Наталья Коломина
Использование ИКТ в работе с детьми с нарушением зрения (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения»
1. Актуальность проблемы использования информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения
В условиях информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене (оперативного доступа к необходимой информации, ее обработки и представления результатов своей информационной деятельности). Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуально воспринимаемые формы представления информации. С другой же стороны, в современных условиях неуклонно расширяется роль информации практически во всех сферах человеческой деятельности, и возможность активного участия индивида в общественном информационном обмене становится одним из важнейших факторов социального полноправия.
Публикация «Использование ИКТ в работе с детьми с нарушением зрения (часть 1)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Преодоление этих осложнений является одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению и необходимым условием реализации их интеллектуального потенциала.
Эффективным средством решения информационных проблем людей, имеющих нарушения зрения могут служить компьютерные тифлотехнологии, которые базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст, и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и т. д., получая пользовательские возможности, не имеющие принципиальных отличий от возможностей пользователей с нормальным зрением (за исключением работы с графической нетекстовой информацией).
Для людей с глубокими нарушениями зрения эти возможности имеют существенный компенсаторный эффект, позволяя самостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи (например, используя сканирование, читать обычный текст; готовить печатные документы и т. д.). В результате инвалиды по зрению получают эффективный инструмент доступа к общественной информационной среде.
Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т. д.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Изменения, вносимые компьютеризацией в общественную информационную среду, делают ее потенциально более доступной для незрячих и слабовидящих. На протяжении многих веков практически единственной материальной формой накопления и хранения общественных информационных запасов были письменные источники (сначала рукописные, а затем и печатные, ориентированные исключительно на визуальное восприятие. С развитием компьютерных технологий все большее распространение получает электронная форма представления информации, которая посредством компьютерных тифлотехнологий становится доступной для людей с нарушенным зрением. Всё это повышает значимость компьютерных тифлотехнологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения и актуальность их полномасштабного внедрения.
В последнее время информационно-компьютерные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-компьютерные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
На протяжении 25 лет в нашем МБДОУ комбинированного вида функционируют две группы для детей с нарушениями зрения. В настоящее время 20 воспитанников – дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями зрения). Обучение и воспитание слабовидящих детей имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций глаза, организацию дифференцированного воспитания и обучения.
2. Образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками развития зрения.
2.1. Особенности развития детей с нарушением зрения.
К детям с нарушением зрения относятся дошкольники с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм, этиологии, патогенеза, с разной структурой и составом нарушенных функций. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии является амблиопия и косоглазие, характеризующееся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения и других функций зрительной системы:
• амблиопия – понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения;
• астигматизм – сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции;
• атрофия зрительного нерва – заболевание, при котором имеет место отек, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов, питающих его;
• афакия – отсутствие в глазу хрусталика;
• гидрофтальм – врожденная глаукома;
• гиперметропия /дальнозоркость/ - вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от отдельных предметов, соединяются за сетчаткой;
• глаукома – хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва;
• катаракта – помутнение хрусталика;
• колобома – дефект радужки или сосудистой оболочки;
• косоглазие – заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации;
• микрофтальм – значительное уменьшение в размере глазного яблока;
• миопия /близорукость/ - вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой;
• монокулярное зрение – процесс видения одним глазом;
• нистагм – ритмическое подергивании глазных яблок в ту или иную сторону;
• ретинобластома – злокачественная опухоль сетчатки, поражающая детей в первые годы жизни;
• скотома – очаговый дефект поля зрения, не сливающийся полностью с его периферическими границами;
• слабовидение – снижение остроты зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции от 0,05 до 0,2 и ниже при значительном нарушении других зрительных функций;
• экзофтальм – выпячивание глазного яблока.
В зависимости от структуры дефекта зрительной системы, от возраста, в котором утрачено зрение и состава нарушенных функций центральной нервной системы различают две основные группы детей с разными формами аномального развития:
• дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центральной нервной системы;
• дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами аномального развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения, травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствиями перенесенных органических заболеваний. К их числу относят детей с недоразвитием или нарушением интеллекта; с нарушением речи; с нарушением или недоразвитием слуха; с отклонениями в развитии двигательной сферы в связи с перенесенными органическими заболеваниями центральной нервной системы или внутриутробным поражением плода, с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения; со стойкими задержками темпов развития, обусловленными разной этиологией.
Характерными особенностями детей при разных формах аномального развития являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, в формировании двигательных функций.
Нарушение зрительной системы, имеющее столь важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, так же наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка.
При нарушении зрения сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормально видящим детям. Однако при зрительной неполноценности этапы формирования психических процессов могут быть растянуты во времени в связи с замедленностью развертывания анализирующего восприятия и ориентации в пространстве. Этим обусловлено также своеобразие развития процессов интереоризации, т. е. перехода внешних действий во внутренний план и, наоборот, из внутреннего мыслительного плана во внешний план действий.
Нарушение функций зрения приводит к сокращению и редуцированию /ослаблению/ зрительных ощущений, что неизбежно отражается на следующем его этапе – восприятии.
В 2 раза снижается скорость процесса восприятия, что снижает и скорость опознания объектов и таких его качеств как цвет и форма /в норме именно эти качества определяют скорость опознания/. Снижаются количественные возможности восприятия объектов и их признаков.
Восприятие отличается сукцессивностью /последовательный отбор и сравнение признаков/ протекания, т. е. процесс восприятия требует постепенного, последовательного и большего количества предъявлений, что приводит к нарушению полноты, точности и целостности восприятия. А это ведет к снижению познавательной активности и сужению круга интересов.
