Евгения Саваченко
Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе.
День недели: Понедельник
I половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Публикация «Календарно-тематическое планирование тематической недели „Народная культура и традиции“ в старшей группе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Прием детей, беседа, п/и Прием детей, измерение температуры. Д/и «Выбери картинку». Среди различных сюжетных картинок выбрать те, которые относятся к празднованию Масленицы. Цель: Учить анализировать и выбирать нужную картинку, развивать усидчивость.
Наблюдения в уголке природы Предложить детям полить комнатные растения. Цель: продолжать учить аккуратно, не повреждая корни растений, определять кому из растений нужен полив.
Воспитание КГН Совершенствовать умения правильно пользоваться столовыми приборами во время еды
Утренняя гимнастика Цель: формировать умение выполнять движения быстро, ловко, красиво.
НОД
Развитие речи
Тема: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Цель: связная речь: формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей;
словарь и грамматика: упражнять в умении пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.
НОД
Рисование
Тема: «Ознакомление с дымковской росписью»
Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.
Наблюдения
за сезонными
изменениями Наблюдение за воробьем. Цели: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Труд, обучение трудовым действиям Уборка снега на участке. Цель: продолжать прививать трудолюбие, желание быть полезным.
П/и и игровые упражнения
(игры-забавы, п/и с бегом) «Беги к.»
Цель: Развитие двигательной реакции, умения играть по правилам.
«Гуси-лебеди»
Цель: развивать ловкость, выносливость
Индивидуальная работа по ФИЗО Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. (Лиза, Дарина)
Самостоятельная игровая деятельность детей Игры по интересам детей. Цель: развитие организаторских способностей у детей.
Чтение худ. лит-ры, беседы, рассматр-ие картин, иллюстраций Чтение стихотворения К. Ступницкий «Масленица»
Цель: Приобщение детей к русской традиционной народной культуре; знакомство с обрядами и традициями, которые существовали на Руси. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
II половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Воспитание КГН
Постепенное пробуждение. Гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Следить за своим внешним видом, быстро одеваться; следить за чистотой одежды и обуви.
НОД Музыка По плану музыкального работника
Строительные игры «Русская печка». Цель: учить детей из деталей конструктора сооружать русскую печь. Систематизировать знания детей о русской печи и быте русского народа.
Индивидуальная работа Д/игра «Угадай русскую народную сказку» Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей. (Артем, Нелли)
Сюжетно – ролевая игра «На праздничной ярмарке». Сюжетная линия: дети пришли на веселую праздничную ярмарку. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
Вечерняя прогулка
Наблюдения
за сезонными
изменениями Наблюдение за погодой. Цель: развивать наблюдательность. Закреплять признаки весны. Обратить внимание на изменения происходящие в природе.
Труд, обучение трудовым действиям Уборка льда на площадке. Цель: учить работать сообща, развивать трудолюбие и желание быть полезным.
Индивидуальная работа по ФИЗО Упражнять в равновесии (ходьба по лавочке с перешагиванием предметов)
(Миша, Мирон)
Самостоятельная деятельность детей Игры по желанию и инициативе детей. Цель: развивать организаторские способности, учить играть соблюдая правила игры.
Исследовательская деятельность Можно ли пить талую воду?
Цель: показать, что самый чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход опыта: воспитатель предлагает взять детям снег, положить его в стаканчики и отнести их в группу. В тарелку набрать воду из водопровода. Рассмотреть то, что получилось в стаканчиках.
Индивидуальная работа воспитателя с родителями
Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей.
День недели _Вторник
I половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Прием детей, беседа, п/и Прием детей, измерение температуры. Предложить детям раскраски на тему недели. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами в одном направлении.
Настольно – печатные, дидактические игры «Лото». Цель: Развивать внимание, соображение, самостоятельность.
Утренняя гимнастика Цель: способствовать укреплению здоровья детей, развивать двигательную активность детей в процессе комплекса.
