Наталья Ольшевская
НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД. Обучение грамоте. Звук и буква «И»
Цели:
коррекционно- образовательные:
- дать понятие о механизме образования звука «И»;
- формировать навыки словоизменения;
коррекционно- развивающие:
- работать над развитием фонематических процессов;
- учить детей выделять звук «И» из ряда гласных, состава слогов, начала
слов;
- знакомство с буквой «И», писать её в тетради;
Публикация «НОД, Обучение грамоте, Звук и буква „И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к природе;
- развивать наблюдательность.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук, кассы,
предметные картинки со звуком «И» (в начале, середине
и в конце слова, картинки деревья.
Ход: I. Организационный момент.
Вспомнить слова и назвать слова со звуками «А» – «У».
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление.
Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ- топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.
2. Развитие общей моторики.
Листья осенние / Дети кружатся,
тихо кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами / Движения руками вправо,
шуршат, шелестят. / влево.
Будто опять / Поднимаются,
закружиться хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
На берёзе, на осине / Поочерёдно сильно сжать пальцы
Догорели листья… на правой, левой руках.
Дунул ветер, и рябина / Разжать пальцы и положить на
Уронила кисти… колени.
Дождик моет жёлтый луг / Поглаживание кисти правой, а
Ржавый и шершавый затем левой руки.
И земля вздыхает: / Спокойно положить руки
- Уф. Отдохну, пожалуй… на колени.
4. Массаж лица:
- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
- поглаживание от средней линии подбородка к ушным
раковинам;
- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
- поглаживание носа от кончика к переносице;
- поглаживание от уголков губ к ушам;
- «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).
5. Развитие мимических мышц.
- Улыбнулись.
- Огорчились.
- Удивились.
- Рассердились.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
- для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
- для губ: «Бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй»,
беззвучная артикуляция звуков А, У;
- для языка: самомассаж языка (покусывание – дя –дя – дя,
расслабление – тя –тя –тя).
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед читает стих-е дети заканчивают его
Знает наша детвора, прятки лучшая – ИГРА
Всех ребят хотим собрать в прятки будем мы – ИГРАТЬ
Наш щенок такой шалун, забияка и – ИГРУН
Мой котёнок шаловливый, очень ласковый – ИГРИВЫЙ
У малышки погремушка, очень шумная – ИГРУШКА
Логопед: Все эти слова похожи друг на друга их целая семья и все они
начинаются со звука? («И»).
2. Акустико - артикуляционный образ звука
- Показ символа (девочка). К нам пришёл в гости звук «И».
Чтобы произнести звук «И» нужно растянуть губы в улыбке, значит
звук «И», какой?
Характеристика звук «И» (с опорой на схему).
Звук «И» гласный – воздух выходит свободно через рот, не встречая
преграды, поётся, обозначается квадратом красного цвета.
а). длительное повторение звука «И»
- логопедом;
- детьми (хором, инд – но;
- тихим и громким голосом.
IV. Развитие фонематического слуха.
Дать сигнал – Флажком если услышите звук «И».
Из слогов: И, А, И, У, И, А, У, И.
Из слогов: УА, ИА, АУ, ИУ.
Из слов: Игорь, кукла, игра, утка, иголка, индеец.
Назвать картинки со звуком «И».
Придумать новые слова.
V. Физкультминутка
VI. Соотношение звука с буквой.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три!
А какая буква? – «И».
Отыскивание буквы «И» и кассе. (в каком ряду, на каком месте)
VII. Работа в кассах: анализ звукосочетаний
ИА, АУИ, УИА. Сколько звуков сказала?
Какой звук первый? - второй? - третий?
Затем выкладываем и читаем.
Отличие звука от буквы.
Пишем букву в тетради букву «И».
VIII. Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.
Логопед называет одно дерево, а дети должны назвать много деревьев
(с опорой на картинки). И наоборот.
Дуб – дубы Сосна – сосны
Ель – ели Берёза – берёзы
Клён – клёны Осина – осина
Рябина – рябины Липы – липы
Ива – ивы Тополь – тополя
Ясень – ясени
Среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья?
(Сосна, ель.) Почему? - Дуб, клён, берёза, осина, рябина, тополь, липа,
ива, ясень – желтеют и роняют листья – это лиственные деревья.
А сосна и ель всегда зелёные - это хвойные деревья.
IX. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Какой это звук?