Любовь Корчагина
НОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения.
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность
по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения.
Воспитателя Антоновой Г. В.
Образовательная область «Познание».
Тема: Составление рассказа «Как животные готовятся к зиме»
Цель: Научить детей составлять рассказ по картине с опорой на полученные знания.
Задачи:
Публикация «НОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей навык связно и последовательно составлять рассказ по картине
- развивать связную речь, учить применять знания в практике речевого общения;
Коррекционно-развивающие :
- Развивать и активизировать словарь признаков по темам: «Зима»; «Подготовка животных к зиме»;
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями;
- развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию;
- развивать речевую и интонационную выразительность;
- развивать умение строить высказывания при помощи опорных сигналов;
- развивать у детей общую и мелкую моторику;
- развивать ориентировку в пространстве при помощи обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.);
- развивать творческое воображение, мелодико-интонационные характеристики речи;
- развивать познавательные процессы;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой высказывания других детей;
- воспитывать у детей артистизм, творческие способности, логическое мышление;
- воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства;
- воспитывать у детей чувства коллективизма, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска.
Зрительная гимнастика «Белка» (презентация).
Видео презентация «Февральское утро в лесу», «Прогулка по зимнему лесу»,
Наглядно-дидактический материал «Животные в лесу» («Времена года» автор Пономарева Е. А., Иванова С. А.).
Корзина, чудесная коробочка с игрушками и природными материалами, деревья, пеньки, сугробы (ткань, коврики по количеству детей.
Шапочки зверей для драматизации.
Разрезные картинки «Дикие животные».
Аудиозапись «Звуки природы» (голоса животных).
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений и загадок о животных;
Разучивание слов и движений пальчиковых игр;
Распределение ролей для игры-драматизации, выразительное чтение, игровые движения, мимика, повадки.
Наращивание, активизация словаря, проведение беседы «Как животные готовятся к зиме»;
Чтение рассказа «Осень: сентябрь, октябрь, ноябрь»;
Изготовление наглядного материала;
1. Вводная часть
Педагог. Ребята, вспомните игру «Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик,
где ты был? Дети сгибают большой палец левой руки (4раза)
Долго по лесу бродил! Сгибают большой палец правой руки (4 раза)
Встретил я медведя, волка, Поочередно соединяют большой палец правой руки с остальными.
Зайца, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку
Всем подарки подарил Выставляют вперед обе руки ладонями вверх
Всяк меня благодарил. Последовательно сгибают четыре пальца обеих рук (кланяются)
автор Т. Овчинникова
Педагог. Ребята, назовите животных, которых мы встретили в игре. (Ответы детей)
А хотите отправиться прямо сейчас в зимний лес, чтобы посмотреть на этих животных и вспомнить о том, как они готовились к зиме. (Ответы детей). Тогда одеваемся потеплей и в путь. (Имитация надевания вещей).
2. Основная часть.
Педагог. (Дети начинают движение по указанию педагога)
Змейкой ходим по дороге
Выставляя смело ноги
Раз шажок, два шажок
Появляется зверек (автор Антонова Г.)
Педагог. А какой зверек мы узнаем после того, как отгадаем загадку.
По снегу бежит-петляет
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно
Волку и лисе обидно (Заяц).
Н. В. Елкина.
Дети отгадывают.
Педагог А сейчас стоя на месте попробуйте глазами отыскать зайца. Дети находят. Давайте подойдем к нему поближе, присядем и послушаем стихотворение.
Зайка скачет по дорожке
Не видны в движенье ножки.
Он усталости не знает,
Только хвост его мелькает.
Н. В. Нищева.
Педагог. Вспомните, как заяц готовился к зиме. Ответы детей.
Педагог. Ребята, попробуйте отыскать в этой чудесной коробочке то, чем питается заяц в зимний период (кора, веточка).
Педагог. Нам пора отправляться дальше, навстречу к другому зверю.
Змейкой ходим по дороге
Выставляя смело ноги
Раз шажок, два шажок
Появляется зверек.
