Получи документы

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»

Светлана Трубникова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Воздух вокруг нас»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах

Пополнять, обобщать и систематизировать знания детей о воздухе, его свойствах значении для жизни и здоровья человека. Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Формировать естественно-научные представления. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Образовательная область «Развитие речи»

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; развивать диалогическую речь.

Развивать образное мышление детей путем включения в ход НОД стихотворений, загадок.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Упражнять детей в ритмичном движении под музыку, развивать активность и творчество в двигательной деятельности при изображении летящих и падающих дождевых капелек.

Образовательная область «Физическое развитие»

Формировать представления о вреде загрязненного воздуха для здоровья человека. Воспитывать желание заботиться о чистоте окружающего пространства и окружающей среды.

Развивать двигательную активность детей.

Активизация словаря.

Дать понятие о слове атмосфера. Активизировать в речи слова: газ, кислород, углекислый газ, выхлопные газы, ураган, смерч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рассматривание иллюстраций с изображением ветреной погоды, различных видов ветра; чтение стихов и загадок о свойствах воздуха, описание изображенных на картинках явлений природы; надувание воздушных шаров, проведение других опытов на тему «Воздух»; слушание духовой музыки, рассматривание духовых инструментов; заучивание стихотворений.

Материал.

Демонстрационный: Глобус, Плакаты: «Сила ветра», «Ветер – помощник человека», «Разрушающая сила ветра».

Раздаточный: емкости с водой, стаканы, фрукты, веера, свистки.

Технические средства: Телевизор, магнитофон

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие, развитие речи, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Ход НОД

- Здравствуйте, ребята! Представляете, сегодня к нам, в детский сад, пришла посылка от доброго волшебника. Давайте ее откроем. Интересно, что там? Открытка. А больше ничего. Сейчас посмотрим, что здесь написано. По-моему, это загадка. Слушайте:

Он вокруг, а мы не видим.

Он спокоен – мы не слышим.

Отсутствуют запах и цвет.

Вроде здесь и его нет.

Но ни ночью и ни днем

Без него не проживем.

Полон им и дом, и лес,

И в посылку он залез.

Что же это? Есть ответ?

(Г. Байрамукова).

- Воздух.

-Так что же, кроме открытки с загадкой оказалось в посылке?

- Воздух.

-А вы догадались почему? Наверное, он хочет, чтобы вы поняли, что в нашей жизни важнее всего.

Вы знаете, где мы живем?

- В Сургуте, в России, в Югре и т. д.

-Все верно! Но еще мы можем сказать, что живем на дне воздушного океана, который называется атмосферой. (Атмосфера – газообразная оболочка, окружающая Землю и другие планеты).

Посмотрите, как она окружает Землю со всех сторон. (рассматривают изображение Земли)

Воздух – это газ. Вы знаете из чего он состоит?

- Кислород, углекислый газ.

- Правильно. Только в воздухе есть и другие газы, капельки воды, пыль, цветочная пыльца и т. д.

А как вы думаете, откуда берется воздух?

- Его выделяют растения.

-Верно. Леса даже называют легкими планеты.

-А вы догадываетесь, что может случиться, если вдруг исчезнет воздух?

Опыт 1.

Закроем ладошками рот и нос.

Что происходит с нашим организмом?

-Мы начинаем задыхаться.

-Давайте сделаем вывод: Можем мы прожить без воздуха?

-Без воздуха нет жизни ни людям, ни животным, ни растениям.

Только этот опыт самим не нужно повторять. Это опасно.

Ребята, а можем мы назвать свойства воздуха?

- Чистый, прозрачный, без запаха, газообразный.

- Правильно, но у воздуха есть еще и другие свойства. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Для этого нам нужно превратиться в ученых исследователей.

- Как вы думаете, чем они занимаются?

Дети отвечают

-Ну, конечно же, прежде всего они экспериментируют, чтобы постичь тайны природы.

Я хочу вам напомнить, что исследователи – люди очень дисциплинированные. Ведь они имеют дело и с опасными предметами и веществами.

Поэтому прошу вас все действия проводить только по моей команде.

Дети подходят к столам, на которых подготовлен материал для опытов.

Опыт 2. Давайте начнем с самого простого. Попробуем обнаружить воздух.

Подуйте на свои ладошки. Что вы ощущаете?

- Ладошке тепло и она становится немного влажной.

- Значит, каким может быть воздух?

