Ажар Тукжанова
Конспект ОД по познавательному развитию. Ознакомление с природой «Путешествие на паровозике из Ромашково»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по познавательному развитию.
Ознакомление с природой «Путешествие на паровозике из РОМАШКОВА»
для детей подготовительной группы
ЦЕЛЬ:
Выявить уровень знаний и умений детей подготовительной группы по разделу ознакомление с природой.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию, Ознакомление с природой „Путешествие на паровозике из Ромашково“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
1. Закреплять знания детей о временах года; сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года; последовательности месяцев в году: зимних, весенних, летних, осенних.
2. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, уметь называть отличительные признаки живой природы (дышит, растет, двигается, питается, размножается, умирает).
3. Закреплять умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветки деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейник и т. д.)
4. Уточнять и обобщать знания детей о животных, птицах, рыбах, растениях, ягодах, деревьях, кустарниках.
5. Систематизировать знания детей о домашних, зимующих, и перелетных птицах.
6. Формировать представления детей о том, что в природе все взаимосвязано. Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
7. Воспитывать умение работать сообща и в группах.
8. Воспитывать любовь и бережное отношения к родному краю.
МАТЕРИАЛ:
Демонстрационный: Аудиозапись песни из мультфильма «Паровозик из Ромашкова», мультимедийный проектор и экран, презентация -дидактическая игра «Назови одним словом»,
Физминутка – презентация «Злая тучка»; голоса птиц, презентация «Птицы»; мяч для игры «Бывает, не бывает»,; картинки для игры «Что перепутал художник»; коробочка с картинками живой и неживой природы, экологическая пирамида.
Раздаточный: медальки в виде ромашки.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Активизировать в речи детей слова оседлые, перелетные, ледоход.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Привлекать мало активных детей, добиваясь полных ответов на заданный вопрос – Саша, Алина, Даша.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: В течения года проводились игры по экологическому воспитанию, чтение произведений о природе, заучивание пословиц, поговорок о временах года, решение педагогических ситуаций связанных с экологическим воспитанием детей.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Словесный, игровой, практический.
ХОД НОД: Аудиозапись песни «Паровозик из Ромашкова»
-Ребята, вы хотели бы побывать в лесу?
"ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВА» прислал нам письмо. Он приглашает нас совершить путешествие в его лес. Он очень любит природу, ему нравится наблюдать за изменениями, которые происходят в природе, он бережно относится к ней. Вы согласны отправится в путешествие? Нас ждет много интересного и неожиданного там.
1. Перед тем как отправится в путешествие на паровозике, давайте вспомним правила поведения в лесу, что мы должны делать и чего мы не должны делать в лесу? (Ответы детей).
НЕЛЬЗЯ:
-Нарушать тишину.
- Разорять птичьи гнезда.
- Ловить насекомых.
- Разводить костер без причины.
-Разбрасывать мусор.
- Рвать цветущие растения.
- Ломать ветки деревьев.
- Охотиться в запрещенное время.
- Подбирать детенышей.
-Стрелять в птиц.
-Разрушать муравейник
НУЖНО:
- Сажать деревья.
- Убирать сухие ветки.
- Устраивать заповедники.
МОЖНО:
- Собирать ягоды, грибы, орехи (небольшое количество)
- Молодцы! Теперь можно отправляться в путь.
(звучит песня из мультфильма "ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВА)
-А чтобы не было нам скучно ехать, давайте поиграем.
2. ИГРА "НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ"
- Волк, лиса, медведь - это. (звери, дикие животные)
- Заяц, еж, белка, - это (звери дикие животные, травоядные)
- Корова, лошадь, собака - это (домашние животные)
-Земляника, ежевика, черника - это. (ягоды)
-Яблоко, груша, апельсин – это (фрукты)
- Картофель, морковь, огурец… это (овощи)
-Береза, дуб, рябина - это. (деревья лиственные)
-Ель, сосна, пихта, - это. (деревья хвойные)
- Воробей, синица, снегирь, - это… (птицы)
- Щука, окунь, сом - это… (рыбы)
- Роза, лилия, тюльпан - это. (цветы садовые)
- Ромашки, мать-и-мачеха, васильки - это (полевые цветы)
3. Вот и первая станция "Солнышко".