Воспитание КГН, завтрак
Продолжать обращать внимание детей на их поведение во время принятия пищи. Вспомнить и обговорить с детьми для чего нужно мыть руки перед завтраком.
НОД
ФЭМП Занятие №3
Цель: Закреплять представления о количественным составом числа 5 из единиц. Познакомить со счётом в прямом и обратном порядке в пределах 5. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, формировать умение называть части, сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающем и возрастающем последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. (И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» ст. гр. ,
с. 48-49).
НОД
Физическая культура
(на свежем воздухе) Тема:
Цель: по плану физкультурного работника
Наблюдения
за сезонными
изменениями
Наблюдение за состоянием погоды. Цели: учить наблюдению за сезонными явлениями, делать выводы.
Индивидуальная работа по ФИЗО Развитие движений. (Арина Т., Милана)
Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом.
Труд, обучение трудовым действиям Посыпание песком дорожек на участке - воспитывать положительное отношение к труду.
Самостоятельная деятельность детей Цель: учить самостоятельно организовывать игры, договариваться со сверстниками во время игр.
П/и и игровые упражнения
«Мы - веселые ребята».
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Чтение худ. лит-ры, беседы, рассматр-ие картин, иллюстраций Заучивание стихотворений пословиц
Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка».
Познакомить детей со сказкой «Царевна лягушка», развивать усидчивость, умение слушать воспитателя.
II половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Воспитание КГН, полдник Постепенное пробуждение, гимнастика после сна. Привлекать детей к здоровому образу жизни; создать хорошее настроение и заряд бодрости.
Индивидуальная работа
по ФЭМП Счет. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. (Трофим, Дарина)
Познавательные вечера
«Сейчас узнаем» Беседа: «Культура и традиции русского народа» Цель: закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре; уточнить знания о таком понятии как «традиция», вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.
Игры на логическое мышление Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар. (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).
• Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).
• Если два больше одного, то один. (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая. (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки. (женщинами).
Вечерняя прогулка Наблюдения
за сезонными
изменениями
Наблюдение за птицами
Цели: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Труд, обучение трудовым действиям Предложить детям наполнить кормушки кормом для птиц
П/и и игровые упражнения
«Перелет птиц» - учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая.
Самостоятельная деятельность детей Игры по желанию детей. Цель: способствовать дружескому отношению между детьми во время игр.
Индивидуальная работа воспитателя с родителями
Напомнить родителям о сменных вещах для прогулки (запасные рукавицы, штаны)
День недели: Среда
I половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Прием детей, беседа Прием детей, измерение температуры. Беседа о труде взрослых (профессия гончар). Цель: Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых
Утренняя гимнастика Цель: активизировать двигательные навыки, создать заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.
Воспитание КГН, завтрак Дежурство по столовой. Цель: закреплять умение детей правильно сервировать стол, располагать ложки справа от тарелки, действовать аккуратно.
Пальчиковые игры Игры на развитие координации рук и мелкой моторики. Самомассаж с целью профилактики заболевания ОРВИ.
НОД
Развитие речи Тема: «Народная культура и традиции. Развитие речевой активности».
Цель: Развитие связной речи.
НОД
Физкультурное
По плану физкультурного работника
Настольно – печатные игры, дидактические игры Разрезные картинки «Народные промыслы: посуда». Цель: развитие логического мышления, усидчивости.
Дневная прогулка Наблюдения
за сезонными
изменениями Наблюдение за погодой. Цель: развивать наблюдательность. Закреплять признаки весны. Обратить внимание детей на изменения происходящие в природе.
Труд, обучение трудовым действиям Навести порядок на участке - формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление его поддерживать.
П/и и игровые упражнения
Мы - веселые ребята.
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи. «Море волнуется раз» Цель игры: развитие творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.
