Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звук [У]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение звука [У].
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".
3. Учить произносить звук [У] громко, тихо, коротко, длительно, с различной интонацией;
4. Развивать умение называть слова с заданного звука;
5. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы;
6. Развивать память, внимание, артикуляторную и общую моторику.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звук [У]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Материал: зеркало, цветные карандаши, рисунок №1-Мудрая Сова, Ёжик, Зайчонок,пристань с пароходом, капитан, картинка №2 (индивидуально)-капитан возле парохода, который гудит, картинка №3 (индивидуально)-стул, жук, лук, кенгуру, утка, рисунок №4 (индивидуально)-лошадь, корова, собака, свинья, волк, медведь, сова, рисунок №5 - раскраска-буква У и три графических изображений буквы в разных наклонах.
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Чем отличаются звуки [Ы] и [И]?
-Назовите слова со звуком [И], а затем со звуком [Ы]?
-В каких словах слышатся слышатся оба звука?
-Давай вспомним, кого фотографировал Зайчонок?
2. Постановка учебной цели. Рисунок №1.
Мечтавшая стать моделью обезьянка ещё долго бы вертелась перед фотокамерой, если бы не раздалось в воздухе громкое и протяжное: "У-У-У-У-У".
"Что это такое?"-сказал испугано Зайчонок, при этом чуть не уронив фотоаппарат. "Не обращай на это внимание и продолжай своё дело,-махнула мартышка рукой. -Это все навсего гудит пароход".
"Как это не обращать внимание?-возмутился Ёжик. -Мы тут впустую тратим время, когда где-то рядом есть настоящий пароход. И Ёжик направился решительно к реке, а Зайчик и Мудрая Сова за ним последовали за ним. На улице около последнего дома был причал, где стоял пароход и гудел, призывая путешественников прокатиться по реке. И тут на встречу игрушкам из домика вышел капитан. Своих гостей он поприветствовал и разрешил им поиграть в матросов. После игры он долго катал по реке на своём пароходе.
-Как гудит пароход?
-Мы сегодня поговорим о звуке [У].
3. Изучение нового материала.
а).Работа с рисунком №2.
-Ребята, найдите на рисунке звук [У]. Что он делает?
-Назовите предметы на рисунке, в названии которых слышится данный звук.
Педагог обращает внимание на фигуру капитана и предлагает детям назвать части тела и предметы одежды, в названии которых слышится звук [У].
-Картинка, где показано, как гудит пароход, обозначает звук [У].
-Что делают наши губы в момент произношения этого звука? (Губы вытягиваются в трубочку.)
-Вспомните, а ещё при каком звуке губы вытягиваются в трубочку? (При звуке [О].)
-Произнесите перед зеркалом: "О-У-О-У-О-У".
-Чем отличаются трубочки при звуках [О] и [У]? (При звуке [О] трубочка широкая, а при звуке [У]-узкая.)
б).Работа с рисунком №3.
-Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какой звук есть в каждом слове.
-Назовите три самых коротких слова (стул, жук, лук) и одно самое длинное (кенгуру).
-В каких частях слова "кенгуру" находится этот звук? (В середине и в конце.)
-Название какой картинки начинается со звука [У]? (Утка.)
в).Задание "Отгадай загадку".
-Ребята, какой звук должен быть в каждой отгадке? (Звук [У].)
~Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит в развалочку
Спотыкалочкой. (Утка)
~Наклонилась над рекой-
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (Удочка)
~По Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать. (Утюг)
~Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт
Очень медленно ползёт. (Улитка)
~Это кто там
Лентой чёрной
По реке скользит
Проворно? (Уж)
~Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утёнок)
-О чём были загадки?
-В какой части этих слов слышится звук [У]?
г).Физкультминутка "Уточка".
-Ребята, вспомните название какой птицы начинается со звука [У]?
Дети: Уточка луговая, серая луговая, где ты ночку ночевала?
Утка: Под кустиком.
Под берёзкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу,
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу.
Среди детей выбирается уточка, следуя за которой дети должны выполнять все её движения-переваливаться с ноги на ногу, имитировать плавание, совершая руками круговые движения перед грудью, идти гусиным шагом.
д).Работа с рисунком №4.
-Посмотрите внимательно на рисунок и скажите кто здесь изображён?
-Как подаёт голос лошадь, корова, собака.
-Отметьте крестиком тех, кто подаёт голос со звуком [У].(Дети отмечают свинью, кошку, петуха, корову).
-Вспомните какая птицы в лесу тоже подаёт голос со звуком [У]? (Кукушка.)
е).Работа с рисунком №5.
-Это буква У. Какой звук она обозначает?
-Чем буква У отличается от звука [У]?
-Заштрихуйте данную букву красным карандашом.
-На что ещё похожа эта буква?
-С помощью цветных карандашей превратите эту букву в улитку, веточку и зонтик.
4. Итог занятия.
-Ребята, о каком звуке сегодня мы говорили?
-Вспомните, чем он отличается от звука [О]?
-В какие игры мы играли?