Татьяна Фомина
НОД «Дымковская игрушка «Барыня» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«Дымковская игрушка : Барышня».
Цель: Знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, с историей возникновения этого промысла.
Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки;
Приобщать детей к истокам русской культуры;
Закреплять знания детей о дымковской игрушке особенностей узоров и цвета;
Темочки:
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.
Развивающие задачи:
Развивать активную речь и словарный запас детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек;
Развивать навыки и творческую активность в процессе изобразительной деятельности: умение использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи (круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки).
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к красоте русского народного творчества, уважения к труду народных мастеров;
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.
Оборудование:
мультимедийная установка, презентация «Дымка».
тонкие кисточки;
подставки для кисточек;
скатерти;
баночки - «непроливайки»;
баночки с гуашью;
салфетки;
дымковские игрушки;
силуэты дымковских игрушек из бумаги;
таблицы с изображением элементов дымковской росписи.
Воспитатель начинает рассказывать историю и сопровождает рассказ слайдами.
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. А на низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода : село Дымково (показать на карте). Когда поднимается туман или топятся печки, слобода стоит как будто в дыму. Вот отсюда и её название: Дымково. А почему о Дымке знают во всем мире? В далёкую старину в этих местах зародилась глиняная игрушка, которую сейчас ласково и нежно называют «Дымка» или дымковская игрушка. Сначала это были только свистульки. Всю зиму женщины из глины лепили их для ярмарки. Свистульку превращали то в уточку, то в петушка. Потом русские мастерицы придумали лепить разнообразные игрушки : коней, оленей, птиц, индюков, барышень.
Дети подходят к дымковским игрушкам.
Воспитатель:
- Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Эти вещи радуют нас своей красотой.
- А вам знакомы эти игрушки? (ответы детей)
- Эти игрушки из самого Дымково. Значит они какие?
Дети: дымковские.
Воспитатель: правильно. А почему их так назвали?
Дети: потому что их сделали в селе Дымково.
Мастерицы лепят игрушку из глины, смешанной с песком, затем вылепливают тело по частям, игрушку наряжают, высушивают в печах. Затем приступают к росписи.
Воспитатель: Если посмотреть на узор, он необычайно прост. Какие вы видите узоры?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, всего пять элементов (круг, прямая и волнистая линии, точки-горошины и клетки).
Зато краски яркие-яркие:
Воспитатель: Какие краски использованы в дымковских игрушках?
Дети: малиновые красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие, а поле белое.
Воспитатель: Да, весело и пёстро от такого хоровода красок!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам расписать дымковскую барышню. На белом фоне расписывать будете гуашью.
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. Воспитатель:
Посмотрите, внимательно, сначала я напомню, как это делать, намочу кисть в воде, убираю лишнюю воду с кисти, обмакиваю кисть в желтую краску и украшаю кофточку, воротничок. Затем промываю кисть. Затем красную краску делаю узор из кругов на юбке.
Самостоятельная работа детей проходит под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям).
В конце НОД устраивается выставка на доске.
Воспитатель: Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много нарядных барышень! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?
Ответы детей.
Воспитатель:
Дети! Вы большие молодцы. Вы показали себя настоящими мастерами. Все очень хорошо поработали! Всех благодарю!
Воспитатель предлагает в свободной деятельности детей игру : «Собери дымковскую игрушку из разрезных картинок». На прогулке детям предложила вылепить из снега дымковских барышень и украсить их.