Самостоятельная игровая деятельность детей Игры по желанию детей. Цель: Учить детей играть самостоятельно, развивать творческие способности
Индивидуальная работа
по ФИЗО Развитие движений - упражнять в беге на скорость (Лика, Ксюша, Марина, Ульяна Т.)
Чтение худ. лит-ры, беседы, рассматр-ие картин, иллюстраций Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой, помочь понять ее смысл; замечать и понимать образные выражения; ввести в речь детей фразеологизмы («душа в душу», «водой не разольёшь»); учить придумывать другое, непохожее окончание сказки.
II половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Воспитание КГН,
полдник Постепенное пробуждение, ходьба по массажным коврикам. Продолжать приучать детей приводить в порядок свой внешний вид, оказывать помощь друг другую
Индивидуальная работа по развитию речи Звуковая культура речи. Работа со звуками [ж], [ш]. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [ж], [ш], выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова с этими звуками. (Арина Д.)
НОД
Рисование
Тема: «Секреты русской избы».
Цель: Формировать умение детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая определённый ритм.
Художественно-творческая дея-ть. «Укрась народный костюм» Цель: Продолжать знакомить детей с национальными узорами на сарафанах, платках, рубахах. Развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов. Активизировать речь детей.
Самостоятельная игровая деятельность детей Цель: учить детей играть дружно, самостоятельно организовывать игры, распределять роли, договариваться со сверстниками во время игр.
Вечерняя прогулка
прогулка
Наблюдение за следами на снегу
(зверей, людей, птиц, лыж, санок)
Цели: учиться определять, свежий след или он оставлен давно. Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.
Труд, обучение трудовым действиям Предложить детям очистить кормушки от снега и положить в них хлебные крошки.
П/и и игровые упражнения «Ловишки», «Не попадись» - упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа по ФИЗО Прыжки в круг и из круга на двух ногах. (Глеб, Юра)
Самостоятельная деятельность детей Цель: Создать условия для развития самостоятельности и инициативы через игровую деятельность.
Индивидуальная работа воспитателя с родителями
Консультация для родителей по индивидуальным вопросам
День недели Четверг
I половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Прием детей, беседа, п/и
Рассказ воспитателя о чем-либо. Прием детей, измерение температуры. Чтение и обсуждение русских народных закличек, прибауток, небылиц. Цель: развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать произведения.
Утренняя гимнастика
Цель: способствовать укреплению здоровья детей, развивать двигательную активность детей в процессе комплекса.
НОД
Ознакомление с окружающим миром Тема: «Русская народная культура и традиции».
Цели: Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись. Формировать умение детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение. Продолжать формировать умение детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.
Игры по музыке, фэмп,
развитие речи. «Чурилки» Задачи: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. Описание: играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен; затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки.
Дневная прогулка
Наблюдения
за сезонными
изменениями Наблюдение за капелью.
Цель: расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями
Труд, обучение трудовым действиям Уборка участка от зимнего мусора - формировать трудовые умения, чувство коллективизма.
П/и и игровые упражнения
«Кто самый меткий» Цель: развивать выносливость, смекалку. «Чьё звено быстрее соберется» Цель: учить бегать на скорость.
Индивидуальная работа Д/и «Назови одним словом» (Егор, Гриша)
Цель: Развивать умение детей обобщать предметы по одному признаку.
Самостоятельная деятельность детей
Цель: учить детей собираться в группы по интересам, развивать творческие способности
Чтение худ. лит-ры, беседы, рассматр-ие картин, иллюстраций Чтение глав из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузя».
Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Предложить ребятам придумать новые приключения домовенка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь.
II половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Воспитание КГН, полдник Постепенное пробуждение. Воздушно-водные процедуры. Продолжать обращать внимание детей на их внешний вид.