-Теплым, влажным.

- А теперь возьмите вееры и помашите перед собой. Ваше лицо обдувает ветерок. Он такой же теплый?

- Нет, он прохладный.

-А на улице сейчас какой воздух?

- Холодный.

-Значит, воздух может менять температуру.

Опыт 3.

– Приступим к следующему опыту. Возьмите в руки стаканчики. Как вы думаете, они пустые? Внимательно посмотрите, что там есть?

- На дне кусочек салфетки.

- Потрогайте пальцем. Салфетка сухая?

- Да.

- А больше ничего нет в стакане?

- Нет. (Да).

- Что ж, давайте проверим. Переворачиваем стакан вверх дном и опускаем в банку с водой. Только держать его нужно очень прямо. Вынимаем также прямо стакан из воды. Попала вода в стакан? Почему нет?

- В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Это значит, что воздух занимает место.

Опыт 4.

Давайте снова отпустим стакан в банку с водой, но держим его не прямо, а чуть наклонив. Что мы видим в воде?

- Пузырьки воздуха.

- Откуда они взялись?

- Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Потрогайте сейчас салфетки. Они остались сухими?

- Нет! Вода заняла место воздуха и намочила салфетки.

И вода, и воздух занимают место.

Опыт 5.

– А сейчас закройте глаза.

(Кладу на стол апельсин).

Вы чувствуете какой-то запах?

- Да, пахнет апельсином.

- А как вы думаете, почему вы чувствуете запах. Ведь апельсин я не подношу к вашему носу. Благодаря чему запах доходит до вас?

Дети отвечают.

- Конечно, это воздух доносит до нас запах.

А что еще кроме запахов может передаваться по воздуху?

-Вирусы.

И чтобы не заболеть, не нужно без необходимости находиться в одной комнате с больным человеком.

Опыт 6.

Со свистками.

-Давайте возьмем в руки свистки и дунем в них 3 раза.

Вы слышали свист?

А почему он возникает, знаете?

Посмотрите, что есть внутри свистка.

- Шарик.

-Правильно. Когда мы дуем, он движется. Воздух, встречая препятствие, дрожит. И получается звук.

Свойство воздуха издавать звуки использовали люди, создав духовые музыкальные инструменты. Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит. Получаются звуки. В отличие от свиста – музыкальные.

Какие духовые инструменты вам знакомы?

-Дудочка, флейта, кларнет, саксофон, труба.

-Правильно. Сейчас я предлагаю вам послушать звучание флейты.

Вам понравилась музыка? Звуки флейты чудесны.

Но и в мире природы много звуков, приятных для слуха.

Давайте превратимся с вами в дождевые капельки и поиграем в уже знакомую вам игру «Капельки». (Каждый ребенок берет со стола вырезанные их картона разноцветные капельки)

Мы дождевые капельки. (Дети бегут по кругу с картонными

Летим, летим, летим, капельками в поднятых руках)

Мы землю очень любим.

И сад полить спешим.

Кап-кап-кап. Кап-кап-кап. (Наклоны с капельками в руках)

Нет покоя нам никак.

Но подул вдруг ветерок.

Гонит тучку на восток. (Дети бегут дальше)

Тучка дальше побежала,

С собой капельки забрала.

В лесу травку поливала.

Кап-кап-кап. Кап-кап-кап. (Наклоны. Дети касаются

Нет покоя нам никак. капельками пола)

(Г. Байрамукова)

А теперь снова превратимся в ребятишек и сядем на стульчики.

Скажите, что произойдет, если дождик будет лить только в одном месте?

-Засохнут леса, трава, сады.

- Конечно, вы правы. Хорошо делает ветерок, что гоняет тучки по небу?

-Да.

-А теперь, давайте подумаем, а сам-то ветерок отчего возникает?

-В одних местах воздух теплый, а в других – холодный. Теплый устремляется вверх, холодный - вниз, вот и подул ветер.

- Воздух движется с разной силой и скоростью. Давайте посмотрим картинки на этом плакате.

Определите, какой силы ветер они изображают. Сначала найдем самый слабый, потом самый сильный. Как называется сильный ветер?

- Смерч, ураган.

- А теперь посмотрим, что они приносят людям. Это последствия смерча и урагана. (рассматриваем плакат).

- Но ведь ветер не всегда приносит разрушения. От него бывает и большая польза.

Посмотрите на этот плакат и объясните, на какие добрые дела способен ветер, кроме того, что он гоняет тучи.

