Донковцева Валентина Ивановна
«Путешествие в страну Денег — Финансию». Квест-игра для детей 4–5 лет и их родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей 4-5 лет и их родителей.
Квест- игра «Путешествие в страну Денег - Финансию»
1. Аннотация
Несоизмеримо увеличивается информационный поток, в котором у ребенка стихийно формируется опыт экономических отношений, закладывается основа для будущего экономического мышления, ноу детей недостаточно знаний и опыта в использовании финансов, умения целенаправленно распоряжаться ими, поэтому необходима целенаправленная работа по воспитанию финансовой грамотности, подготовленность педагогических кадров к решению новых задач, достаточная оснащенность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.
В ходе квест-игры по финансовой грамотности у воспитателя появляется возможность помочь детям научитьсяактуализировать знания по финансовой грамотности,мотивировать их на бережное отношение к материальным и духовным ценностям, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, а так же способствовать социально-ориентированному взгляду на мир.
Особое внимание уделяется вовлечению родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников, расширению представления родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников и совместное планирование семейного бюджета.
Участники проекта:дети средней группы; воспитатели группы; родители.
2. Введение
Актуальность
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, появление широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед россиянами ставятся сложные задачи, для решения которых необходимы определённые знания и навыки. Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений. Многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний. А между тем, это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.
Поэтому работа в ДОО должна быть направлена не только на повышение уровня знаний об использовании экономических представлений у родителей, а так же на помощь в реализации полученного детьми практического опыта в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможностей ребенка.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает его во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Новизна
Заключается в разработке системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игр-квестов и игрового интерактивного оборудования, с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров.
Цель: создать условия для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через взаимодействие с семьей.
Задачи
1. Расширить представление дошкольников о том, что деньги можно и нужно зарабатывать.
1. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету- жизненно необходимому.
2. Развивать познавательный интерес,мышление,память.
3. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.
4. Формировать положительные взаимоотношения детей.
5. Привить дошкольникам экономное и бережное отношение к деньгам путем вовлечения родителей в образовательный процесс.
3. Основная часть
Квест- игра «Путешествие в страну Денег - Финансию»
Ход мероприятия (вводная часть)
Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас! Этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет вам радость и много новых впечатлений. А эти солнечные улыбки-смайлики подарят вам хорошее настроение.
Сегодня в нашей игре будут участвовать и наши родители, главные помощники. Ребята, для этой игры мне нужно 2 команды. Что сделать, чтобы разделиться на 2 команды? (предложения детей) У меня для вас есть интересный способ: на ковре лежат смайлики. Ребята возьмите по одному смайлику и внимательно рассмотрите. Если у вас смайлик с изображением рубля (приложение №1) – вы становитесь участниками команды «Рублики», а если изображены монеты (приложение №2, то вы становитесь участниками команды «Копеечки». Приглашайте свою маму к себе в команду.
Сегодня в детский сад пришло письмо на электронную почту от моего друга Финансика. Он приглашает нас в путешествие в страну Денег – «Финансию». Хотите отправиться в необычное путешествие?
- На чем можно отправиться в путешествие? Ваши предложения.
Ответ детей: на корабле, автомобиле, самолёте, поезде.
Я предлагаю отправиться в путешествие на сказочном «Ковре- самолёте», но с современным пультом правления (штурвалом).
Воспитатель спрашивает детей:
-Как называется профессия человека, который управляет самолётом.
-Верно, пилот.
Воспитатель предлагает детям выбрать пилота самолёта и отправится в путь.
Но какой же маршрут нам выбрать? Где находится страна Финансия? Ребята а к письму прилагается карта (приложение №3). Давайте посмотрим, может она укажет нам путь! (дети рассматривают карту). Ой, сколько интересных мест нас ждет впереди!
Первая станция на карте называется «Вопросная».
Управлять транспортом будем по очереди. Готовы? Полетели! (Музыка).
Ребята мы на месте.
- На этой станции для нас Финансик приготовил интересное задание – вопросы.
- Я буду задавать вопрос, а вы если знаете ответ отвечайте (звонок в колокольчик). Кто первый прозвенит, получает права ответа. За каждый правильный ответ команда получает бонус – геометрическую фигуру (приложение №4). Выиграет та команда, у которой бонусов будет больше. Готовы? Вопросы:
-На товаре быть должнаобязательно (цена)
-Коль трудился целый год, будет кругленький (доход)
-Люди ходят на базар там дешевле весь (товар)
-И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
-Будут целыми как в танке, сбережения в вашем (банке)
-Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно (весы)
-Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
-Приносить доходы стал в банке папин (капитал)
-За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт (кассир)
-Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине? (копилка)
-Мебель, хлеб и огурцы, продают нам (продавцы)
-Как ребёнка нет без мамы, сбыта, нет и без (рекламы)
- Молодцы! - Вы быстро и правильно отвечали на вопросы. Вы заработали много бонусов.
Теперь летим дальше.
Следующая станция «Историческая».Полетели (Музыка)
Финансик приготовил интересное видео о том, как появились деньги. Присаживайтесь (Видео фильм).
- Итог: Чем рассчитывались люди, когда не было денег?
- Удобно ли это было? Почему?
