Елена Заяц
Проект: по развитию связной речи детей подготовительной группы Тема: «Составление описательных рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : педагогический.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы № 3, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Проект: по развитию связной речи детей подготовительной группы Тема: „Составление описательных рассказов“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.
Задачи проекта :
- Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т. д.
- Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
- Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.
- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
- Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
- Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.
- Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.
- Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
- Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.
- Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет
(иллюстрацию).
- Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.
Предполагаемый результат: проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.
Сведения об участниках:
Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.
Этапы проведения проекта :
Сентябрь:
Подбор материала
Октябрь:
1. Рассказывание по картине на тему «Осень».
2. Составление описательного рассказа о дереве с использование схемы.
3. Д. игра «Узнай продукт по описанию» (ведущий ребенок).
4. Игровая ситуация «Мы идем в зоопарк».
Ноябрь:
1. Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».
2. Игровая ситуация: «Правила поведения в автобусе».
3. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
4. Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.
Декабрь:
1. Составление рассказа по теме «Зима» по серии сюжетных картин.
2. Р. О. С. «Путешествие».
3. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине.
4. Игр. ситуация «Письмо Деду Морозу».
Январь:
1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» по серии сюжетных картин.
2. Д. игра «Назови предмет одежды».
3. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин.
Февраль:
1. Р. О. С. «Как пользоваться бытовыми приборами».
2. Игр. ситуация «Кем я хочу быть».
3. Составление рассказа из личного опыта «Дом в котором я живу».
4. Беседа о празднике «Защитники Отечества».
Март:
1. Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
2. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий.
3. Д. игра «Опиши птицу».
4. Постановка сказки «Дюймовочка».
Апрель:
1. Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
2. Р. О. С. «Путешествие в космос»
3. Пересказ рассказа «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий.
4. Игр. ситуация «Наша улица».
Май:
1. Беседа «День Победы».
2. Д. игра «Составь предложение».
3. Д. игра «Бывает – не бывает».
4. Составление рассказа по мнемосхеме.
Работа с родителями:
Сентябрь:
Анкетирование родителей «Речевое поведение родителей с ребенком».
Октябрь:
Консультация «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста».
Ноябрь:
Детско-родительский досуг «Собираем портфель знаний».
Декабрь:
Консультация «Особенности воспитания в семье ребенка с проблемами речи».
Январь:
Детско-родительский конкурс «Наряжаем букву».
Февраль:
Детско-родительское занятие «Общение – это важно!»
Март:
Консультация «Движение и речь».
Апрель:
Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Май:
Встреча в «Литературной гостиной».
Литература
1. Попова Л. Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» стр. 65
2. Данилина Т. А. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» стр. 62
3. Доронова Т. Н. «Вместе с семьей» стр. 84
4. Давыдова О. И. «Работа с родителями в ДОУ» стр. 121