-Ребята нас приветствует станция "Солнышко "Что вы замечаете? (лежит мяч)
ИГРА С МЯЧОМ "БЫВАЕТ, НЕ БЫВАЕТ"
Вопросы:
1. Какое время года сейчас?
2. Назовите первый весенний месяц?
3. Какое время года наступит после весны?
4. Сколько вы знаете времен года?
5. Назовите летние месяца?
6. Бывает или нет иней летом?
7. Весенние месяца?
8. Какое время года было перед зимой?
9. Снег зимой?
10. Назовите день, когда начинается лето и объясните, чем этот день знаменателен?
11. Ледоход осенью?
12. В какое время года бывает листопад?
13. В какое время года бывает капель?
4. Наше путешествие продолжается (дети садятся. Звучит песня паровозика).
Наш веселый паровозик везет нас дальше. Ребята смотрите, сколько птиц и
как они поют. Как вы думаете, что за птицы поют (звучат голоса птиц) Каких
птиц вы знаете? (дикие, домашние, дикие - перелетные (улетают на юг осенью, прилетают ранней весной.) Посмотрите на экран. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПТИЦЫ
- Назовите перелетных зимующих птиц? (снегирь, свиристель, снегирь)
- Перелетных, которые прилетают весной? (скворцы, грачи, ласточки, утки, лебеди и т. д.)
- Как называют птиц, которые от нас не улетают? (Зимующие, т. е. оседлые)
5. Следующая станция "КАПЕЛЬКА" (в красивой коробочке лежат картинки)
живая - неживая природа)
-Ребята скажите, а капелька к чему относиться к живой или неживой природе.
-А чем отличается живая природа от неживой.
-Живая - дышит, растет, двигается, питается, размножается, умирает.
- Неживая природа не дышит, не питается, не размножается, не двигается.
ИГРА "ЖИВАЯ - НЕЖИВАЯ ПРИРОДА" - дети делятся на две команды
мальчики, девочки. Девочки - выбирают картинки с живой природой, мальчики неживая природа. Объясняют почему.
6. - Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А сейчас отгадайте загадку.
В небе серое одеяло,
Грозовое покрывало,
Опустилось низко-низко
И над городом повисло.
Вот уже грохочет гром,
Молнии сверкают в нем.
Облака собрались в кучу,
Стали грозовою. (тучей). Н. Шемякина
ФИЗМИНУТКА «Злая тучка»
-Молодцы, очень хорошо размялись. Путешествие продолжается.
(запись песни ПАРОВОЗИКА)
7. -Мы с вами не заметили, как подъехали к новой станции "НЕРАЗБЕРИХА"
работа с подгруппами.
ЗАДАНИЕ: "ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК"- на картинках перепутаны времена года.
Дети должны найти ошибки художника.
- Молодцы, все были очень внимательны, нашли все ошибки художника.
8. СОСТАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПИРАМИДЫ:
- А теперь посмотрите на экран. (Рассматриваем изображение леса).
Дети: Лес.
-На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.
Что необходимо для роста и жизни растений, животных?
Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растёт трава– из земли.)
- Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставим почву и воду). И тогда вырастет растительный мир (ставим траву и деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
Дети: Насекомых.
- Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставим насекомых).
- И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?
Дети: Птицы.
- Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставим птиц).
-Ребята, без кого нельзя представить лес?
Дети: Без животных.
Правильно, мы поселим здесь животных. (ставим животных).
-Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?
Дети: Тепло, свет.
- А что нам дает тепло, свет?
Дети: Солнце.
- Да, солнце – основа жизни. (Ставим солнце).
-Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это?
- Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать второй этаж – животных.
Дети: Много разведется птиц, которые съедят насекомых.
- А что будет, если убрать птиц?
Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
- А если убрать насекомых?
Дети: Некому будет опылять растения.
- А если убрать растения?
Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
- Хотим мы этого?
Дети: Нет.
Итог: Поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
- Ребята, время прошло быстро, нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте займем свои места в вагончиках и поблагодарим наш веселый паровозик за интересное путешествие. (Звучит песня ПАРОВОЗИКА)
9. ИТОГ.
- Ребята, паровозик хочет вас поблагодарить за то, что вы сегодня были
собраны, внимательны, бережно относились к природе, не навредили ей, справились
со всеми заданиями. Подарить вам на память вот такие медальки в виде ромашки.
Дети возвращаются в группу.
- Дети, а где мы с вами побывали? Что интересного узнали? Понравилось вам путешествие?