НОД
Музыка Тема:
Цель: по плану музыкального руководителя
Поговорим о хорошем. «Необыкновенная история о чудо – самоварах»
Цель: познакомить детей с понятием традиция; раскрыть значимость самоварной традиции для русского народа; рассказать об истории возникновения самоваров в разных странах, о зарождении самоварного ремесла в Туле
Опытническая работа Тонут ли камни в воде? В банку с водой кладут один камень в воду. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Могут ли камни менять цвет? Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Индивидуальная работа
Формировать умение продолжать предложение начатое воспитателем.
(Лера)
Вечерняя прогулка Наблюдения
за сезонными
изменениями
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта;
воспитывать положительное отношение к людям труда.
Труд, обучение трудовым действиям Наводим порядок на участке - формировать у детей осознанное отношение к порядку.
П/и и игровые упражнения
«Самолеты»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.
«Гуси-гуси»
Цель: учить быстро бегать, соблюдать правила игры
Самостоятельная деятельность детей
Продолжать учить детей дружно играть, распределять роли, развивать сюжет и связную речь.
Индивидуальная работа воспитателя с родителями
Индивидуальные беседы с родителями о профилактике респираторных заболеваний
День недели _Пятница
I половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Прием детей, беседа, п/и
Прием детей, измерение температуры. Беседа с детьми «Мои любимые сказки» Цель: развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.
Разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит»
Наблюдения в уголке природы Наблюдение за трудом воспитателя в уголке природы. Цель: учить детей наблюдать за трудом взрослого, оказывать посильную помощь, развивать, трудолюбие, интерес к природе.
Утренняя гимнастика Цель: создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад; воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям
Воспитание КГН, завтрак
Воспитывать у детей потребность быть опрятными, аккуратными, находить недостатки и исправлять их.
НОД
Лепка /аппликация Тема: «Русские народные костюмы».
Цель: Продолжать знакомить с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма.
НОД
Физическая культура
Цель: по плану инструктора физкультуры
Наблюдения
за сезонными
изменениями
Наблюдение за облаками
Цель – продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.
Индивидуальная работа «Перебрось за линию» (Милана, Лиза)
Цель: упражнять в метании предметов; развивать глазомер
Труд, обучение трудовым действиям Уборка участка от зимнего мусора - формировать трудовые умения, чувство коллективизма.
П/и и игровые упражнения
«Кот и мыши» Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.
«Найди себе пару» Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.
Чтение худ. лит-ры, беседы, рассматр-ие картин, иллюстраций Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.
II половина дня
Вид деятельности Содержание работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Воспитание КГН, полдник Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры. Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать» - уточнить знания детей о том, как в семье встречают гостей, поддерживается ли традиция гостеприимства
Самостоятельная игровая деятельность детей Игры по желанию детей. Цель: учить самостоятельно организовывать игры, договариваться со сверстниками во время игр.
Хозяйственно-бытовой труд Протереть пыль на полках и подоконниках. Навести порядок в своих кабинках. Цель: продолжать приучать трудиться в коллективе.
Драматизация, Развлечение. Развлечение: «Обычаи и традиции русского народа»
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи: продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору; создать у детей радостное настроение.
Строительные игры
Строим русскую избу. Создать условия для развития конструктивных умений. Укреплять навыки игрового общения; Умение договариваться, уважать игровые замыслы других детей; Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.
Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей». Сюжетная линия: дети изображают семью, готовящуюся принять гостей
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
Вечерняя прогулка
Наблюдения
за сезонными
изменениями
Наблюдение за одеждой прохожих
Цель: рассмотреть во что одеты люди, какую они выбирают верхнюю одежду, головные уборы, обувь; учить рассказывать о том, как одеты люди весной, почему выбирают те или иные предметы одежды.
Труд, обучение трудовым действиям Посыпание скользких дорожек песком - воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.
П/и и игровые упражнения Не попадись
Цель: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах.
«Карусель». Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща.
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельные игры
Цель: учить детей собираться в группы по интересам, развивать творческие способности
Индивидуальная работа воспитателя с родителями
Индивидуальная беседа с родителями Трофима, Мирона, Гриши «Культура поведения за столом во время еды»