ТАТЬЯНА КРАУЗЕ
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Пингвиний пляж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей свободно пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). С наглядной опорой в виде мнемотаблицы, отражающей последовательность событий.
Задачи:
- Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности
составления пересказа.
- Развитие навыков планирования пересказа.
- Активизация и обогащение словаря.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Пересказ рассказа „Пингвиний пляж“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пингвин. Детям о пингвинах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в
формировании речевых высказываний.
Предварительная работа: разучивание двигательных упражнений; рассматривание глобуса, энциклопедии о птицах; чтение рассказов Г. Я. Снегирёва «Про пингвинов».
Оборудование: схемы, иллюстрации по рассказам, художественная книга, портрет писателя; образец фанеры.
Словарь: Южный полюс, Антарктида, фанера.
Мотивационно – побудительный этап (1 мин)
«Солнце светит на того у кого (кто….»
Актуализация (целевая установка)
- Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Тогда я вам сейчас загадаю загадку, а вы её отгадаете.
В Антарктиде, среди льдин
Ходит важный господин
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук. (пингвин)
- Правильно! Молодцы! А что вы знаете о пингвинах? (Ответы детей)
• Как вы думаете, где могут жить пингвины (Там, где холодно).
Демонстрация глобуса, показ, где находится Антарктида.
• Пингвины птицы или животные? (Птицы)
• Они улетают летом? (Нет, но очень хорошо ныряют и плавают).
• Чем питаются пингвины? (рыбой, крабами, рачками).
• Какие по характеру пингвины? (любопытные, смешные,
любознательные, добрые, весёлые).
- Ребята, а кто писал рассказы о пингвинах? (Рассказы писал Геннадий
Снегирёв).
- Да, это действительно, Геннадий Снегирёв. О ком он писал рассказы? (О
животных и птицах).
Вспомним, что писатель очень много путешествовал, бывал в экспедициях, бродил с геологами, был охотником.
- Ребята, а какие рассказы Г. Снегирёва вы помните? («Про пингвинов» -
«Пингвиний пляж», «Морской леопард», «Любопытные», «Камушки».
- Я сейчас вам напомню эти рассказы : а вы вспомните и скажите из какого
рассказа эта картинка. (иллюстрация из книги). Из каких рассказов эти картинки? Рассказы эти очень забавные и сегодня мы с вами будем пересказывать рассказ Г. Снегирёва «Пингвиний пляж». Сейчас я вам прочту рассказ, а вы внимательно послушайте.
Содержательный этап (18 мин)
Чтение рассказа по книге
Г. Снегирёв «Пингвиний пляж»
Беседа по содержанию.
Игра «Я задаю вопрос, а вы говорите ответ»
- Откуда прибежали пингвины? (Пингвины прибежали с гор)
- Как кричат пингвины? ( Как на базаре: Кар-р-р.)
- Что умеют делать пингвины? (Пингвины умеют плавать, кричать, танцевать). - На чем танцевали пингвины? (Пингвины танцевали на фанере).
Фанера- эта такое тонкое, деревянное покрытие (лист). Демонстрация образца.
- Где лежала фанера? (Фанера лежала на камнях)
- Как долго танцевали пингвины? (Пингвины танцевали весь день)
- Когда они ушли? (Они ушли вечером).
- Как называют маму, папу, птенца в семье пингвинов? (Папа – пингвин, мама- пингвиниха, птенец – пингвиненок)
- Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы. А теперь давайте
отдохнём.
Физминутка
Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И на место побежали.
- Ребята у меня есть мнемотаблица, она помет вам при перессказе
текста. (Вывешиваю таблицу на доску)
- Давайте определим последовательность событий в рассказе.
• Какая схема соответствует началу рассказа? Как начинается рассказ?
(Около Антарктиды есть маленький островок). Что здесь изображено (горы, пингвины, человек)
• А теперь, что ещё можно добавить, глядя на эту схему? (С коробля мы
выгрузили вещи на этот пляж)
• Что было дальше? (Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков).
• Дальше что произошло? (Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас
посмотреть).
• На чём они устроили танцы? (У нас был лист фанеры)
• Как они танцевали? (Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё
раз пробежит.
• Кто расскажет, что обозначает последняя схема? (Весь день пингвины
танцевали, а вечером построились в одну шеренгу и ушли).
- Вот мы и выстроили с вами графический план рассказа, он поможет нам
при пересказе.
Сейчас я ещё раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте, и глядя на
таблицу постарайтесь запомнить его.
Повторное чтение рассказа
Ребята сейчас мы начнём пересказывать рассказ. Кто хочет рассказать по
первой схеме? По второй? И т. д.
А кто сможет пересказать весь рассказ.
Начните пересказ с фразы :
Геннадий Снегирёв «Пингвиний пляж».
(Заслушиваем 2 – 3 рассказа)
Рефлексия: (3 мин)
- Чем мы занимались?
- Чему научились?
- Что запомнили?
Итог занятия: (2 мин) всех похвалить за хорошую работу, выделить ребят, которые пересказали без помощи воспитателя.