Альбина Александровна Денисова
Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы «Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – создать условия для упражнения детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з мягко и твердо; различать слова со звуками з, зь
Задачи:
Обучающая:
- Упражнять детей в произношении звука з-зь, в слогах и словах; учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Развивающая :
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы „Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.
- Совершенствовать интонационную выразительность.
Воспитательная:
- Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Коррекционная работа
Развивать
- координацию речи с движением
- ориентировку в пространстве
- слуховое восприятие
- зрительное восприятие
Виды деятельности
- Познавательная
- Игровая
- Двигательная
- Речевая
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: слушание загадки и разгадывание, произнесение звуков з и зь, ходьба по кочкам, удерживая равновесие.
Оборудование: цветные клубочки, геометрические фигуры, картинки с изображением предметов, в названии которых есть з, аудиозапись звуков леса, пения комара, пчелы; ваза с цветами.
Предварительная работа: прослушивание звуков леса, птиц, насекомых, рассматривание картинок.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
Дети, кто из вас летом был в лесу?
С кем вы ходили в лес?
А можно маленьким детям ходить в лес одним? (Можно заблудиться, встретить диких зверей).
Я предлагаю вам отправиться сегодня в лес.
А чтобы мы не заблудились, дорогу нам покажут волшебные клубочки. (Четыре разноцветных клубочка в лукошке).
2. Основная часть.
Воспитатель:
Первый клубочек покатился в лес, и все пошли за клубочком. (Звучат в аудиозаписи песни птиц).
Мы оказались на лесной полянке, где живут лесные птички.
Красиво они поют? Мы их не видим, а слышим их звуки.
Второй клубочек привел нас на луг. Это любимое место насекомых. Угадайте, каких:
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)
Дыхательная гимнастика.
Дети вдыхают через нос, выдыхают ртом на бумажные бабочки на ниточках, прикрепленные к палочкам.
Повторяют 2-3 раза.
Третий клубочек покатился с лесной полянки и докатился до болота.
На болоте кочки необычные (в виде геометрических фигур, они помогут нам перейти болото, не замочив ноги. Надо пройти по этим фигурам и назвать их. Дети переходят болото, становятся у около высоких кочек (подушечек).
Болото – это любимое место насекомых; вы узнаете, каких, если отгадаете загадку:
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит
Разрешенья не спросит,
Подлетит - и укусит! (Комар)
Присядьте на подушечки (мальчики справа, девочки слева).
Послушаем, как поёт комар? (Звучит аудиозапись.)
Звук з, песенка комара, звучит громко – зззз, и слышен голос. Язык прижимается к нижним зубам.
Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. (положите руку на горло и пропойте песенку комара)
Игра в комариков.
Мальчики изображают комаров (то громко, то тихо произносят звук з, а девочки отмахиваются от комаров. Потом дети меняются ролями.
Индивидуальные исполнения песенки комара. Выбор лучшего исполнителя.
Большой комар и маленький комарик поют свои песенки по-разному:
Большой комар поет: з; маленький комар поет: зь.
Исполнение песенок детьми.
В музыкальной комариной школе малыши-комары исполняют они сложные песенки.
Зя-зя-зя, за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зю-зю-зю, зу-зу-зу
Не дразните козу.
Четвертый клубочек покажет нам дорогу в детский сад.
Дети садятся за столы.
Работа по картинкам
Воспитатель:
Я назову предметы, которые здесь изображены.
Назовите предметы, в которых слышна песенка большого комара З? (Заяц, зубы, зонт)
Назовите предметы, в которых слышна песенка маленького комара Зь? (зебра, зеркало, зима)
Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)
Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)
Дидактическая игра «Пчелы»
Воспитатель: Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди. Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (Слушают аудиозапись жужжания пчел, дети повторяют).
Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Вы будете пчелами. Встаньте с одной стороны комнаты. А в другой стороне комнаты — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (показываю на одного ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще пчела полетела (показываю на следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
3. Рефлексия.
-Дети, какой звук мы сегодня учились произносить? (з-зь)
-Эти звуки встречаются в словах. Кто запомнил, в каких словах?
-А кто еще издает такие звуки?
Я вам предлагаю комариков для раскрашивания.