Елена Савонина
Конспект открытого занятия «Воздух-добрый друг» (средняя возрастная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Возрастная группа : средняя
Тема НОД: «Воздух – добрый друг».
Ведущая образовательная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира).
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.
Публикация «Конспект открытого занятия „Воздух-добрый друг“ (средняя возрастная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Задачи: развивать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности («Познание»); расширять кругозор и любознательность детей («Коммуникация»); способствовать развитию памяти и интеллекта детей («Познание»); пополнять словарный запас детей новыми словами («Коммуникация»).
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование.
Оборудование: прозрачные пакеты, прозрачные стаканы с водой, трубочки для сока, дудочки, свистульки.
Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах воздуха и его предназначении, рассматривание тематических сюжетных картин, заучивание стихов о воздухе, чтение сказок: «Сказка о воздухе», «Сказка о ветре», загадывание загадок о воздухе.
Ход образовательной деятельности.
Дети вместе с воспитателем находятся в игровой зоне группы на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хотите отправиться в увлекательное путешествие?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Только, это путешествие будет необычным. Вместе с нами будет путешествовать добрый друг. Без него не может существовать ни одно живое существо (люди, животные, птицы, растения). Отгадайте, кто этот друг? Загадка:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Ответы детей: Воздух.
Воспитатель: Правильно, наш добрый друг – это воздух. Он нас окружает всегда и везде. Без воздуха мы не могли бы дышать. Давайте проверим, сколько можно продержаться без воздуха.
Дети набирают воздух и не дышат, ведущий считает до 5.
Воспитатель: Всего 5 секунд мы продержались без воздуха, и всё время хотелось вдохнуть! Вот как тяжело без воздуха. Ребята у воздуха есть свои секреты, а чтобы их разгадать, мы отправимся в путь. Поедим мы с вами на поезде, но что бы поезд к нам прибыл надо сказать волшебные слова, которыми будут приготовленные вами стихотворения о воздухе.
Ребенок 1: Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Ребенок 2: Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Ребенок 3: Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Дети встают друг за другом, изображая поезд. Вместе с ведущим произносят слова: Вот поезд наш мчится, колёса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Но вот остановка, давайте сойдём.
Воспитатель: Давайте, ребята, в лес мы пойдём. В лесу воздух чистый, свежий так и хочется его побольше вдохнуть.
Дыхательная гимнастика:
Вдохнули глубоко носиком, а выдохнули ртом (2 - 3 раза) Положили руки на грудь, глубоко вдохнули, грудь поднялась высоко; Выдохнули – грудь опустилась (2 – 3 раза).
Воспитатель: Мы знаем, что воздух везде, вокруг нас. Посмотрим налево, направо, вверх, вниз, вы его видите?
Дети: нет.
Воспитатель: Воздуха не видно. Почему?
Ответы детей: Воздух не имеет цвета. Он – бесцветный.
Воспитатель: Увидеть воздух нельзя, но можно почувствовать, ощутить. Для этого попробуем поймать воздух в пакетик.
Дети берут прозрачные пакеты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сейчас что лежит в пакете?
Дети: ни чего. Пакет пустой.
Воспитатель: расправьте пакет и взмахните.
Дети проделывают опыт с пакетом.
Воспитатель: посмотрите, как надулись пакеты. Что в пакетах теперь находится?
Дети: воздух.
Воспитатель: посмотрите, мы поймали воздух в пакет, его не видно, но можно потрогать и почувствовать. Еще воздух можно почувствовать, когда он перемещается, движется. Движение воздуха – это ветер. Как можно почувствовать ветер?
Ответы детей: подуть, помахать…
Воспитатель: Ветер бывает разный. Слабый ветер, нежный, как можно ласково назвать?
Дети: ветерок, ветерочек.
Воспитатель: ветерок дует слабо, нежно, тихо (показывает, дети повторяют). А есть сильный, мощный ветер, его можно назвать ветрище, ветродуй. Ветродуй дует сильно, грозно, мощно (показывает, дети повторяют). А ещё у каждого ветра есть своя песенка. Ветерок поёт – СС-с, а ветродуй поёт – ш-ш-ш. сначала споём, как ветерок СС-с, а потом, как ветродуй – ш-ш-ш. Теперь продолжим наше путешествие, сядем снова в поезд.
Дети вместе с воспитателем: Вот поезд наш мчится, колёса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Но вот остановка, давайте сойдём!
Воспитатель: Давайте, ребята, на речку пойдём. В речке течёт вода. Оказывается воздух можно увидеть в воде. Мы налили воду из речки в стаканчики и опустили в них трубочки. Возьмите стаканчики. Видите в них воду? А сейчас увидите и воздух. Подуйте в трубочку.
Дети дуют в трубочку, опущенную в воду.
Воспитатель: Что случилось с водой?
Ответы детей: в воде образовались пузыри.
Воспитатель: вода забурлила, и в ней образовались пузырьки. Эти пузырьки и есть воздух, который мы дули через трубочку. Ребята, воздух наш добрый друг и с ним даже можно поиграть. На этой полянке мы и поиграем. К нам пришёл в гости весёлый слон. Он будет дуть в хобот, а от туда вылетят бабочки. Ваша задача их поймать с помощью сачка.
Дети играют со слоном.
Воспитатель: С воздухом наигрались, садимся снова в поезд, поедем на следующую станцию.
Воспитатель вмести с детьми: Вот поезд наш мчится, колёса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Но вот остановка, давайте сойдём.
Воспитатель: Давайте, ребята, играть мы пойдём. Приехали мы на музыкальную станцию, но что-то не слышно музыки. Тишина на станции. Смотрите, инструменты стоят, но музыки нет. Давайте попросим воздух заиграть на инструментах. Ребята возьмите свистульки и дудочки и подуем в них.
Дети дуют.
Воспитатель: Слышите, это воздух в инструментах играет?
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Кто с нами вместе путешествовал?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что мы узнали о воздухе?
Дети: воздух невиден, потому что он прозрачен, бесцветен. Воздух можно почувствовать, ощутить. Воздух можно увидеть в пузырьках в воде. С воздухом можно поиграть.