Лариса Холбегова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Согласный звук [ш], буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему :
«Согласный звук «Ш», буква «Ш».
Цель: - развитие правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, фразах.
Задачи:
• Знакомство с буквой «Ш»
• Формирование умения определять количество слогов и выделять ударный слог.
• Упражнение в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Согласный звук [ш], буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
• Формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха через упражнения в выделении заданного звука.
Дидактические методы:
• -наглядные
• -словесные с опорой на наглядность
• -словесные без опоры на наглядность
Предварительная работа: ознакомление и закрепление навыков правильной артикуляции звука «Ш» изолированно, в словах и предложениях.
Материалы и оборудование: набор картинок (шар-шары, мак-маки, лук-(много) лука, ложка-ложки). Счетные палочки на каждого ребенка, пластилин на каждого ребенка.
Ход НОД
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
Орг. момент
Задача: собрать внимание детей, подготовить детей к началу работу - Здравствуйте ребята, проходите пожалуйста, вставайте в круг и мы начнем.
Дети проходят, встают полукругом.
Вводная часть
Задача: с мотивировать детей, создать условия для принятия цели.
Игровое упражнение «Один-много» Педагог показывает детям картинки и комментирует:
-Это шар, а это (шары). Здесь много …
(шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые). Как одним словом сказать, что шары разного цвета?
- Это мак, а это … (маки).
В букете много… (маков).
Какие они по цвету? (красные) Показ картинок.
Что еще бывает красным? В нашей группе есть что-то красное?
Как вы понимаете выражение «красная девица»? Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
- Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает».
Какой он?
В корзине много чего? (показ картинок).
- С какого звука начинаются слова : шар, мак, лук?
- Сколько слогов в этих словах.
Педагог показывает картинку с изображением ложек. – Что это?
Чего здесь много?
Молодцы, присаживайтесь на свои места.
Ответы детей.
Разноцветные
Ответы детей
Дети находят предметы красного цвета.
Ответы детей.
Это лук.
Желтый, сочный, горький, полезный.
Много лука
Ш, М, Л.
Один.
Это ложки
Много ложек
Основная часть
Задача: создание условий для реализации цели
(Игровые задания) - Сколько слогов в словах «игла», «мишка», «ложка»?
- Определите ударный слог в этих словах.
- Если все названные предметы или объекты исчезнут, как нужно сказать, чего не стало?
Ответы детей.
Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.
Фонетическая зарядка
Артикуляционная гимнастика
Физкультминутка
«Кузнечики»
• Как шипит змея?
• Как шипит гусь?
• Что мы надеваем зимой, чтобы на прогулке не замерзнуть? (Дети перечисляют зимнюю, теплую одежду)
• Из перечисленных вещей, выберите те, которые начинаются на звук «ш»
• Назовите любые слова, которые вы знаете со звуком «ш»
• Как вы думаете, какой это звук? «ш» - согласный, шипящий. Этот звук можно тянуть долго и произнести кратно. Его нельзя произнести громко. Этот звук никогда не произноситься мягко.
Ребята, давайте с вами вместе выучим скороговорку.
«Шустрым мышонком шуршит тишина».
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели.
Травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише. Высоко
Прыгай на носках легко. (ш-ш-ш)
(ш-ш-ш)
Ответы детей
Шуба, шапка, шарф.
Дети перечисляют слова.
Ответы детей
Дети определяют местоположение звука (ш) в каждом слове скороговорки.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Лексическое упражнение «Доскажи словечко»
Игра «В ладоши хлопай»
Подведение итогов
Задача: оценить деятельность детей на занятии
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему …
Я беседовал с ужами
Заяц, хлопая…
С другом мы играли в шашки,
Пили чай из белой…
Вылезла из норки мышка,
На нее упала…
Молодцы, ребята справились с заданием.
А теперь представьте, что я маленький ребенок и плохо выговариваю все звуки. Я буду говорить не правильно, а вы должны меня научить произносить звуки правильно.
Сапка, мысата, лосадка, месок, пусок, суба, петусок, больсой, Мисутка.
Спасибо, вам ребята. Теперь я знаю, как правильно произносить эти слова.
А теперь я хочу с вами поиграть еще в одну игру.
Ты, дружок в ладоши хлопай,
Если Ш услышать сможешь.
Шапка, шуба, петушок,
Стол, лиса, и малышок,
Школа, вилка, полка, кошка,
И картина, и картошка.
- Молодцы, вы ни разу не ошиблись.
А теперь я хочу, чтобы вы прописали букву Ш своим носиком в воздухе.
У вас на столе лежат счетные палочки, выложите из них букву «Ш».
А еще перед вами лежит кусочек пластилина. Давайте подумаем, как можно вылепить букву «Ш».
Ребята, вы очень хорошо сегодня занимались.
Что нового вы узнали?
Что было самое интересное?
Что было всего легче вам выполнять?
Что самое трудное для вас оказалось?
ШАРЫ
ШИШЕК
ШТАНИШКИ
УШАМИ
ЧАШКИ
ШИШКА.
Дети произносят исправленные слова.
Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «Ш»
Дети прописывают букву в воздухе.
Дети выкладывают эту букву.
Из цилиндров, брусочков.
Ответы детей.