Педагог. Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу. (Медведь).
Н. В. Елкина.
Педагог. Стоя на месте попробуйте на слух угадать местоположение медведя. (включить звук «медвежьего рыка»).
Дети находят.
Педагог. Подойдем к нему поближе, присядем, и послушаем песенку.
Мишка мед в дупле нашел,
Там гнездо у диких пчел.
Чтоб мишутке всласть поесть,
Нужно высоко залезть. (слова Н. В. Нищевой, мелодия Антоновой Г.)
Педагог. Расскажите, ребята, как медведь готовился к зиме.
Ответы детей.
Предлагаю отыскать в этой чудесной коробочке то, чем питается медведь в осенний период (рыба, муравей, ягоды).
Педагог. Вновь мы отправляемся на поиски.
Змейкой ходим по дороге
Выставляя смело ноги
Раз шажок, два шажок
Появляется зверек.
Педагог. Об этом жителе леса мы узнаем, отгадав загадку.
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живет в тепле? (Белка).
Н. В. Елкина
Педагог. Стоя на месте, попробуйте глазами отыскать белку. Дети находят.
Подойдем к ней поближе и послушаем стихотворение.
Белочка в дупло без спешки
Носит ягоды, орешки,
Гриб надела на сучок –
На зиму засушит в прок.
Н. В. Нищева.
Педагог проводит гимнастику для глаз «Белка» (презентация).
Педагог. У меня в руке корзина, в которой есть много всего того, чем могут лакомиться животные. Что выберет белка? Ответы детей.
Педагог. Ну, что, ребята, в путь.
Змейкой ходим по дороге
Выставляя смело ноги
Раз шажок, два шажок
Появляется зверек.
Педагог. А кто же нам теперь встретиться на дороге? Послушайте загадку.
Без тропинок, без дорог,
Серый катится клубок,
Он в иголках серых сплошь,
Потому что это…. (Еж).
Н. В. Елкина.
Педагог. Ежа мы найдем с помощью указателей.
Мы пройдем вперед три шага:
А теперь пройдем направо: «Раз, два, три»!
Дети двигаются в соответствии с указаниями педагога и находят ежа. Звучит аудиозапись со стихотворением.
У ежа торчат кругом
Тысячи иголок
У него с любым врагом
Разговор короток.
Н. В. Нищева.
Педагог. Как готовится к зиме еж мы расскажем и покажем.
Расскажи стихи руками (текст Т. А. Шорыгина, движения - авторская разработка педагога Антоновой Г. В.)
Загорелись, как пожар Поднимем поочередно руки вверх
На рябине кисти Руки согнуты в локтях, кисти рук опущены вниз
Катится навстречу шар Заводим мотор руками
Из осенних листьев. Выставить ладони перед собой, тыльной стороной к себе
Ты его не узнаешь? Пожимаем плечами, руки разводим в стороны
Приглядись -ка «бинокль», соединяем указательный и большой пальцы рук.
Это еж! Складываем руки в замок, пальцы при этом не сгибаем.
Золотым клубочком стал Круговыми движениями, поглаживаем ладони
Хитрый ежик колкий Выбрасываем резко кисти рук, согнутых в локтях пальцы при этом разведены в стороны
Листья клена нанизал Соприкасаемся поочередно указательным пальцем с подушечками пальцев другой руки
На свои иголки Складываем руки в замок, пальцы при этом не сгибаем.
Их несет к себе домой Имитация «несем мешок»
Стелет на кроватку Плавное движение рук сверху вниз
Чтобы долгою зимой
Спать под елью сладко Приседаем на корточки, кисти рук соединить и поднести к щеке «спим». Закрыть глаза
Пусть ему навеют сны Обе руки, поднятые вверх, выполняют плавные движение из стороны в сторону над головой
Снежные метели Опускаем руки вниз, с одновременным круговым движением кистей рук. До уровней плеч.
Пусть проспит он до весны
В теплой колыбели Выполняем плавное движение рук из стороны в сторону, ладонями вниз (имитация «качание люльки). С постепенным приседанием на корточки, с укладыванием обеих рук под щеку. Закрывают глаза.