Замедленность и нечеткость восприятия обуславливают нестойкие представления у детей с нарушением зрения, отличающиеся фрагментарностью, схематизмом, низким уровнем обобщенности и вербализмом.
Преобладание непроизвольного внимания, снижение объема, затруднение его распределения и переключения отличают детей с проблемами развития зрения.
Процессы памяти у детей с нарушением зрения замедленны, снижен объем памяти, слабее проявляется действие «закона края», наиболее продуктивно дети запоминают начало материала. Недостаточная осмысленность запоминаемого материала, меньшее, по сравнению с нормой, эмоциональное воздействие объектов внешнего мира ведет к дивергенции мышления – расхождению чувственного и логического. А дивергенция, в свою очередь, лежит в основе формальных суждений и умозаключений.
Формирование у детей с глубокими нарушениями зрения творческого воображения, причем гораздо более чем воссоздающего, так же зависит от чувственного и логического познания.
Недостаточно точное и полное отражение детьми окружающего мира влияет и на сферу чувственного познания, сужая эмоциональную яркость, выраженную окраску переживаний, усиливая или снижая степень положительных и отрицательных эмоций.
Вследствие ограничения визуальных возможностей контроля за языковыми и неязыковыми средствами общения у большинства детей имеются нарушения речи – нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов не связанных с конкретным содержанием /вербализм/, что приводит к снижению компенсаторного значения речи в познавательной деятельности.
Недостатки развития речевой деятельности ограничивают и без того суженный круг общения детей и отрицательно влияют на формирование ряда качеств личности, а это ведет к проявлению отрицательных свойств личности /боязни нового, замкнутости, аутизма, негативизма, эгоцентричности, отсутствия самостоятельности, любознательности /.
Для детей с дефектами зрения характерны нарушения в поведении /раздражительность, плаксивость, склонность к аффектам/ и работоспособности, что объясняется недостатком произвольного внимания, воли, желания и умения преодолевать препятствия, связанные со зрительной депривацией и снижением двигательной активности.
Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на физическом развитии детей. Уровень физического развития значительно ниже, чем у нормально видящих сверстников. У большинства детей наблюдаются нарушения осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, снижается уровень формирования двигательных способностей – точности, силы, быстроты, выносливости, координации, равновесия. У многих детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность. Существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта.
В тоже время, как показывает практика, эффективность современных способов коррекции и лечения амблиопии и косоглазия достигает 50 – 60 %. В связи с этим проблема совершенствования существующих и поиска новых методов лечения детей с данной патологией имеет большое медицинское и социальное значение.
Новые возможности в решении этой проблемы связаны с широким распространением в практике работы дошкольных учреждений персональных компьютеров с достаточно качественными мониторами.
Как же ИКТ могут помочь педагогу в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушениями зрения? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта педагогов нашего ДОУ.
2.2. Практическое применение ИКТ в коррекционно-педагогической работе.
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления информационно-стендового материала по коррекции зрения для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет, знакомство со сценариями праздников, конкурсов и развлечений.
2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками тифлопедагогов, ученых-тифлологов России и зарубежья. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Интерес для воспитателей представляют электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" –http://dob.1september.ru/, подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" –http://festival.1september.ru/, сайты журналов «Дефектология», «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе».
3. Оформление карт обследования, документации. Компьютер позволяет не писать постоянно карты обследования, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Помогает в составлении всевозможных планов, вести индивидуальный дневник ребенка в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось на реализации принципа наглядности – одного их основных принципов педагогики. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.
3. Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
• компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы:
1. Состав и структуру нарушенных функций детей.
2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.
5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.
Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.
Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
4. Организация коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием.
Тифлопедагогический и ортоптический кабинет нашего учреждения оснащён компьютерно-игровым комплексом. В детском саду есть мультимедийный проектор, цифровые видеокамера и фотоаппарат. Создаётся медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов. В перспективе стоит приобретение комплекса графических программ – электронных тренажеров «Плеоптика», «Паучок», «Крестики» и других для развития зрительного восприятия.
Используемый в нашем дошкольном учреждении метод для лечения амблиопии основан на самостоятельном выполнении ребенком под руководством врача-офтальмолога и медсестры-ортоптиста упражнений, сочетающих раздражение сетчатки светом с развитием локализационных способностей, а для лечения косоглазия – упражнений на совмещение и слияние изображений парных тест – объектов, развивающих содружественную деятельность обеих половин зрительного анализатора.
Метод реализуется с помощью специально разработанного пакета программ к компьютеру типа IBM PC AT, которые обеспечивают:
1. Синтез как цветных, так и монохромных изображений тест-объектов. Размеры, форма, расположение и скорость перемещения которых может изменяться в широких пределах в зависимости от поставленной перед ребенком задачи.
2. Быструю смену предъявляемых изображений в заданной последовательности с учетом диагноза и особенностей каждого ребенка.
3. Проведение лечения в игровой форме с активным участием ребенка, что повышает его заинтересованность и повышает эффективность лечения.
4. Измерение с высокой точностью и регистрацию результатов выполнения каждого упражнения на любом этапе лечения.
4.1. Показания к лечению.
1. Амблиопия любой степени.
2. Нарушения бинокулярного зрения при содружественном косоглазии и гетерофории:
- при остроте зрения хуже видящего глаза с коррекцией не ниже 0,4;
- при симметричном или близком к нему (до 5 – 10 градусов по Гиршбергу) положении глаз;
- при любом, преимущественно одновременном или неустойчивом бинокулярном, характере зрения;
- при наличии бифовеального слияния или неустойчивой регионарной скотомы на синоптофоре.