Ермакова Татьяна
НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для старших дошкольников с ЗПР «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с задержкой психического развития
на тему «Весна пришла!»
Учитель-дефектолог: Ермакова Т. А.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить рассказывать о приметах наступающей весны
- учить составлять рассказ-описание о весне
- расширить представления детей о весне
- закрепить умение соотносить цифру и количество
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для старших дошкольников с ЗПР „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Группы компенсирующей направленности
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить прямой счет
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Весна. Характерные признаки весны»
- упражнять детей в отгадывании загадок, описывающих характерные признаки животных
- развивать лексико-грамматический строй
- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения
- развивать фонематическое восприятие
- совершенствовать навыки связной речи
- развивать общую и мелкую моторики
- развивать пространственные представления
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе
- воспитывать бережное отношение к природе
- формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации
Словарная работа: сосульки, ледоход, подснежники, проталины, перелетные птицы, почки, распускаться, набухать.
Материалы и оборудование:
Массажные ортопедические коврики, игрушки заяц, медведь, волк, лиса, белка, разрезные картинки, картинки с изображением сосулек, цифры, набор картинок «Набухающие почки», льдинки разных размеров, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц (скворец, грач, соловей, ласточка, ворона, снегирь, сорока, синица, презентация «Весна. Перелетные птицы», опорные картинки с изображением примет весны : солнце и сосульки, набухающие почки на деревьях, ледоход, перелетные птицы.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Дефектолог: Ребята, какое время года за окном?
Дети: Весна!
Дефектолог: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел заяц. Он просит у вас помощи.
В лесу все говорят о наступлении весны, а зайка о ней совсем ничего не знает.
Ребята, а как мы можем помочь зайке?
Дети: мы можем рассказать зайцу о весне, показать приметы весны.
Дефектолог: Зайка приглашает вас в лес, собрать приметы весны и помочь узнать ему об этом времени года. Но приметы мы сможем получить, если выполним задания лесных жителей.
Дети идут в колонне по одному по импровизированной тропинке (массажные коврики, сопровождая ходьбу словами: По тропинке мы идем, Весны приметы все найдем.
Основная часть.
1.«Первая примета».
Дефектолог: Чтобы узнать, к кому привела нас тропинка, отгадайте загадку:
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придёт весна, просыпается от сна.
Дети: Это медведь!
Дефектолог: Отгадали, ребята! Послушайте задание медведя.
Чтоб примету вам забрать
Картинку нужно собирать.
Игра «Собери разрезную картинку»
Дефектолог: перед вами лежат части картинки. Сложите их так, чтобы получилась целая картинка (образец на доске).
Дефектолог: Как хорошо у вас получилось!.
Уходить вы не спешите, а на крышу посмотрите
Что это такое мне скажите?
Дети: это сосульки!
Дефектолог:
Чтобы путь вам продолжать
Надо все сосульки сосчитать.
Дидактическая игра «Найди цифру»
Дефектолог: Ребята, сосчитайте, пожалуйста, на своих картинках сосульки, выберите нужную цифру.
Дефектолог: Быстро справились с заданием! Получите от медведя примету весны.
(Дети получают опорную картинку с изображением солнца и капающих сосулек).
Дефектолог: Весной солнце светит ярко. Тает снег. На крышах домов появляются сосульки.
Нам пора продолжать путь. А вот тропинка ведет нас.
Дети: По тропинке мы идем. Весны приметы все найдем.
Дети в колонне по одному идут по импровизированной тропинке, перешагивая с кочки на кочку.
2. «Вторая примета»
Дефектолог: Отгадайте загадку и мы узнаем, к кому привела нас тропинка.
Все время по лесу он рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
Дети: Волк!
Дефектолог: Отгадали загадку! Волк хочет узнать, знаете ли вы, как меняются деревья с приходом весны?
Дети: Весной деревья просыпаются, на ветках появляются листочки.
Дефектолог: Послушаем задание волка:
Вы картинки разложите
И примету заберите!
Дефектолог: Ребята, волк приготовил нам картинки, на которых нарисована веточка.
Разложите картинки по порядку – какой веточка была сначала, а какой стала потом.
Игра «Разложи картинки по порядку»
Дефектолог: А теперь посмотрите, как меняются ветки на деревьях с приходом весны.
Сначала на ветке набухают почки. Почки становятся все больше и больше. Из почек появляются молодые зеленые листочки. Отлично справились с заданием.
Дети получают картинку с изображением дерева с набухающими почками.
Мы получили еще одну примету весны! Пора нам дальше идти по тропинке.
Дети: По тропинке мы идем. Весны приметы все найдем.
Дети идут в колонне по одному по импровизированной тропинке, петляющей между кустами (расставлены кегли).
3. «Третья примета»
Дефектолог: К кому привела нас тропинка узнаем, когда загадку отгадаем!
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса! А зовут ее.
Дети: Лиса!
Дефектолог: Давайте подарим лисе первые весенние цветы – подснежники. Прежде чем приступить к заданию, лиса хочет показать вам, что происходит весной на реке. Детям демонстрируется видеоролик «Ледоход».
Дефектолог: А ребята знают, как это явление называют?
Дети: Это ледоход!
Дефектолог: Ледоход - это очень опасное явление. Во время ледохода нельзя близко подходить в реке, а тем более прыгать на льдинки. Лиса приготовила нам волшебные льдинки. Пройдите пожалуйста на полянку и займите места.
Вы на льдинки поглядите!
По размеру разложите.
Игра «Разложи льдинки от меньшей к большей по порядку»
Дефектолог: Разложите льдинки от меньшей к большей по порядку.
Дефектолог: Льдинки по реке поплыли, А вы примету получили!
Дети получают опорную картинку с изображением ледохода.
Дефектолог: Отправляемся по тропинке дальше.
Дети: По тропинке мы идем. Весны приметы все найдем.
4. «Четвертая примета»
Дефектолог: К кому привела нас тропинка? Отгадайте загадку!
Рыжая шубка по веткам скачет,
В дупло орешек прячет.
Дети: Белочка!
Дефектолог: Ребята, белочка предлагает вам отгадать загадки и выбрать верную картинку-отгадку.
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник тёплых дней.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
Дети отгадывают загадки. На доске появляются картинки-отгадки.
Дефектолог: как называют этих птиц одним словом?
Дети: Перелетные птицы!
Дефектолог: Получите последнюю примету весны от белочки. Перелетные птицы весной возвращаются на родину из теплых краев.
По тропинке вы петляли, весны приметы все собрали!
Пора нам ребята из леса выходить и зайке о весне рассказать.
5. Составление рассказа-описания о весне по опорным картинкам.
Дефектолог: Вот мы с вами и завершили наше лесное путешествие. А теперь, расскажите, пожалуйста, зайке о тех приметах весны, которые мы с вами собрали.
Дефектолог выставляет приметы весны на доску.
Дети составляют рассказ по опорным картинкам.
Наступила весна. Ярко светит солнце. Тает снег, с крыш капают сосульки. На ветках набухают почки, появляются первые листочки. Появляются первые цветы – подснежники. На реке тает лед, начинается ледоход. С юга прилетают перелетные птицы. .
III. Заключительная часть
Дефектолог: Ребята, зайка благодарит вас за помощь. Теперь ему пора возвращаться в лес. Попрощаемся с зайкой.
Дети: До свидания, заяц!
Дефектолог: Мы сегодня с вами совершили путешествие в лес. Ребята, что интересного и нового вы узнали во время путешествия? что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.