Светлана Малуева
Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]».
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш, развивать фонематический слух, упражнять в различение звуков на слух.
Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и зеленые; два домика на доске; ворота.
Ход занятия:
Влево, вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь!
Давайте вспомним наши правила поведения на занятии:
Публикация «Занятие по речевому развитию „Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим!»
О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:
«Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея)» (достаёт из коробки змею)
А какая песенка у змеи?
Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Эта песенка звучит глухо- Да?
Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
А теперь отгадайте другую загадку:
«В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно майский…. (жук)» (достаёт из коробки жука)
А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко!
Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
- Чем отличаются эти звуки? Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки. Давайте попробуем-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)
Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)
Молодцы.
Давайте будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый).
Сегодня на занятие я подобрала веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их.
Вспоминаем, что чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.
1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. – быстро
4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо
5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно
6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо
Физкультминутка
Молодцы! Давайте немного разомнёмся!
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше
Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш., поднимите зеленый кружок. И так:
Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.
А теперь новая игра. Она называется «Засели домик». У нас на доске два домика и ворота с замком, который нужно открыть и освободить наши звуки.
Здесь картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).
Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним:
какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?
Вам понравилось занятие? (что было интересным, а что вам показалось трудным).
-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.
Все старались быть внимательными, правильно поднимали кружочки, старались запомнить стихи.
Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями.
Умнички!