- Какие бывают деньги? (Бумажные и железные).
- Бумажные деньги называются купюры, а железные монеты. - Какие деньги удобнее купюры или монеты? Почему?
- Чем расплачиваются в магазине, когда нет денег? - Как называются деньги в нашей стране?
- Рассмотрите деньги и банковские карты. (Показать детям настоящие деньги и банковские карты)
- Как защищают деньги, чтобы их нельзя было подделать?
- Молодцы! Мы с пользой посетили вторую станцию и узнали много интересного о деньгах.
Снова рассмотрим карту. Следующая остановка «Магазин». Приготовьтесь к полёту. (Музыка)
Мы на месте. Прежде чем отправиться за покупками, мы немножко разомнёмся и отдохнём после полёта.
Физкультминутка
Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть в ладоши над головой)
Чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)
- Обратите внимание, какой необычный магазин. Давайте выберем, кто будет продавцом, а кто, покупателями?
- Как называются все предметы, лежащие на прилавке? (Товар)
- Уважаемые покупатели выберите ценник с товаром, признаки которого соответствуют вашему бонусу (геометрической фигуре). По каким признака, мы будем сверяться. (По цвету и форме)
Вопросы Детям: Какой товар ты выбрал? По каким признакам ты выбрал ценник с товаром?
- Подойдите к кассе и рассчитайтесь за товар. Спасибо за покупку!
- Ребята, сложите покупки в багаж (корзина, мы отправляемся дальше. (Звучит музыка)
Следующая станция «Благотворительная». Воспитатель включает проектор, на котором дети смотрят видеозаписи моментов, где они заняты трудовой деятельностью (мытье игрушек, помощь няне, ухаживание за цветами и т. п.) За каждое действие, воспитатель кладет нарисованный рубль (приложение№5) в копилку. Затем рассказывает, что такое благотворительность и куда пойдут деньги из копилки.
Молодцы ребята!
А на пути у нас Станция «Бюджетная» (Музыка)
- На этой станции Финансик предлагает разобраться, как правильно тратить деньги.
- Скажите ребята, откуда в семьях берутся деньги? (Я хочу услышать ваши размышления);
- Правильно их зарабатывают родители. А ещё у Вас есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Они откуда берут деньги? (ответы детей)
- На что тратят деньги в вашей семье? (Обобщающие слова: коммунальные расхода, тратят на одежду, еду,игрушки и развлечения, культурно - досуговая деятельность);
- Что делать если денег на все не хватает? (Ответы детей:Экономить);
- Необходимо правильно распоряжаться деньгами. Сначала тратить деньги на обязательные расходы, а потом на то что хочется. Какие вы знаете обязательные расходы, без которых человек не может прожить.
- Можно прожить без электричества, без воды, еды? А без колечка можно обойтись?
- Я предлагаю поиграть в игру «Обязательные и не обязательные расходы». Дидактическая игра «Обязательные и не обязательные расходы»
- Ребята перед вами лежат игровизоры с карточками. Обведите пожалуйста те картинки, которые вы относите к обязательным расходам. Вопросы детям: Расскажите какие предметы вы отнесли к категории обязательных расходов, почему? Переверните карточки и проверьте правильность ваших ответов. Молодцы! На станции «Бюджетной» мы научились рационально, правильно, расходовать деньги.
- Летим дальше. Следующая станция «Музыкальная»
- Ребята, что означает народная мудрость: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
- Действительно, дружба важнее денег. Друг всегда придет на помощь.
- Улыбнемся своим друзьям и устроим веселый танец «Деньги - лепесточки» из мультфильма. Три котенка.
- Наше путешествие подошло к концу, пора отправляться обратно в детский сад.
Финансик очень рад, что у него появились такие друзья. Он приготовил Вам сюрприз- монетки (приложение№6). Но они необычные, а шоколадные.
Приготовились к полёту? Летим в детский сад! (звучит музыка)
- Мы проделали долгий путь. Чем вам запомнилось путешествие в страну
Финансию? Какое задание Финансика было самым интересным? Что нового вы узнали на станциях? Ребята вы молодцы! Мне было очень приятно с вами путешествовать!
Итог
Мы показали себя настоящими знатоками финансовой грамотности. А победителем в нашей игре стала дружба!
4. Заключение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным, способствует проявлению познавательной активности.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как «Экономическое воспитание дошкольников» Курак Е. А., Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А. А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась.
Данный сценарий был представлен педагогам МКДОУ детский сад «Ягодка № 20» ст. Советской, как открытое занятие к педсовету «Инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Дети получили представление о первичной финансовой грамотности;-познакомились с понятиями «деньги», «доход», «расход», «экономия», «банковская карта», «наличные деньги» и другие;
-овладели первичными знаниями по разумному отношению к расходованию денег;
-познакомились с нравственными понятиями: ответственность, обязательность, законопослушность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым потребностям других людей;
-получили навык поведения в общественных местах, а именно в магазине, в аптеке и др.
Родители приняли активное участие в подготовке и проведении данного мероприятияи получили дополнительный опыт по обучению детей финансовой грамотности.
5. Список литературы.
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
4. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
6. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Интернет ресурсы
7. videomin.org/?q=история денег для детей