Светлана Алексеевна Рослякова
Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Ленинградская область Кировский район
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»
Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления и закрепления элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Содержание
I. Актуальность.
II. Краткое описание линейной игры «да-нет».
III. Пособие для обучения линейной игре «да-нет».
Публикация «Математика в игре „да-нет“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Проблемы и их решение.
IV. Этапы обучения игре.
Первый этап – обучение игре.
Второй этап – игра соревнование.
Игры без пособия.
Третий этап – самостоятельная игра детей.
V. Источники информации.
I. Актуальность
Проблема недостаточности внимания, памяти, мышления, а в связи с этим снижение познавательной деятельности у детей, известна педагогам коррекционных групп ДОУ. Специалисты и воспитатели, работающие в коррекционных группах, часто находятся в поиске эффективных методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью. Одним из лучших способов активизации познавательной сферы является игра.
Линейная игра «да – нет» эффективно развивает мышление: умение сужать поле поиска, умение оперировать значениями признаков, развивает речемыслительную деятельность (умение задавать вопросы особым образом).
II. Краткое описание линейной игры «Да-нет».
Всем воспитателям известна тризовская игра «Да-нетка». Многие часто используют самый распространённый её тип - классификационную игру «да-нет». Но игра «да-нет» имеет много разновидностей: например ситуативная «Да-нет», описанная в работе Сидорчук Т. А., и Хоменко Н. Н. - «анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры «да-нет». Подробно описаны игры «да-нет» у Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева в работе «Творческие задания золотого ключика» (на сайте тризминск).
С помощью Линейной игры «Да-нет» можно решать задачи по закреплению математических представлений: величина (длина, ширина, высота, толщина); ориентировка в пространстве (справа, слева); ориентировка во времени (дни недели, месяцы года, времена года); представления о числовом ряде.
Н. Н. Хоменко рекомендует начинать играть в «да-нет» именно с линейного типа задач. На примере этих задач легко показать основной принцип игры – выявление, ограничение, и последовательное сужение поля поиска решения.
III. Пособие для обучения линейной игре «да-нет». Проблемы и их решение.
Л. А. Гончарова, воспитатель МДОУ №277 города Самара, в своей работе «Освоение числового ряда детьми дошкольного возраста» описывает пособие для линейной игры «да-нет» - бумажную ленту с числовым рядом, которую надо складывать и загибать на, так называемом, срединном объекте для исключения из поля поиска выбывших элементов.
В моей практике, при обучении детей линейной игре «да – нет», с использованием ленты Л. А. Гончаровой, обнаружились следующие проблемы:
- Имея недостаток внимания, детям было трудно зафиксировать срединный объект, а в результате правильно задать вопрос;
- Ребёнок, загадывающий объект, в процессе игры забывал его, и смысл игры терялся.
- Трудно было определить место, где надо загнуть ленту. Слева или справа от цифры?
Поэтому, в процессе работы по обучению детей линейной игре «да – нет», появилась идея создания нового пособия.
И ещё одно, подобное пособие, только с одиннадцатью карманами.
В этом пособии, в отличие от ленты Л. А. Гончаровой, появились:
1. «Дверцы» для демонстрации наглядно-практического действия по сужению поля поиска. Теперь можно не загибать (не складывать) выбывшую часть поля поиска, а просто закрывать окошки «дверцами». По сути - это пособие похоже на наборное полотно из двух рядов, только нижний ряд разрезан на отдельные карманы, и имеется возможность закрывать их с помощью липучек, пришитых внизу «дверцы». Количество карманов может быть разным. В начале обучения я использую пособие с семью карманами, затем с десятью (см. далее).
