Ирина Краснослободцева
НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение и пересказ К. Ушинского «Четыре желания» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с художественной литературой.
Чтение и пересказ К. Ушинского «Четыре желания».
подготовительная группа
Цель: Познакомить с произведением К. Ушинского «Четыре желания», учить его пересказывать с опорой на морфотаблицу.
Задачи:
1. Познакомить детей с новым художественным произведением.
2. Учить пересказывать небольшой текс с опорой на морфотаблицу.
Публикация «НОД по ознакомлению с художественной литературой „Чтение и пересказ К, Ушинского „Четыре желания“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
3. Закрепить знания об особенностях рассказа, о смене времен года.
4. Развивать слуховое и звуковое внимание.
5. Развивать интерес к наблюдению за сезонными изменениями в природе.
Оборудование: портрет писателя, доска с магнитами, маркер, звуки времен года, записная книжка, смайлики.
Ход НОД
Орг. момент.
Назовите времена года по порядку. Можно ли сказать, что времена года идут как ритм? Попробуйте угадать время года по звуку.
Музыкальная Игра "Угадай время года"
Воспитатель. Ребята, я вам сейчас прочитаю очень интересную историю, которую написал Константин Ушинский, его портрет на экране. Слушайте внимательно и будьте готовы отвечать на вопросы.
Воспитатель читает рассказ «Четыре желания» :
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!
- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец. Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
- Вот уж я сегодня повеселился! Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжечку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и сочные груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Беседа по содержанию рассказа
- Что я вам прочитала: сказку, рассказ или стихотворение?
- Как вы догадались, что это рассказ? ( ответы детей: рассказ, т. к. рассказана история из жизни, то, что было на самом деле).
Словарная работа (работа по тексту).
-Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
-Что означает слово румяный? (красный, алый).
-Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
-Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
-Что значит, восторг (веселье, радость).
- Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)
-Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
- А сейчас давайте отдохнем!
Игра в кругу "Бывает- не бывает" Я читаю предложение- если это правда бывает, то вы хлопаете, если нет- топаете. Снег зимой, мороз весной, листопад весной, дождь летом, медведь гуляет по лесу зимой, подснежники осенью, купаться на речке летом, гром зимой, новый год весной?
Вторичное чтение с установкой на пересказ Составление модели к тексту.
-Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
-А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать
Повторное чтение рассказа воспитателем.
-А сейчас я буду читать по частям и мы будем его с вами записывать схемами.
-Итак, слушайте начало рассказа.
1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
-О каком времени года говориться в этой части (на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-Слушайте продолжение.
2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
-О каком времени года говориться в этой части (на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-Слушайте дальше.
3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
-О каком времени года говориться в этой части (на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
-А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.
4. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
-О каком времени года говориться в этой части (на морфтаблицу ставиться модель времени года)
-Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
-Ребята, мы записали схемами этот рассказ.
-Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.
ФИЗМИНУТКА
-Я предлагаю вам пересказать рассказ.
-Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.
- Кто продолжит?
-Кто может рассказать историю с начало до конца?
Заключительная часть.
Итог занятия.
-Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
-С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
-Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).
-Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.
-Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна. На память вам вот такие записные карманные книжки, в которых вы должны нарисовать 4 времени года.
Рефлексия
-Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
-Когда будете показывать нам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик, а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).