Галина Синютина
НОД «Культура и традиции мордовского народа» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
НОД "Культура и традиции мордовского народа".
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое разви-тие», «Физическое развитие».
Цель:
Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о том, что Мордовия - часть большой страны Россия;
Публикация «НОД „Культура и традиции мордовского народа“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился.
- продолжать знакомить с историей мордовского края, с достопримеча-тельностями г. Саранска;
- продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества:
-знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, учить соединять элементы мордовского узора в зависимости от назначения предмета. Ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звез-да», «ступеньки».
Развивающие:
- Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников);
- развивать интерес к орнаментике женского национального костюма;
- развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
- расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордов-ского народа;
- формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций в книгах о Мордовии, открыток, фотографий достопримечательных мест г. Саранска.
Оформление выставки в «мордовском уголке»
Индивидуальные беседы с детьми.
Заучивание стихов.
Посещение мордовской избы «Светелка»
Словарная работа: родина, Россия, дворец культуры, музей, памятники, собор, орнамент.
Методические приемы.
Словесный.
Наглядный.
Игровой.
Практический.
Материал и оборудование.
Куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Образцы элементов мордовской вышивки.
Заготовки для индивидуальной работы (силуэты женской одежды, аудиозапись «Мордовские народные песни».
Акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.
Тематические альбомы о Мордовии.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие о том, как люди жили в прошлом, какой у них был быт, традиции, обычаи. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
- Россия.
- Назовите столицу России?
- Москва.
- А как называется наша республика?
- Наша республика называется Мордовия.
- Назовите столицу Мордовии?
- Саранск.
Воспитатель: А как называется город в котором мы живём?
- Саранск
Воспитатель: Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии? (Ответы де-тей)
Воспитатель: Русские,татары, мордва. Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе замечательных мест: Кафедральный собор имени Ф. Ушакова, музеев, театров, спортивных комплексов, стадионов, ледовых дворцов, культурно-развлекательных центров, памятников и т. д.
- Какие еще достопримечательности Саранска вы знаете? (Ответы де-тей).
- Молодцы. Я предлагаю вам посмотреть фотографии о нашем городе Саранске. Вы увидите какой наш город красивый.
Физкультминутка:
По Саранску мы идем. (Маршируют)
Звонко песню мы поем. (Покачивая головой вправо, влево)
Мы по улице шагаем. (Маршируют)
Ноги ровно поднимаем. (Выше колени поднимаем)
Делай шаг-раз, два.
Взмах руками - три, четыре.
Повертели головой. (Повороты головы)
Влево - вправо. Хорошо!
Прыгнем вместе высоко. (Прыжок на месте)
И побегаем легко. (Бег на месте)
Воспитатель: Ребята, Саранск не всегда был таким. Когда-то давно в этом городе не было всего этого. Люди жили в маленьких деревянных домиках, ездили в повозках, ходили по тропинкам и по дорогам, покрытыми булыжниками. Дети, хотите узнать, как люди жили раньше в городах и деревнях?
Давным-давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса и реки были очень богатые.
- Как вы думаете зачем люди ходили в лес?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, в лес ходили на охоту, там собирали, грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.
- Как вы думаете, чем они ловили рыбу?
(Ответы детей).
Ребята, удочек и сетей тогда еще не было, а рыбу ловили наретом - сплетенная из веток и прутьев, ловушка (показ иллюстрации).
Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь, просо, гречиху, лен, коноплю. В ступе толкли из проса пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.
Дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен.
Мебель была вся из дерева: это и лавки, столы. Люди раньше спали на лавках, кроватей не было. Вся домашняя утварь была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.
Одевались раньше только в одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали национальным узором и делали украшения.
На ногах носили лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.
В каждой избе была печка, в ней готовили пищу. В праздники в каждом доме пекли блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили брагу, это напиток такой, как квас.
Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Посмотрите, какая красивая девочка - кукла в гости к нам пришла, зовут ее Татюня.
Я узнала, что у нашей Татюне сегодня первый день рождения.
Воспитатель: Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Татюни – и не простой подарок, а настоящий предмет национального костюма. Нарисуем мордовские узоры для одежды Татюни и подарим его ей. Но прежде я вам расскажу о мордовском костюме, какой он самобытный, красивый, не похожий на другие национальные костюмы.
Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Правильно, изготовление одежды - это очень тяжёлый и поэтапный труд, который занимает очень много времени. Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:
(Выставляются куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Рубаха – панар (мокш., покай (эрз.).Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры –обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня (мокш, рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс (мокш. иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение –сюлгам (мокш., сюлгамо (эрз.). Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго (эрз.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.
(Воспитатель рассаживает детей за столы.)
Создавать будем с вами орнамент мордовского передника или «сапоня», подумайте, какие элементы узора вы хотите использовать.
А сегодня я хочу познакомить вас с новыми элементами –«квадрат», «восьмиконечная звезда» и «зигзаг». (Показ способов рисования).
1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.
2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря.
3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце.
У вас на столах лежат силуэты мордовского передника рассмотрите их, и приступайте к работе. (Воспитатель напоминает об осанке во время рабо-ты, помогает детям). Но перед тем, как приступить к работе, мы сначала выполним пальчиковую гимнастику:
В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду.
Научусь считать, писать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду,
Но свой садик не забуду.
Подберите цвет и соблюдайте последовательность выполнение работы красками (по ходу занятия воспитатель напоминает о закреплении техниче-ских навыков работы с кистью, красками, выполнение физкультминутки).
Во время работы детей звучат мордовские народные песни.
Итог.
Вопросы:
- Какие элементы мордовского орнамента украшают ваше изделие?
- Какие цвета используются при выполнении мордовских орнаментов?
Воспитатель: вы оказывается настоящие художники, все ваши изделия словно ожили. А с какой любовью и заботой вы работали.
Засияли на листах
Яркие как зори
Красивые, нарядные
Мордовские узоры.
Ребята, я уверена, что Татюне все ваши передники очень понравятся и когда она немного подрастет, их обязательно будет носить.
Я вами сегодня очень довольна, давайте улыбнемся и подарим наши улыбки друг другу!