Ольга Федорян
Барьеры общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Общение привлекало внимание, социологов и философов. Среди них можно выделить таких, как А. Ф. Лазурский, Э. Берн, Г. Келли, Л. П. Буева, И. А. Зимняя, А. В. Мудрик, Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев и многие другие.
Публикация «Барьеры общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время существует большое количество взглядов на природу и развитие барьеров в разных областях жизнедеятельности человека. Одной из таких областей является сфера общения. Изучением проблемы барьеров в процессе общения занимались такие ученые, как Б. Д. Парыгин, З. А. Нолиу, В. А. Кан-Калик, А. И. Китов, В. А. Лабунская.
В процессе взаимодействия людей возникают различные трудности, препятствия. Актуальность проблемы барьеров общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности.
Решение проблемы барьеров общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия барьеров и обширностью сферы их проявлений. З. А. Нолиу, раскрывая сущность барьеров общения, подчеркивает, что эти барьеры возникают тогда, когда особенности знаний, понимания и представлений о качествах каждого участника общения затрудняются или блокируют нормальное общение
На современном этапе развития образования, проблема увеличения числа детей с нарушением слуха, стоит достаточно остро. Проведённые в различных странах исследования показали, что 4-6 % детей имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. Из этого числа 2% детей имеют двустороннее снижение слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а 4 %- выраженную одностороннюю тугоухость.
Нарушение слуха влияет на всё психическое развитие ребёнка. В сложной структуре развития ребёнка с нарушенным слухом, наряду с первичным недостатком слухового анализатора, отмечается трудности коммуникации, преобладание невербальных средств общения над вербальными, что приводит к возникновению различных барьеров. Актуальность темы заключается в том, что идёт постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих распознать барьеры общения на ранних этапах их проявления, что будет способствовать оптимизации коррекционно-развивающей работы. В настоящее время к числу важнейших и актуальных задач сурдопедагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха различной степени, относится снижение барьеров, затрудняющих социальное общение.
Решающую роль в построении эффективного взаимодействия играет сложная структура дефекта ребенка, взаимосвязь первичного и вторичного отклонения, иерархия вторичных отклонений, обуславливающих появление различных барьеров. Наибольшее количество барьеров общения возникает в работе с детьми, имеющими нарушения слуха : нарушение средств коммуникации вызывает барьеры общения. Ведущим является фонематический барьер непонимания, обусловленный дефектами речи детей, искаженным грамматическим строем речи и т. д. Фонетико-фонематические нарушения у слабослышащих проявляются в резко выраженных затруднениях слуховой дифференциации многих звуков речи и нарушении звукопроизношения. Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих детей является несформированность грамматического строя. Усвоению многих грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия. Структура слухового дефекта обуславливает возникновение смыслового барьера, т. е. придание одному и тому же понятию, суждению разного значения. Стилистический барьер обусловлен несоответствием речи коммуникатора и ситуации общения; стиля речи и актуального психологического состояния ребенка. Суть логического барьера в том, что логика рассуждений сверстников слишком сложна для восприятия ребенка.
Огромную значение в общении детей с нарушениями слуха имеет роль субъективной догадки в восприятии сверстников, наделение теми или иными чертами личности. Без субъективной догадки всякое общение было бы парализовано, особенно при полной глухоте, лишающей возможности ориентироваться на интонацию и силу голоса.
Влияние эмоционального компонента в общении также велико : симпатия или антипатия, восхищение или недовольство и т. д. Прямое общение идет от реакции непосредственно на эмоциональные состояния партнера по общению. Это выражается путем изменения температуры и влажности рук, повышенной или пониженной энергетики движений, непроизвольного подрагивания пальцев. Дети с нарушениями слуха наиболее чувствительны к данным проявлениям.
Дети с нарушениями слуха избегают выхода за пределы социально обжитого пространства. Нежелание этого выхода вовсе не означает отказа от знакомства с новыми людьми. Это то пространство, в котором ребенок чувствует себя хоть сколько-нибудь уверенно, та сфера общения, где ребенок – центр эмоциональной заинтересованности. Большинство детей с нарушениями слуха вообще лишено социально обжитого пространства. Многие дети в домашних условиях оказываются на положении социального инвалида, неспособного к общению.
У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха существуют определенные проблемы при восприятии сверстников в процессе общения :
«Эффект ореола» - возникает своеобразно: когда кто-либо откликается на притязания детей они награждают их определенными чертами и соответственно себя с ними ведут. Яркий ореол сопровождает первое впечатление о человеке при знакомстве. Различают сверстников по характеру ореола и его оттенков: хороший - плохой, добрый – злой и так далее.
Проецирование в условиях дефицита информации проявляется сильнее. Зависит не только от дефицита информации, а в решающей степени от дефицита культуры, включающей в себя информацию.
Феномен идентификации с другим человеком своеобразно проявляется у детей с нарушениями слуха. Данный феномен срабатывает при общении со сверстниками. Дети стараются разделить их точку зрения, понять их изнутри, с их собственных позиций. У детей с нарушениями слуха идентификация может способствовать отказу от самого себя, самостоятельной жизненной позиции. Чаще это бессознательный выбор: лучше по возможности самим решать свои проблемы, чем смирно ждать, пока кто-то их решит.
Существует проблема классификации людей в процессе общения :
- нарушенное и «нормальное» общение. В ситуации нарушений слуха этот критерий весьма значим, он резко разделяет детей на две обобщенные категории. С одной стороны - заикающиеся, дети, страдающие глухотой, с другой - дети с незатрудненным общением. Возникает целый ряд специфических проблем взаимоотношения между этими двумя категориями.
- надежность – ненадежность. Можно или нельзя рассчитывать, полагаться в чем-то на сверстников, подведет – не подведет. Главная проблема у детей с нарушениями слуха - можно ли довериться партнеру по общению и насколько.
- отношение детей к собственному нарушению слуха, затрудняющему процесс общения.
- активность в общении. Дети делятся на пассивных и безразличных, замкнутых, закрытых, - и открытых, активных, инициативных. С первыми очень трудно придумать, чем бы их занять, как бы растормошить, расшевелить. Вторые сами организуют процесс общения.
Таким образом, проанализировав имеющиеся барьеры общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха можно сделать следующие выводы:
1. Ведущим у детей старшего дошкольного возраста является фонематический барьер непонимания, обусловленный дефектами речи детей, искаженным грамматическим строем речи и т. д.
2. Структура слухового дефекта обуславливает возникновение:
- смыслового (придание одному и тому же понятию, суждению разного значения);
-стилистического (несоответствие речи коммуникатора и ситуации общения; стиля речи сверстников и актуального психологического состояния ребенка);
-логического барьеров (логика рассуждений сверстников слишком сложна для восприятия ребенка).
3. Влияние эмоционального компонента в общении также велико : симпатия или антипатия, восхищение или недовольство и т. д.
4. В общении дети ведут себя особо сдержанно, в связи с наличием определенного дефицита информации.
5. Эффект ореола»- возникает у детей с нарушениями слуха своеобразно : когда кто-либо из сверстников откликается на притязания детей они награждают их определенными чертами и соответственно себя с ними ведут.
6. Проецирование в условиях дефицита информации проявляется сильнее, что характерно для детей с нарушениями слуха.
Литература:
Глава 1 Андреева Г. М. Социальная психология. М. ; Аспект пресс, 2001.
2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. М. : Владос, 2001.
3. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс…- Ростов н/Д,1991.
4. Суворов А. В. Вчувствоваться, вдуматься… О некоторых особенностях общения в ситуации глухоты. // Психологический журнал, 1995 Т. 16, №2 с. 152-163.