Педагог. В этой корзине выберите то, чем питается еж. (лягушки, змеи).
Предлагаю присесть на пеньки и посмотреть сценку «Как звери готовятся к зиме».
Дети, участвующие в сценке, надевают шапочки животных.
Сценка «Как звери готовятся к зиме».
Автор: Каждый по-своему готовится к зиме.
Медведь: Я очень большой зверь. Зимой мне трудно прокормится, трудно двигаться по глубокому снегу. Поэтому летом и осенью я стараюсь накопить достаточно жира, чтобы проспать до весны в надежном убежище, в берлоге.
Заяц: Я тоже к зиме готовлюсь, белею. В белой шубке мне легче спрятаться зимой от врагов, запасов я не делаю.
Лиса: К зиме запасов не делаю, у меня отличный слух, он помогает мне находить пищу под снегом. Я очень люблю мышей. Малейший писк и серый грызун обнаружен.
Лиса: Хлопотунья-белочка, как у тебя дела? Что на зиму долгую белка припасла?
Белка: Собираю орехи, желуди, рассовываю их по дуплам, древесным щелям, а если найду на земле грибок сорву его и повешу сушить на дереве – зимой он пригодится.
Автор. Целый день белка работает и посматривает на соседа –ежа. Который к осени ленивым, неповоротливым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберется в сухие листья и дремлет.
Белка. Что ты еж совсем разленился, почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь, зимой есть нечего будет.
Еж: Осенью черви прячутся в землю, все труднее находить жуков и лягушек. Осенью я готовлю себе теплое зимовище, таскаю в норы сухие листочки и мягкий мох. Поздней осенью заберусь в свой домик и буду спать на подушке из сухих листьев.
Ребята снимают шапочки.
Педагог. А сейчас ребята разобьемся на пары и поиграем в игру «Собери целое». А собирать вы будете животных.
По окончании игры педагог обращает внимание на картину «Животные в лесу» (Е. А. Пономарева, С. А. Иванова. «Времена года») и предлагает составить рассказ.
Педагог благодарит ребят за интересно составленные рассказы.
3. Заключительная часть.
Педагог. А сейчас с помощью стихотворения мы расскажем о нашем путешествии.
Мы ходили в зимний лес, Дети идут по кругу, взявшись за руки
Сколько там вокруг чудес Поворачиваются вокруг себя, подняв руки вверх
Справа березка в шубе стоит, Отводят правую руку в сторону, показывают «березку».
Слева елка на нас глядит. Отводят левую руку в сторону. показывают «елку».
Снежинки в небе кружатся Делают плавные движения руками над головой
На землю красиво ложатся. Опускают плавно руки, кисти.
Вот и зайка проскакал, Скачут друг за другом по кругу
От лисы он убежал. Присесть на корточки
А это серый волк рыщет, Размашистые движения руками от плеча «волк»
Он себе добычу ищет. «Нюхают»
Лишь медведь в берлоге лежит Так всю зиму и проспит Присесть на корточки
Пролетали снегири
Как красивы были они Машут руками «крылья.»
В лесу красота и покой, Поочередно отводить руки в стороны
А нам пришла пора Возвратиться домой.
Через полянку.
А здесь повернем
И в детский сад наш попадем.
Идут змейкой
Н. В. Нищева
Детей встречает второй воспитатель. Предлагает им раздеться и рассказать, где они были, что делали. Рассказы детей.
Литература:
1. Бородич А. М. «Методика развития речи»
2. Ершова Е. А. «Комплексный подход развитию инициативной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием»
3. Лапп Е. А. «Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения»
4. Плаксина Л. И. «Коррекционная программа детского сада для детей с нарушением зрения»
5. Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»
6. Овчинникова Т. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»
7. Сохина Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста»
8. Елкина Н. В. «1000 загадок»
9. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году»
10 (Е. А. Пономарева, С. А. Иванова. «Времена года».