2. Зрительный ориентир (метка, для фиксации серединного объекта в упорядоченном ряду. Метка («делимус» - так мы её назвали, помогает детям сосредоточить внимание на срединном объекте, и правильно построить вопрос для сужения поля поиска. Кроме того, метка даёт возможность не называть срединный объект, что противоречит правилам игры «да – нет», а задать вопрос относительно срединного объекта. Например: «Этот кружок меньше зелёного?» (зелёный круг отмечен меткой). Без метки нам пришлось бы назвать срединный объект, спросив: «Это зелёный кружок»?
3. В игре «да – нет» дети должны загадывать и удерживать объект в памяти до момента отгадывания. Но в связи с недостатком развития памяти, и отвлекаемостью внимания, в процессе игры дети забывают загаданный объект. Поэтому игра без участия взрослого, не могла состояться. Педагог должен был контролировать ответы ребёнка, загадавшего объект.
Проблема была решена путём введения игрового действия – спрятать объект (загадать). Для этого необходимы:
1. Два набора предметов: один для демонстрации в процессе угадывания, другой для «загадывания». 2. Ширма, за которой ребёнок выбирает и прячет предмет. 3. Коробочка, в которую прячется «загаданное».
Теперь у ведущего ребёнка есть возможность заглянуть в коробку в процессе игры, если он забыл загаданный объект и взрослый может контролировать игру. После отгадывания спрятанный предмет предъявляется играющим. Дети могут удостовериться в правильности отгадки, и сам момент предъявления является сюрпризом.
IV. Этапы обучения игре
Первый этап: Обучение игре.
Обучающее занятие проводится фронтально, с демонстрационным пособием. Если представления о величинах и числовом ряде ещё не формировались то начинать лучше с простой величины – «больше, меньше».
Последовательность обучения:
1. Демонстрация «фокуса» по угадыванию предмета.
Цель: увлечь детей игрой. Взрослый угадывает предмет, загаданный другим взрослым. Предъявляется отгадка из коробочки. Для детей этот момент оказывается сюрпризом, так как процесс угадывания скрыт (проходит мысленно без пособия). Детям предлагается научиться угадывать предметы в ряду.
2. Обучение сужению поля поиска.
Первичное обучение проходит на обучающем занятии, затем как часть занятий по формированию элементарных математических представлений. Воспитатель знакомит детей с пособием. Дети прячут в коробочку предмет линейного ряда, взяв его из второго набора предметов, за ширмой. Демонстрируются действия: по установке метки для уточнения срединного объекта и делению поля поиска на две части; по сужению поля поиска – закрытие карманов пособия. Воспитатель объясняет, что он отгадывает с помощью вопросов и слов-ключиков (больше, меньше, справа, слева и др.). Вариант отгадывания предмета из линейного ряда за три вопроса: 1. Этот кружок больше зелёного? (нет).
Поле сужается. Срединный объект переставляется.
2. Он меньше голубого? (нет)
Сужение поля (закрываем карманы).
3. Он больше голубого? (да) Значит это зелёный кружок! Угадал.
3. Обучение умению задавать вопросы согласно правилам игры «да-нет».
Группа детей угадывает у взрослого. Дети задают вопросы – педагог либо принимает их, если они заданы правильно, либо не принимает (звучит удар бубна). Вопросы дети задают по очереди, перед вопросом устанавливая «делимус» на новом срединном объекте. В индивидуальной работе, в игре с настольным пособием, закрепляются навыки детей.
Закрепление навыков игры проходит как часть занятия. Материал для игры соответствует задачам занятия по ФЭМП. Группа детей угадывает у ребёнка, спрятавшего предмет. Воспитатель контролирует правильность ответов, вопросов, действий по сужению поля поиска. В индивидуальной работе закрепляются навыки с настольным пособием (рисунки 8,9).
Второй этап – игра-соревнование
Игра-соревнование с пособием. [/b]
В игре «да-нет» игроки могут отгадывать предмет быстрее или медленнее. Успех зависит от умения правильно задать вопрос и мысленно отсечь часть поля поиска. Поэтому усложнением и стимулом игры является соревнование: кто угадает предмет за меньшее количество вопросов, тот выигрывает. Проводятся соревнования фронтально, как часть занятия и индивидуально с настольным пособием.
