Лариса Макарова
Воспитание выразительности речи детей дошкольного возраста с нарушениями функции ОДА посредством театрализованных игр.
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание выразительности речи детей дошкольного возраста с нарушениями функции ОДА посредством театрализованных игр
Речь является необходимым средством общения и показателем культуры человека, с помощью которой происходит обмен информацией, эмоциональным и душевным состоянием. Владение выразительностью речи делает человека интересным собеседником, который передаёт не только свои знания, но и своё эмоциональное состояние, свои чувства. В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения, специального речевого воспитания. В этот период детства важно научить ребёнка регулировать силу голоса, менять темп речи, вырабатывать чёткую дикцию, правильность речевого дыхания, интонационную выразительность. Процесс познания детей происходит эмоционально- практическим путём, поэтому ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, через которую ребёнок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения, историю и культуру своего народа. Вот почему в новой примерной общеобразовательной Программе ФГОС ДО выделена отдельная глава, посвящённая игре, основными задачами которой является развитие самостоятельности, инициативы и творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Театрализованные игры способствуют успешному решению этих задач, так как театр происходит в атмосфере волшебства и сказки заинтересовать которой детей не сложно, дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Театрализованные игры – это интересные и увлекательных занятия, которые развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его прожить жизнь своего героя, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого сопереживания рождаются моральные оценки, формируется опыт социальных навыков поведения, потому что каждая сказка или литературное произведение всегда имеют нравственную направленность. Дети учатся различать добро и зло, оценивать поступки, любимые герои становятся образцом для подражания. Перевоплощаясь в образ героя ребёнок учится находить в своём голосе те интонации, которые больше всего раскрывают образ данного персонажа, учится регулировать силу голоса, менять его тембр - говорить низким голосом или высоким, темп - медленно или быстро. Диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью чётко и понятно проговаривать слова, внимательно слушать и слышать партнёра, вовремя ему отвечать. Театрализованная деятельность должна одновременно выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции, и способствовать достижению трё х основных целей: формированию выразительности речи, социально-эмоциональному развитию, развитию детского творчества, поэтому важная роль в ней отводится воспитателю. Воспитатель должен обладать выразительной, эмоционально- насыщенной речью, уметь перевоплощаться, владеть основами актёрского мастерства, навыками режиссуры, уметь заинтересовать и увлечь детей. Он должен быть образцом для подражания. Работа над выразительностью речи должна вестись постоянно, путем кропотливой повседневной работы воспитывается мягкий приветливый тон разговора, умение дружелюбно просить о помощи товарища, приветливо и радушно встречать и приглашать гостей, уверенно отстаивать свою позицию, ласково предлагать совместные игры. О речевой культуре ребёнка полезно сделать сообщение на родительском собрании, обратив внимание взрослых на необходимость воспитания у детей навыков культурного общения и поведения в общественных местах (в транспорте, в гостях и т. д., говорить доброжелательным, спокойным тоном, не кричать, не перебивать собеседника, дослушивать до конца, ясно и понятно излагать свою мысль. Упражнения на интонирование следует начинать со слушания сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос. В старшем дошкольном возрасте дети становятся более активными и самостоятельными в выборе и содержании игр. Театрализованные игры дают материал для разного вида детского творчества, где дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют готовый литературный материал. Усложняются и тексты постановок. В режиссёрских играх, где дети действуют от лица игрушечных персонажей (настольный театр, кукольный, пальчиковый, теневой) создаётся более свободная и непринуждённая обстановка, а непроизвольная речь всегда выразительна. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонации, мимики, пантомимы. Перед тем как исполнять роль необходимо провести предварительную работу: дать характеристику данного персонажа, поговорить о его характере, манерах, отличительных чертах - это поможет оживить героев, правильно передать образ. Очень важно, чтобы эти характеристики были конкретными: если мальчик сердится, то какие интонации слышны в его голосе? Почему одни и те же слова в сказке мы произносим разными голосами? (Потому что говорят разные персонажи). Как говорит герой – ласково или грустно? Одним из приёмов является образец выразительного чтения, но дети должны не бездумно копировать, а вносить своё творчество, своё видение. Во время проучивания и заучивания текста необходимо, чтобы ребёнок осознал смысл, особенности исполнения данного произведения, заблаговременно потренировался, поучился читать его, особенно сложные места. Одним из эффективных приёмов развития интонационной выразительности – чтение по ролям, во время которого дети учатся вести диалог от лица героя. Повышению качества чтения служит договаривание за воспитателем строки или слова. Для развития отчётливого произношения слов и звуков помогают заучивание чистоговорок и скороговорок. Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать трудно произносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая, забавная игра слов, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Начинать разучивать скороговорки нужно всем вместе медленно, четко, активно произнося каждый слог. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами. Постепенно темп прибавляется и достигается максимально быстрое и чёткое произнесение. Для освоения выразительной речи вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с разными типами предложения: повествовательным, вопросительным, восклицательным. С помощью специальных упражнений отрабатывается и закрепляется в речи определённая интонационная конструкция, выражающая или завершённое высказывание, или обращение, требование, восклицание, или вопрос. Учат понимать и передавать эмоциональные настроения – грусть, радость, удивление, страх, обиду. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Более сложно сформировать выразительность произвольную. Для этого ребёнок должен проникнуть и понять передаваемый образ. Создание художественного образа происходит не только при помощью слова и интонации, но и мимики, жеста, позы - это и есть эмоциональность исполнения. Принимая участие в совместных постановках, дети учатся вести себя свободно и непринуждённо, открыто выражать свои чувства, передавать свои эмоции, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и на публике, перед зрителями, не стесняясь слушателей. Важным стимулов для творческого порыва является поощрение. Необходимо хвалить и поддерживать детей в любых творческих начинаниях, это придаёт силы, уверенности и желание пробовать творить, экспериментировать. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. В процессе игры в театр происходит познание устного народного творчества. Дети соприкасаются с историей и обычаями своего народа, слышат образец правильной и грамотной речи. Они имеют возможность импровизировать и фантазировать, быть режиссёром или исполнять роль в качестве артиста, развивать свои таланты и способности. Театрализованные игры служат хорошей стартовой площадкой для вхождения в мир взрослого человека.