Александра Депутатова
Модель занятия по обучение грамоте «Согласный звук [З], буква «З»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель занятия по обучение грамоте.
Тема: Согласный звук З (Зь, буква З.
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с согласными звуками З, Зь и буквой З. Учить находить место звука в словах. Развивать умение интонационно выделять нужный звук в слове.
Развивать фонематический слух.
Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.
Публикация «Модель занятия по обучение грамоте „Согласный звук [З], буква „З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Воспитывать аккуратность при работе в тетради, взаимопомощь, уважение друг к другу.
Словарная работа: гнездо, завод, зерно
Чтение стихов в которых определенный звук слышится чаще чем другие, отгадывание загадок, игра «Комары, «Гости», «Назови слово».
Материал: Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши, ширмочка, колокольчик, барабане, стакан, кастрюлька, деревянная ложка, чайная ложечка.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, самостоятельная работа детей в тетрадях, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям, итог.
Предварительная работа:
Чтение стихов в которых определенный звук слышится чаще чем другие, отгадывание загадок, игра «Комары, «Гости», «Назови слово».
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение и просит детей определить какую букву выделяет среди остальных.
за-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза,
зы-зы-зы, зы-зы-зы
Мало травки у козы,
зу-зу-зу, зу-зу-зу
Отвязали мы козу.
за-за-за, за-за-за
Залезает в сад коза,
зу-зу-зу, зу-зу-зу
Привязали мы козу,
за-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза…
1. затем проводит анализ звука.
— Дети, давайте вспомним песенку комара. На что похож звон комаров?
• Сердитый звон комаров напоминает звук 3. Комары звенят звонко, слышен голос.
Приложите, пожалуйста, тыльную сторону ладони к шее спереди и произнесите звук 3-3-3-3. Что вы ощущаете?
Горло дрожит. Голосок так звонко поет песни, что даже
стенки его «домика» (горла) дрожат.
Что происходит с языком, когда мы произносим этот звук?
• Язык упирается в зубы, губы растянуты в улыбке, есть
воздушная струя и голос.
• Дети подводятся к выводу, что это согласный звук, звонкий.
2. Место звука в словах : ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ (слышим —с, пишем —з).
Дети приводят примеры слов со звуком 3 в разных позициях. Воспитатель читает четверостишие, выделяя звук 3, и предлагает детям назвать слова с этим звуком.
Берегите, руки, ноги, Закрывайте уши, нос. Ходит, бродит по дороге Старый дедушка Мороз!
Аналогичная работа проводится и при чтении загадки:
Как взялась она за дело, Запилила и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.
(Пила)
Слова со звуком 3; завод, зонт, звонок, ваза, коза, звезда, гнездо, береза, узел, земля, зеленый, зерно и т. д.
3. Анализ буквы 3.
3 — простая завитушка!
На эту букву посмотри — Она совсем как цифра «три».
С. Маршак
В звезде найдешь ты букву 3, И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе.
4. Звуковой анализ слова ЗАМОК.
Загадка
Какой вещи человек очень верит?
(Замку)
— Сравним слова ЗАМОК и ЗАМОК.
Слова эти пишутся одинаково, а звучат по-разному.
• Дети составляют два предложения с этими словами.
Физкультминутка
Игра «Комары». Дети делятся на две группы: одни изображают комаров, другие — гуляющих детей. Комары, произнося звук «з-з-з.», бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в «домики» (отгороженные уголки). Потом участники игры меняются ролями.
5. Чтение прямых и обратных слогов по магнитной азбуке с
договариванием до целого слова:
ЗА АЗ ЗАбор КамАЗ 30 ОЗ ЗОлото паровОЗ ЗУ УЗ ЗУбы УЗдечка ЗЫ ЫЗ роЗЫ
С одним из слов или несколькими словами составляются небольшие предложения.
6. Чтение слогов и слов по слоговой таблице (вслух, совместно
с воспитателем).
Варианты чтения: все вместе; только девочки, потом мальчики. Читать с различной силой голоса: тихо, очень тихо, громко.
ЗИМА
ШАРЫ
КУРЫ
КОЗЫ
зи КУ РИ
зо КО РЫ
ША ЗЫ МА
7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв составить отгадки на загадки:
Себя он раскрывает, Тебя он закрывает. Только дождик пройдет — Сделает наоборот. (зонт)
Растет на суше, Голова из плюша. (Рогоз)
Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки —-Над миром пушинки. (зима)
Дополнительный материал: Игра «Гости».
— Представьте, что скоро у вас день рождения. Надо еще многое купить (МАСЛО, МОЛОКО, СЫР, РИС, СОК, САЛО, сварить СУП, испечь ТОРТ, приготовить МОРС.
• Каждый ребенок получает задание составить одно слово.
8. Фонетическая игра «Назови слово».
Дидактическая задача. Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность.
Содержание. Воспитатель поочередно бросает мяч, называя слова, начинающиеся с твердого согласного. Ребенок, бросая мяч обратно воспитателю, называет созвучное слово, начинающееся с парного мягкого согласного звука.
9. Итоги занятия.