Виктория Сытник
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Секреты магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать
предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком;
• способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения;
• развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Публикация «Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Секреты магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми предметами;
• пополнять словарь детей новыми словами: магнит, магнетические предметы, немагнетические предметы.
Предварительная работа:
Проведение опыта «Всё ли притягивает магнит?», использование в свободной деятельности дидактических игр : «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв»
Оборудование:
Посылка, письмо, «волшебная варежка», с магнитом внутри, ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая; колечко серебряное, диски, магниты по кол-ву детей, веревка, большой пластиковый стакан, стаканы с водой по кол-ву детей; железные мелкие предметы: скрепки, гайки, шурупы; тарелка с гречневой крупой)
Ход:
-Ребята, наденьте халаты, шапочки, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Кто мне подскажет, что обозначает слово – лаборатория? Как называют людей, работающих в лаборатории? Чем они занимаются в лаборатории?
-Ой, смотрите, какая-то посылка, подписано: «Для любознательных». Я думаю, что это именно для нашей группы. Посмотрим, что же там внутри нашей посылки?
( в посылке 3 ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой спрятан магнит, колечко, диск и письмо) Воспитатель достает и перечисляет:
- Три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая, колечко, диски ….А вот и письмо (читает)
«Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых сказок. Очень просим вашей помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка», посылаем вам удивительную рукавицу к которой прилипают различные предметы…Подскажите, почему это происходит?»
- Я думаю ребята, что рукавица волшебная…Проверим?
1. Опыт №1 «Волшебная рукавица»
Воспитатель: (подносит рукавицу к каждой ложке)
- Нет волшебства, опять нет волшебства, получилось….Ребята, как вы думаете почему получилось волшебство? Две ложки пластмассовая и деревянная как лежали, так и лежат, а металлическая притянулась к варежке?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы меня порадовали, разгадав секрет. В этой рукавице находится магнит. А кто мне скажет, что же такое магнит?
(магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы)
Воспитатель: Магнит – это куски железа или стали, который притягивает к себе металлические предметы (такие как железо, сталь никель)
А предметы которые изготовлены из золота, алюминия, серебра – не притягивает
2. Опыт №2 «Достанем меч- кладенец из колодца»
Воспитатель: Я продолжу читать наше письмо….
«Дети, пишет вам Иванушка, мою невесту Василису похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить, но для этого мне нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мне оружие, помогите мне пожалуйста.»
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь Иванушке?
(дети выдвигают возможные гипотезы)
Воспитатель: Как вы думаете из какого материала меч-кладенец?
Какой он, железный, медный, алюминиевый, золотой серебряный, деревянный (ответы детей)
Воспитатель: Каким образом можно достать оружие с дна колодца?
Воспитатель: Как при помощи магнита достать до дна глубокого колодца?
(привязать верёвку к магниту и опустить в колодец)
Воспитатель с помощью магнита на веревке достает с большой емкости железный гвоздь – меч-кладенец
Воспитатель: Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?
путем экспериментирования дети определяют св-ва магнита :
определите на ощупь (гладкий, холодный)
постучите по столу, какой звук слышите? (глухой)
попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твёрдый)
какой он тяжёлый или лёгкой!
Мы знаем, что легкие предметы в воде….что делают (плавают) А тяжёлые (тонут)
Вывод: магнит – гладкий, глухой звук, твёрдый, тяжёлый.
3. Опыт №3 «Помогите Золушке»
«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к принцу. Даёт мне трудные задания, которые я смогу разрешить только с вашей помощью. Сегодня она насыпала мне гречку в тарелочку и смешала со скрепками, булавками, гвоздями…Помогите мне перебрать и очистить крупу»
(на большой тарелке гречка…все предметы которые находятся в ней убираем с помощью магнита)
Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки. А ещё ,ребята, все предметы которые притягивает к себе магнит называют – магнетические. А те, которые не прилипают к магниту – немагнетические.
Воспитатель: Я вижу вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Чтение письма воспитателем дальше…
«Ребята, пишет вам патчерица, уронившая веретено с железным наконечником в стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот колодец, очень уж не хочется бежать в гости к Госпоже Метелице…Можно ли достать мое веретено с помощью магнита не замочив рук и ног?»
Опыт №4 «Не замочи рук»
Воспитатель: Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с водой с металлической скрепкой. Вам нужно, не замочив рук,достать скрепку. Поможет вам конечно в этом магнит.
(У каждого ребенка стакан с водой. Каждый пробует вести магнит по внешней стороне стакана снизу – вверх. Скрепка «тянется» за магнитом)
Вывод: Еще один секрет : магнит взаимодействует с предметами через стекло.
Вот мы и справились с нашей задачей, помогли всем нашим сказочным героям, я думаю они будут очень вам благодарны.
Ребята, а где в нашей группе можно увидеть магниты?
(игра «Рыбалка», «Магнитная азбука», железная дорога)
А еще ребята магнит используют
в строительстве, для поднятия больших металлических грузов,
в водопроводах устанавливают магнитные фильтры, для очистки воды,
в различных медицинских приборах есть магнит,
в школе есть магнитные доски…
в рюкзаках, игрушках, зажимах для волос, компасах и т. д.
Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень любознательны. А любознательные дети всегда хотят узнать что-то новое и интересное. А что бы вы хотели узнать еще? Подскажите мне, где можно найти много интересной информации?
(в энциклопедиях, по ТВ, через интернет) Я обязательно воспользуюсь вашими советами, а вы поделитесь своими знаниями дома, с родственниками и друзьями.