- Разносит семена растений, вращает крылья мельницы, приносит с моря чистый воздух.

- Но, к сожалению, даже самый чистый воздух содержит в себе много пылинок, различных вредных веществ.

А в большом городе вредных веществ в воздухе еще больше. Кроме естественного загрязнения, в виде пыли, есть и такие, которые создает человек.

Сейчас мы с вами вспомним о них, поиграв в игру «Загрязняет - очищает».

Вы должны взять на столе картинку, объяснить, что на ней изображено и сказать, загрязняет это воздух или очищает.

Дети играют.

Вот видите, как много всего, что загрязняет воздух, которым мы дышим.

Взрослые люди должны заботиться о том, чтобы воздух стал чище, а вы болели реже.

А как мы все в группе: няня, воспитатели, дети – заботимся о том, чтобы воздух стал чище и микробов – меньше.

- Проветриваем, протираем пыль, пылесосим, кварцуем, сажаем комнатные растения, которые очищают воздух; заботимся о них, моем игрушки.

- Молодцы, ребята! Вы все знаете.

А сейчас давайте поиграем еще в одну игру: «Я начну, а ты продолжи» и повторим то, о чем вы узнали или вспомнили сегодня на занятии. Готовы?

-Да.

1. Наша планета окружена воздушной оболочкой – атмосферой.

2. В воздухе содержатся : кислород и углекислый газ.

3. Без воздуха жизнь на Земле была бы невозможна.

4. Вырабатывают кислород растения.

5. Воздух передает запахи и звуки.

6. Когда воздух дрожит, возникают звуки.

7. Воздух невидим, потому что он прозрачен.

8. Воздух занимает место.

9. Ветер – это движение воздуха.

10. Воздух загрязняют : дым пожаров, дым заводских труб, выхлопные газы автомобилей, дым сигарет курильщиков.

11. Самый надежный природный очиститель воздуха – растения.

- Спасибо вам, ребята за умные ответы. Думаю, когда вы вырастете, то придумаете много различных способов, чтобы сделать воздух, которым мы дышим, чище, а вас всех – здоровее.

- А с чего мы начали наше занятие?

- С посылки доброго волшебника.

- Что в ней было?

- Воздух.

-Мы с вами выполнили пожелания волшебника и постарались узнать о воздухе как можно больше.

Поэтому вы, конечно, заслужили от него подарки.

Посмотрите! Что это?

- Мыльные пузыри.

- Конечно, а чем мы их будем надувать?

- Воздухом.

- Молодцы! Берите подарки. Вы их заслужили.

Публикации по теме:

Комплексное занятие по экологии во 2 мл. гр. «Рассматривание снегиря». Образовательная область: «познавательное развитие».Комплексное занятие по экологии во 2 мл. гр. «Рассматривание снегиря». Образовательная область: «познавательное развитие». Цель: познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Задачи: - Закрепить представление детей об особенностях поведения снегиря.

Конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто» Уважаемые коллеги! Данное мультимедийное занятие предназначено для старшего дошкольного возраста, посвященное 70-летию Победы. Автор разработки.

Конспект НОД в средней группе ДОУ ко Дню Мамы. Образовательная область — познавательное развитие Занятие НОД в средней группе МДОУ. Образовательная область «Познавательное развитие», тематический модуль - Приобщение к социокультурным.

Конспект образовательной деятельности Тема: «Что такое тепло?» (образовательная область «Познавательное развитие») Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Цель: создание условий для развития представлений.

«Дорожные знаки помни всегда». Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Дорожные знаки помни всегда».

Образовательная область «Познавательное развитие» — ФЭМП КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе Тема: Число 2. Треугольник. Осень. Направление: «Познание».

Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «В царство Кощея бессмертного» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Тип: интегрированное Возраст детей: 6 лет Форма.

Открытая общеобразовательная деятельность. Тема: «Домашние животные». Образовательная область «Речевое развитие» Цели: • Побуждать детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, поддерживать диалог; • Учить употреблять в речи существительные в родительном.

Рабочая программа. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», а также в соответствии.

Совместная образовательная деятельность. Образовательная область «Познание» Развитие элементарных математических представлений Цель:формирование элементарных математических представлений используя занимательный материал. Задачи: 1. Закрепить навыки прямого и обратного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»
Опубликовано: 15 августа 2015 в 21:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Трубникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД