ольга ильина
НОД по познавательному развитию «Ознакомление со свойствами и качествами предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию
Ильина Ольга Николаевна воспитатель МБДОУ д\с «Колосок» с. Балгазын Тандинского района Республики Тыва
Описание : занятие для детей старшей группы,включает в себя опыты с деревом и металлом
Тема: Ознакомление со свойствами и качествами предметов
Возрастная группа:старшая
Форма НОД: занятие
Форма организации: подгрупповая
Публикация «НОД по познавательному развитию „Ознакомление со свойствами и качествами предметов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы»
Средства :
Демонстрационный материал: весы, свечка,; металлические, деревянные, стеклянные, бумажные предметы; сосуд с водой, молоток, палочки. ложки
Задачи :
• Закреплять представление о свойствах и качествах дерева и металла
• Учить наблюдать, сравнивать различные предметы
• Выделять наиболее существенные признаки, сопоставлять факты, делать простейшие умозаключения
• Развивать умственные операции : сравнение,классификация
• Формировать грамматически правильную речь
1. Мотивация к деятельности:
Дети входят в зал и видят Карлсона, перед ним на столе предметы из различных материалов
Ребята,посмотрите, кто прилетел к нам в гости?
(ответы детей)
А как вы думаете какое у него настроение?
Как вы догадались? (он грустный не улыбается)
Что случилось Карлсон?
(запись голос) Малыш попросил меня принести ему только деревянные и металлические предметы,а здесь так много различных предметов, а какие мне нужны я совсем не знаю. Помогите мне пожалуйста!
Ну. Что ребята поможем Карлсону разобраться с этой нелегкой задачей?
(ответы детей)
2. Деятельностный этап
Дети выбирают предметы сделанные из дерева и металла
Молодцы ребята правильно справились с заданием. Давайте познакомим карлсона с некоторыми свойствами дерева и металла, чтобы он больше не путался
(проводим опыты)
Кладу одинаковые по размеру предметы (палочки) на весы.
Какая чаша весов опустилась ниже? Почему?
Возьмите деревянные и металлические кружки и взвесьте их на своих ладонях. Что вы чувствуете? Покажите на какой ладони кружок тяжелее? Из чего он сделан?
Если опустить эти кружки в воду утонет деревянный или металлический? (опускаем в воду) почему металлический кружок утонул?
Что можно сказать про дерево и металл (металл тяжелый, а дерево легкое.)
Деревянную лучину подношу к пламени свечи, что мы видим? (лучина горит). Пробую зажечь металлическую трубку, что мы видим? (трубка не горит)
Какое свойство дерева и металла мы узнали? (дерево горит металл нет)
Возьмите в руки металлическую ложку и посмотрите на нее. Что вы заметили (в лучах света ложка блестит). Теперь возьмите деревянную ложку.
Что можно сказать о дереве и металле? (металл блестит дерево не блестит).
Предлагаю теми же предметами коснуться щеки.
Какие свойства дерева и металла мы узнали? (дерево теплое металл холодный)
А теперь погладьте рукой металл и дерево
(Металл гладкий дерево шероховатое)
А теперь давайте немного передохнем (физ минутка «Точим нож»)
Точим,
Точим нож!
Будет очень
Он хорош.
Будет резать он
Припасы:
Масло,
Сало,
Хлеб,
Колбасы,
Помидоры,
Огурцы.
Угощайтесь,
Молодцы!
(Дети имитируют движения точильщика. На строки 1-7 проводят ладонью правой руки взад-вперед по ладони левой с переворотом. С 8-й строки те же движения, но уже ладонью левой руки проводят по правой, также с переворотом. На две последние строки — четыре хлопка.)
Продолжим наше исследование.
Вызываю ребенка и предлагаю ему вбить гвоздь в деревянный брусок, затем в металлическую пластину.
Что можно сказать о дереве и металле? (дерево мягкое, металл твердый)
Сейчас возьмите деревянную палочку и попробуйте сломать ее. Сломали? Что можно сказать о дереве? (дерево хрупкое)
Попытайтесь сломать металлический предмет. Что мы видим? Почему не получилось сломать? (металл прочный)
3. Контрольно-рефлексивный этап
А теперь посмотрите внимательно вокруг и назовите предметы сделанные из дерева, металла. (за каждый названный правильно предмет ребенок получает фишку)
Скажите пожалуйста можно ли сделать утюг из дерева? Почему?
Почему спички не делают из металла?
Почему мебель делают из дерева?
Отгадайте загадки и назовите из какого материала отгадка
• Она колет очень колко, всем известная (иголка)
• Под крышей четыре ножки на крыше суп да ложки (стол)
• Я не хвастаясь скажу всех друзей омоложу
Идут ко мне унылые с морщинками со складками
Уходят очень милые- веселые и гладкие (утюг)
• Черный Ивашка, деревянная рубашка
Где носом пройдет- там заметку кладет (карандаш)
• Два конца, два кольца, а по середине гвоздик (ножницы)
• Что в доме для одежды дом? (шкаф)
Ну что Карлсон теперь ты знаешь что сделано из дерева, а что из металла? Ребята давайте напомним Карлсону о каких свойствах металла и дерева мы узнали
Металл: тяжелый, не горит, блестит, твердый, гладкий, холодный, прочный.
Дерево : легкое, горит, не блестит, шероховатое, хрупкое, теплое.