МААМ-картинки

НОД по речевому развитию «Звуковая культура речи: Знакомство со звуками [ж]-[ш]»

Ольга Соболева
НОД по речевому развитию «Звуковая культура речи: Знакомство со звуками [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по речевому развитию

«Звуковая культура речи :

знакомство со звуками [ж] и [ш]»

Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/С Йэйгор с. Акъяр, Хайбуллинский район, Соболева О. А.

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;

Задачи:

Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;

Публикация «НОД по речевому развитию „Звуковая культура речи: Знакомство со звуками [ж]-[ш]“» размещена в разделах

развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух)знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;

расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;

Развивающие : способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;

способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

развивать артикуляционную моторику;

развивать тонкую моторику и кинетические навыки;

способствовать развитию координации речи с движением;

способствовать развитию зрительной памяти;

Воспитательные: продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; домик на доске; запись песни-игры Николая Шуть «Мы идем»; два цветочка синего и красного цвета, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети в кругу)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

1. Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку:

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно это… (жук) (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Ж-Ж-Ж…Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.

Воспитатель: напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Затем формулирует

задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.

Воспитатель: Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. Затем произносит звуки : ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Игра «Похлопайте и потопайте». (интер. доска).

Воспитатель: Задание для девочек

Девочки хлопают в ладоши если услышат звук Ж

(воспитатель произносит слова с легким интонированием звука.) Предлагаемые слова для игры:

Жираф, стол, жук, книга, журавль, ежик, гараж, картина;

Задания для мальчиков

Мальчики топают ногами если услышат звук Ш

шар, кошка, шишка, стул, ручка, дом, лягушка, ромашка,

Воспитатель предлагает произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Игра смячом.

Я иду, и ты …

Я пою, и ты…

Я несу, и ты…

Я беру, и ты…

Я веду, и ты…

Я плыву, и ты…

Я лечу, и ты…

Я стою, и ты.

Я бегу, и ты…

А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».

У вас на столах лежат картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш, а в правом – звук Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

песня-игра Николая Шуть «Мы идем»

Сказка «Ёжик»(детям предлагается найти слова со звуком Ж)

Телё нок увидел ежа и говорит ему:

— Я тебя съем!

Ёж не знал, что телята не едят ежей, испугался, свернулся клубком и фыркнул:

— Попробуй!.

Задрав хвост, глупый телёнок запрыгал вокруг ёжика и, боднув его, лизнул в правый бок.

• Ой! Ой! Ой! — заревел маленький телёнок и побежал

жаловаться маме-корове:

• Ёж меня за язык сильно укусил!

Корова подняла медленно голову, задумчиво поглядела на своего несмышленого сына и принялась дальше жевать траву.

- Ребята, я предлагаю вам немного размяться.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

«Третий лишний»

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

1. Картинки: жук, нож, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове жук звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: малыш, Маша, жаба. Какая картинка лишняя, почему?

В слове малыш звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: художник, лягушка, мишка. Какая картинка лишняя, почему?

В слове художник звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Рефлексия. Итог.

Воспитатель: – С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Какие задания были для вас трудными? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж.

Воспитатель раздает детям жучков.

На полу лежат два цветочка красного и желтого цвета.

– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.

Молодцы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алтайского края Хабарского района с. Хабары Конспект ООД по развитию.

Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы «Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]» Цель – создать условия для упражнения детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з мягко и твердо;.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [Р], [Р’]» Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях. Задачи: - подготовить.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Тема: «Звуковая культура речи. Звук «И»» Цель:.

Конспект занятия по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки [м], [м’]» I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту) 1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие.

Конспект занятия по развитию речи «Формирование словаря и звуковая культура речи» 1. Развивающая речевая среда. Цель. Обогатить и уточнить представления детей о предметах ближайшего окружения. Дидактическая игра «Чудесный.

Конспект занятия по речевому развитию «Звуковая культура речи: звук [И]» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) V. Организационная информация 1. Доминирующая образовательная область Речевое.

«Звуковая культура речи: звуки [а], [у]». Технологическая карта по речевому развитию во второй младшей группе Технологическая карта №3 19.09.18 г. Вид Речевое развитие Тема Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» Задачи.

Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]» Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]».Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ц]» МБДОУ ЦРР д/с №10 "Незабудка" Конспект занятия в средней группе по развитию речи Звуковая культура речи. звук "Ц" Цель: -упражнять детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по речевому развитию «Звуковая культура речи: Знакомство со звуками [ж]-[ш]»
Опубликовано: 24 января 2019 в 11:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по речевому развитию «Звуковая культура речи: Знакомство со звуками [ж]-[ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соболева (УИ 1633249) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД