Любовь Бакланова
Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста
Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня»
Задачи:
1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки.
2. Познакомить учащихся с дымковской росписью (элементы росписи, цветовая гамма).
Публикация «Конспект занятия „Дымковская игрушка „Барыня“ для детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
3. Научить конструировать дымковскую барышню из бумаги.
4. Развивать художественный вкус, внимание, память.
5. Воспитывать интерес и уважение к народным промыслам.
Ход занятия
Здравствуйте ребята. Скажите у кого из вас есть любимые игрушки. Какие они? (Яркие, красивые, интересные, очень разные.) А сегодня на занятии я предлагаю вам возвратиться назад, в далекое прошлое и узнать об игрушках, которые делали в нашей стране давно, более 500 лет назад.
Работа по теме занятия
- Итак, наше путешествие в прошлое начинается.
Когда-то очень давно, на берегу реки Вятки появилось поселение – слобода – Дымково. Жили в этом селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера, копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было тогда у них таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые, чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым на молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные – они сразу полюбились детям. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Сегодня на занятии, мы познакомимся с дымковской барыней.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Анализ готового образца «Барыня»
- Какая часть костюма одноцветная? (головной убор, жакет)
- Какая одежда с орнаментом? (юбка)
- Какие узоры используют народные мастера? (круги, овалы, клетки, полоски, линии)
- А знаете ли вы, что каждый из этих узоров имеет свое значение?
Кольцо – символ солнца, каравая хлеба, точки – звезды, волнистая линия – символ воды, прямая линия – дорога.
- Посмотрите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга : в ряд; в шахматном порядке; в клетке между линиями.
- Обратите внимание на точки: между кольцами; на кольцах; по краю колец (образцы на доске)
- При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.
- Какие цвета используют для росписи игрушек? (образцы на доске) (Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный). В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
- Внимательно посмотрите на наряды барышень. У дымковских мастеров в юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета. Повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту.
- А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает.
Практическая работа
Я предлагаю вам сегодня изготовить фигурки барыни из бумаги и расписать их неповторимый наряд, в стиле «Дымково».
Технологическая карта.
1. Расписать заготовки барыни.
2. Вырезать заготовки.
3. Склеить заготовки.
Физминутка.
Дети выполняют движения по тексту.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Дети работают самостоятельно (педагог оказывает индивидуальную помощь)
Подведение итогов, демонстрация работ.
(Готовые работы ребята ставят на парту, все вместе рассматриваем какие же барышни у них получились.)
Ребята, посмотрите, какие чудесные получились у вас барышни – яркие, красочные, праздничные – как у настоящих мастеров. Молодцы!
А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра «Передай другому». Правила игры просты: пока звучит музыка, вы передаете друг другу главную героиню занятия - «дымковскую барыню». Музыка замолкает и тот, у кого в руках наша барыня, должен ответить на мой вопрос. (Звучит плясовая «Барыня»)
Вопросы:
1. С каким промыслом мы сегодня познакомились?
2. Почему их называют дымковскими игрушками?
3. Из какого материала изготавливают дымковские игрушки?
4. Сушат ли дымковские игрушки? Зачем?
5. Какие цвета используют для росписи?
6. Какими узорами украшают дымковские игрушки?
7. Чему научился сегодня на занятии?
Молодцы, ребята! На этом наше занятие подошло к концу, благодарю за работу!.