Галина Юдина
Психо-и сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим периодом интенсивного физического развития детей, развития отдельных органов и систем является дошкольный возраст. Ведущей системой в организме ребенка признается скелетно-мышечная, все остальные развиваются в прямой зависимости от нее. По данным научных исследований около 50-60 % детей имеют нарушения осанки. МБДОУ № 385 является детским садом комбинированного вида с осуществлением коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Более трех лет в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими НОДА, включаем развивающие двигательные программы, разработанные Нижегородским Центром здоровьесберегающих педагогических технологий направленные на активизацию психо –и сенсомоторного развития.
Публикация «Психо-и сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В начале учебного года для изучение степени развития сенсо- и психомоторных координаций детей посредством педагогических наблюдений и тестирующих упражнений проводилось обследование дошкольников.
Результаты обследования обусловили постановку задач дальнейшей развивающей работы с дошкольниками
Для решения поставленных задач была разработана система коррекционно-развивающей работы с использованием развивающих двигательных программ, состоящих из двигательных комплексов.
Ведущей формой коррекционно-развивающей работы являлась –
корригирирующая гимнастика в утреннее время. Комплексы корригирующей гимнастики утверждены врачом ЛФК и направлены на развитие гибкости и подвижности позвоночника, на укрепление мышечного тонуса, коррекции осанки, укрепление основных дыхательных мышц.
После завтрака, на утреннем круге, фронтально в течение 5 минут
проводилась двигательная гимнастика, где выполнялись: упражнения на развитие мелкой моторики («Гнездо», «Фонарики», «Буквы» и т. д.); упражнения на ритмическую организацию движения, переключаемость («Кулак-ладонь», «Кулак-ребро-ладонь», «Барабанщик» и т. д.); игры развивающие коммуникативные способности («Шарик» и т. д.); упражнения на развитие динамической координации движений («Пальчики здороваются», «Пальцеход», «Соревнования по бегу» и т. д.); упражнения для расслабления рук.
Одной из эффективных форм физического развития детей являлась непосредственно организованная деятельность по физической культуре, куда включались корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, на растяжку мышц и суставно-связочным аппаратом рук, ног и позвоночника. В вводной и заключительной частях включались упражнения на нестандартном оборудовании: диски, платформы, ортопедические мячи, Использовались также беговые дорожки, велотренажеры, с обязательной подстраховкой детей взрослыми.
В течение дня использовался самомассаж пальцев рук. В самомассаже использовались предметы: эспандеры, мячики – ежики, щетки с щетиной, губки, маленькие теннисные мячики, шарики, грецкие орехи, футляр от киндер – сюрприза, бигуди, мягкие мячики и др. Использовались также имитационные движения для кистей рук, например, мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки.
После дневного сна при выполнении упражнений по профилактике
плоскостопья для повышения интереса к ним использовалось нестандартное оборудование. В процессе физической тренировки происходила активизация деятельности всех внутренних органов, совершенствовалось кровообращение.
В течение дня для формирования зрительно-моторной координации,
использовались глазодвигательные упражнения («Краски-глазки», «Фигуры», «Глазки отдыхают», «Индеец Зоркий») и упражнения для лицевой группы мышц. Реципрокные (перекрестные) упражнения («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Змейки», др.) применялись для развития межполушарного взаимодействия. Для формирования ориентационно – пространственной схемы тела в статике и движении использовались упражнения и игры: «Птицы», «Ручейки», «Таяние льда», «Страна тишины».
В коррекционно-развивающей работе использовались элементы
дыхательной гимнастики при выполнении заданий со звуковым сопровождением, например звуки, издаваемые львом, собакой и т. д.
Эффективным методом развития мелкой моторики являлась работа с бумагой. В группе был организован кружок бумагопластики, где дети овладевали такими приемами работы с бумагой как сминание, разрывание, скручивание, что помогало познать многообразие свойств бумаги и оказывало положительное влияние на развитие сенсорики.
В группе была создана здоровьесберегающая предметно –
развивающая среда. Выполнены плакаты – схемы, приобретены полусферы, степы, ортопедические мячи, коврики для профилактики плоскостопья, ребристые доски, массажеры, спортивные снаряды.
Важнейшим направлением работы было взаимодействие с родителями по координации коррекционно-развивающей работы с детьми. Для родителей ежемесячно проводились Дни открытых дверей, где можно было посмотреть и отметить изменения, которые происходили с детьми. Проводились родительские собрания по вопросам коррекции нарушений НОДА (Например, «Соблюдение домашнего ортопедического режима»). Совместно с родителями проводились праздники («Спорт и семья – важные друзья», организовывались выставки («Здоровые дети – счастье в семье»); оформлялись альбомы по опыту семейного воспитания («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»).
Результаты обследования детей в конце учебного года (слайд, показали положительную динамику в развитии сенсо- и психомоторных координаций, в улучшении осанки детей, тем самым подтвердили высокую эффективность разработанной системы работы с применением развивающих двигательных программ в работе с детьми, имеющими НОДА.
.