
А как звучит песенка жука? Ж-Ж-Ж…Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка»
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Чьи зубы чище?»
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
3. Упражнение «Лошадка»
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].
-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?
-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
Воспитатель: напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Затем формулирует
задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.
Воспитатель: Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. Затем произносит звуки : ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.
Игра «Похлопайте и потопайте». (интер. доска).
Воспитатель: Задание для девочек
Девочки хлопают в ладоши если услышат звук Ж
(воспитатель произносит слова с легким интонированием звука.) Предлагаемые слова для игры:
Жираф, стол, жук, книга, журавль, ежик, гараж, картина;
Задания для мальчиков
Мальчики топают ногами если услышат звук Ш
шар, кошка, шишка, стул, ручка, дом, лягушка, ромашка,
Воспитатель предлагает произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».
Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.
1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро
4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо
5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно
6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо
Игра смячом.
Я иду, и ты …
Я пою, и ты…
Я несу, и ты…
Я беру, и ты…
Я веду, и ты…
Я плыву, и ты…
Я лечу, и ты…
Я стою, и ты.
Я бегу, и ты…
А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».
У вас на столах лежат картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш, а в правом – звук Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).
песня-игра Николая Шуть «Мы идем»
Сказка «Ёжик»(детям предлагается найти слова со звуком Ж)
Телё нок увидел ежа и говорит ему:
— Я тебя съем!
Ёж не знал, что телята не едят ежей, испугался, свернулся клубком и фыркнул:
— Попробуй!.
Задрав хвост, глупый телёнок запрыгал вокруг ёжика и, боднув его, лизнул в правый бок.
• Ой! Ой! Ой! — заревел маленький телёнок и побежал
жаловаться маме-корове:
• Ёж меня за язык сильно укусил!
Корова подняла медленно голову, задумчиво поглядела на своего несмышленого сына и принялась дальше жевать траву.
- Ребята, я предлагаю вам немного размяться.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется
«Третий лишний»
Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
1. Картинки: жук, нож, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?
В слове жук звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
2. Картинки: малыш, Маша, жаба. Какая картинка лишняя, почему?
В слове малыш звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?
3. Картинки: художник, лягушка, мишка. Какая картинка лишняя, почему?
В слове художник звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
Рефлексия. Итог.
Воспитатель: – С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Какие задания были для вас трудными? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж.
Воспитатель раздает детям жучков.
На полу лежат два цветочка красного и желтого цвета.
– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.
Молодцы!