Лариса Шевелева
Конспект НОД в старшей группе «Согласный свистящий звук [с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать фонематическое восприятие в процессе дифференциации согласных звонких и глухих звуков.
Задачи:
-* Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильную артикуляцию звука «С»;
- закрепить дифференциацию согласных звуков по твердости-мягкости;
- отрабатывать умения определять наличие / отсутствие звука в слове;
- проводить работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза;
- проводить работу по формированию умений проводить слоговой анализ слова;
- соотносить звук с буквой;
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
* Коррекционно-развивающие:
- закреплять приобретенные произносительные умения;
- совершенствовать фонематические процессы: фонематическое восприятие и речевой слух;
- совершенствовать просодическую и лексико-грамматическую сторону речи;
- развивать память, воображение, логическое мышление;
* Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к достижению результатов от выполненной работы;
- воспитывать умение слушать педагога;
- создать положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
Оборудование: дидактические пособие «Город Звукоград», «Цветные домики для звуков»; игрушка Звукоешка; схемы-карточки «состав слова»; цветные фишки «звуки»; карточки-картинки слова на звуки «С», «Сь»; буквы «С»; карточки гласные буквы «А», «О», «У», «Ы», «Э», «Я», «Е», «Ю», «И», «Е».
Содержание: Ребята, здравствуйте, сегодня Звукоешка спешит в город «Звукоград» страны «Златоустья», чтобы выучить новый звук. Решил пойти по дорожке через лес. В лесу его встретила сорока: «Здравствуй, Звукоешка, куда спешишь?» «Я иду в Звукоград, выучить новый звук». Только Звукоешка это сказал, как все вокруг закачалось, закружилось, это озорник ветер прилетел, стал играть, весело петь: «С – с – с!» «Какая интересная песенка! – сказал Звукоешка». «Как бы мне ее повторить? – подумал Звукоешка». «Попроси помощи у друзей из Златоустья, – предложила сорока». «Спасибо! – поблагодарил Звукоешка, - Ой, я дорожку в Звукоград забыл, кто подскажет?» «Я тебя провожу, я клест, все дорожки в лесу знаю, - прозвучал голос сверху». «Спасибо, клест». Клест летел, а Звукоешка шел следом. Друзья вышли на опушку леса. «Вот дорожка, она ведет в город Звукоград. Счастливого пути! – попрощался клест». «Спасибо! – поблагодарил Звукоешка». Вдруг он увидел, что кто-то плачет под сосной. «Ты кто? Почему плачешь?- спросил Звукоешка. «Я, маленький гусь, я заблудился». «Идем вместе, я тебя провожу». Друзья по дорожке весело разговаривая, пришли в город. «Спасибо! Побегу домой! – попрощался гусь». «Здравствуй, Звукоешка. Мы тебя ждем –Речевичок». «Ой, что со мной приключилось!» Звукоешка с радостью рассказал, что с ним случилось, кого он встретил по дороге, кто ему помог и кому он помог. «Звукоешка, ты молодец. Но ты даже не заметил, что научился правильно произносить звук. А вот какой, угадай! – попросил Речевичок».
Логопед: Ребята, давайте поможем Звукоешке, какой звук он слышал, повторим, кого он встретил по дорожке.
(* ребята повторяют слова: сорока, клест, гусь, сосна)
Дети: Звук «С».
Логопед: Правильно, ребята. Чтобы правильно произнести этот звук нужно губы в широкой улыбке, зубы сомкнуты, язычок упирается в нижние передние зубы, продуваем воздух, выдох холодной струи. Звук «С» - свистящий. (дети выполняют это упражнение)
Логопед: Ребята, чтобы вы этот звук правильно произносили и не забыли, художник нарисовал картинку – сыр, в виде буквы «С». Вот буква, которая обозначает звук «С». Давайте с помощью ладошки покажем букву, которая обозначает звук «С».
*Упражнение «Буква «С» - сопряженная гимнастика.
Логопед: Ребята, Звукоешка, хочет уточнить, звук «С» - гласный или согласный звук (объясняют, почему звук «С» - согласный)
Логопед:- Ребята, к нашему согласному звуку «С» спешат гласные звуки, чтобы узнать со всеми ли гласными звуками он дружит. Нам помогут буквы.
*Упражнение «Звук – слог – слово» :
/ гласные, которые придают твердость согласным звукам /
- С – а – са – сахар;
- С – о – со – сон;
- С – у – су – сундук:
- С – ы – сы – сын;
- С - э – сэ.
/ гласные, которые придают мягкость согласным звукам /
- С - я – ся - ся;
- С - е – се - семена;
- С - ю – сюжет;
- С – и – си – сирень:
- С – е – се – веселость;
*Упражнение «Домик» - какого цвета домик у звука «С» - разноцветный, половина синего цвета и половина зеленого цвета / твердый и мягкий звук.
*Упражнение «Где живет звук в слове?» - определить место звука в слове.
/ работа с карточками-схемами, работаем синий и зеленой фишками /
- сорока, клест, гусь.
*Упражнение «Имена со звуком «С» и «Сь».
Логопед: Ребята, Звукоешка, мы познакомились с согласным свистящим звуком «С». Спасибо, Звукоешка, до встречи в стране Златоустья.