Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звук [Э]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить со звуком и буквой Э.
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".
3. Учить произносить звук [О] громко, тихо, коротко, длительно;
4. Развивать умение называть слова с заданного звука;
5. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы;
6. Развивать память, внимание, артикуляторную и общую моторику.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звук [Э]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Материал: рисунок №1 с мальчиком эскимосом, эскалатором, заснеженный дом, рисунок №2-поэт, Эльбрус, электрик, алоэ и поезд с 3 вагонами, рисунок №3-мальчик эскимос + кран = телевизор (ребус, рисунок №4 - 1 буква Э для штриховки и 3 буквы Э для дорисовывания по заданию, рисунки №2-№3-№4 и цветные карандаши на каждого ребёнка.
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Ребята, вспомните и скажите в доме какого звука живёт мальчик Олег?
-Назовите слова со звуком [О].
-Сколько звуков О в словах "лошадь", "конь", "ко-ло-бок", "ко-ро-ва", "бу-ма-га", "ко-са", "пись-мо"?
-Чем буква О отличается от звука [О]?
2. Постановка учебной цели. Рисунок мальчика-эскимоса.
После того как игрушки-друзья залечили Олегу ранку и наладили ему велосипед, они из далека услышали чей-то крик: "Э-Э-Э-Э".
-Интересно, кого это зовут? - спросил Зайчонок.
-Мы сейчас туда поедем и во всём разберёмся, - сказала Мудрая Сова и позвала с собой друзей.
Постепенно звук становился всё громче и громче, на улице мороз всё усиливался. Когда игрушечный поезд подъехал к дому кричащего мальчика, нашим друзьям как нельзя кстати пригодилась бы зимняя одежда. Несмотря на холод и снег, мальчик себя замечательно чувствовал, так как приехал с севера, где среди льдов и снегов живут его родственники-эскимосы. По-этому маленький эскимос выбрал для себя во всём городе Звуков самый холодный дом. Он привёз с Севера с собой оленя, до которого не может никак докричаться. Ёжик посоветовал своим товарищам вместе покричать с мальчиком-эскимосом. У них вместе получилось гораздо громче. Вскоре на их зов прискакал олень и озябшие путешественники отправились туда, где можно согреться.
-Ребята, как мальчик-эскимос звал своего оленя?
-Мы сегодня поговорим о звуке [Э].
3. Изучение нового материала.
а).Работа с рисунком №1.
-Ребята, покажите на рисунке хозяина дома. (Его мы узнали по красным башмачкам, а сам звук почти невидим.)
-Это что за звук?
-Что на рисунке ещё называется на звук [Э]?
-Картинка, где изображено, как кричит эскимос, обозначает звук [Э].
-Произнесите по очереди звуки Э] и [А], и скажите, чем отличается положение губ при произнесении этих звуков.
б).Работа с рисунком №2.
Мудрая Сова по дороге домой рассказала своим друзьям, что:
- Сочиняет стихи-поэт;
- Чинит электричество-электрик;
- Домашнее растение для лечения ран-алоэ;
- Самая высокая гора на Кавказе называется Эльбрус.
-А теперь, ребята, покажите на рисунке электрика, Эльбрус, поэта и алоэ.
-Назовите по порядку картинки и определите, в какой части каждого слова слышится звук [Э].
-Если в начале, то соедините картинку стрелками, с первым вагончиком. Если в середине-со средним вагончиком, если в конце-с последним.
Педагог первые картинки анализирует вместе с детьми. После задание дети выполняют самостоятельно с проверкой в конце.
в).Физкультминутка "Это тоже я могу".
Дети повторяют движения педагога, сопровождая их словами "Это тоже я могу".
П. : Кто, скажите, дети сможет, повторить движения эти? Руки вверх я подниму.
Д. : Это тоже я могу.
П. : Влево-вправо разведу.
Д. : Это тоже я могу.
П. : И, как птица, полечу.
Д. : Это тоже я смогу.
П. : Головою поверчу.
Д. : Это тоже я смогу.
П. : А потом присяду, встану.
Д. : Это тоже я смогу.
П. : И нисколько не устану.
Д. : Это тоже я смогу.
П. : Я попрыгаю немного.
Д. : Это тоже я смогу.
П. : И пешком пойду в дорогу.
Д. : Это тоже я смогу.
П. : Если надо побегу.
Д. : Это тоже я смогу.
П. : Всё на свете я смогу!
-Ребята, какое слово со звуком [Э] вы произносили? (Это.)
г).Задание "Отгадай загадку".
-К дальним сёлам, городам,
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это. (электричество).
-Никто его не видывал.
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, но живёт оно,
Без языка кричит. (Эхо)
-Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара.
Паравозова сестричка,
Кто такая? (Электричка)
-На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (Эскимо)
-Рученька - ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу. (Экскаватор)
-Что это за лестница,
Лестница-чудесница?
В город лестница ведёт,
Мы стоим, она идёт. (Эскалатор)
-Лампа и магнитофон,
Радио и телефон,
Телевизор. Пылесос.
"Что же это?" - мой вопрос. (Электрические приборы)
-Ребята, о чём были загадки?
д).Игры со словами.
-Как называется мальчик, который живёт в доме звука [Э]?
-Какое сладкое и холодное слово спряталось внутри слова "эскимо-с"?
-Что такое "эскимо"?
-Как слово "эскимо" превратилось в слово "эскимос"? (Прибавился звук С.)
Работа с рисунком №3-отгадывание ребуса.
-Если назовёте вместе эти две картинки, то вы узнаете, что есть в каждом телевизоре.
-Что обозначает первая картинка? (Звук [Э].)
-Назовите вторую картинку. (Кран.)
-Что получится, если к [Э] прибавить "кран"? (Экран.)
Если у детей не получилось сразу угадать слово, педагог произносит звук и слово ещё раз, сокращая между ними паузу.
е).Работа с рисунком №4.
-Это буква Э. Какой звук она обозначает?
-Чем буква Э отличается от звука [Э]?
-Заштрихуйте букву Э красным карандашом.
-С помощью цветных карандашей превратите три буквы Э в лук индейца, ласточку и месяц.
-На что похожа ещё буква Э?
4. Итог занятия.
-О каком звуке сегодня мы говорили?
-Чем звук [Э] отличается от звука [А]?
-В какую новую игру научились играть?
-Назовите имена девочек и мальчиков, которые начинаются на звук [Э].