Вариант угадывания предмета за два вопроса, с настольным пособием: 1. Этот кружок больше зелёного (нет).
«Он больше голубого? (да)» - рисунок 9. «Значит это зелёный кружок! (да). Угадал!
В карманах пособия может быть любой материал, вмещающийся в них. Например геометрические фигуры. Здесь закрепляем ориентировку на линии (справа, слева).
Работа по закреплению последовательности дней недели. Слова-ключики: до, после, между.
Закрепление понятий выше, ниже.
А так же, можно угадывать последовательность сюжетов сказки: "Это было до встречи с волком? И так далее.
Игра-соревнование без пособия - 1 Вариант.
Загаданный объект спрятан внутри предмета в линейном ряду.
Второй набор предметов здесь не требуется. Фишка в роли «делимуса». Дети просто убирают выбывшие из поля поиска предметы (например матрёшки, которые можно отметить цифрами (ключевые слова: больше, меньше по числу, выше, ниже по высоте).
Эта матрёшка ниже пятой? (нет)
Она ниже шестой? (нет)
Она выше шестой? (да)
Значит это седьмая матрёшка! В ней спрятана малышка! Да, угадал!
Всем известны ясельные вкладыши. Загаданный предмет, под одной из баночек. Делимус – фишка. Потом дети играют с ними самостоятельно.
А так же конусы по высоте.
Игра: «Угадай день недели, в котором спрятан сюрприз». Игрушка прячется под цилиндром-гномом. Слова-ключики: «До, после, между».
Игра без пособия - 2 Вариант.
Угадывание спрятанного в коробочке предмета.
Можно прятать любой предмет из упорядоченного ряда, например число Кюизенера. Здесь необходим второй набор предметов: один набор для выбора предмета, другой для «загадывания». Можно угадывать башенку по высоте, полоски по длине, ширине.
Мульти-медиа игра-презентация линейная да-нет: тоже вид игры без пособия, в которую можно играть и на фронтальном занятии и в индивидуальной работе. Педагог, владеющий программой Power Point, может сделать такую игру. Смотри презентацию внизу.
Третий этап
Самостоятельная игра детей.
Роль педагога, на этом этапе, заключается в подборе и смене игрового материала, в контроле за соблюдением правил игры.
А эта игрушка словно специально создана для линейной игры «да-нет». Выпавшие из поля поиска числа перекидываются. В шкатулочку прячется загаданное число (цифра, либо числовая карточка). Очень хорошо для закрепления представлений о числовом ряде и соотнесения числа и цифры.
Линейная «Да-нетка» в песочной игротерапии.
Надо найти, спрятанный в песочной бороздке, секретик. Бороздки делают с помощью картонной заготовки. Ориентирами служат блоки Дьенеша, или делимус. Слова-ключики – «справа, слева». Здесь дети сами подобрали делимус – палочку Кюизенера.
V. Источники:
1. Гончарова Л. А. «Освоение числового ряда детьми дошкольного возраста» «Золотой ключик» творческого мышления. Сборник методических материалов дошкольного учреждения № 277 г. Самары / под ред. Т. А. Сидорчук, г. Челябинск. Из-во ООО «ТРИЗ-ФОРУМ». 2000 г. 64 с. На сайте «тризминск» (25.10.2012 г.)
2. Корзун А. В. Тятюшкина Н. Н. «Развивающие игры на основе линейной задачи «да – нет» // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. М., 2003 вып. 1(12) – с. 90-96. На сайте «тризминск» (25.10.2012г.)
3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» (Технология ТРИЗ): Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2012 г.
4. Хоменко Н. Н. «Использование игры «да - нет» при обучении ТРИЗ»: Материалы к семинару. - Минск, 1995 г «//Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий» На сайте «тризминск».