Марина Дешкина
Нестандартный сценарий урока литературного чтения в 3 классе «Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткий сценарий нестандартного урока по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово»
Урок литературного чтения 3 класс (возраст 9-10 лет).
Публикация «Нестандартный сценарий урока литературного чтения в 3 классе „Рассказ Л, Пантелеева „Честное слово“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Цель урока : познакомить обучающихся с творчеством писателя Л. Пантелеева, определить главную мысль произведения, направленную на воспитание чувства долга и ответственности у младших школьников.
Задача урока : посредством логического построения и разбора происходящих событий научить детей выделять главное и второстепенное; научить сопоставлять и фиксировать цепочку этих логических рассуждений, анализировать и делать выводы, используя выразительное чтение вслух.
Вспомогательные средства: лист бумаги, цветные карандаши (красный и синий, линейка, простой карандаш.
Учитель: «Ребята, сегодня мы с вами будем детективами. Для раскрытия любого преступления или решения какой-либо задачи сыщики и следователи внимательно изучают все детали и характеристики исследуемых персонажей, предметов и явлений. В нашем случае это будет рассказ русского советского писателя Леонида Пантелеева «Честное слово». Но сначала я коротко расскажу вам об этом писателе.
Настоящее имя его Алексей Иванович Пантелеев. Родился в семье военного вначале 20 века в 1908 году. В годы гражданской войны потерял своих родителей и воспитывался в школе для беспризорников. За его крутой нрав его прозвали «Лёнька Пантелеев» по имени известного хулигана в городе Ленинграде. Вот его имя в качестве литературного псевдонима он и оставил для своей писательской деятельности.
Я прочитаю рассказ вслух, а вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить сюжет, последовательность событий и поведение героев рассказа.
Наша с вами задача выяснить, почему автор решил так назвать свой рассказ, какую главную мысль он хотел донести до читателя. Путём логических размышлений мы, как детективы, раскроем и решим эти задачи. Для этого будем использовать подручные материалы: лист бумаги, цветные карандаши (синий и красный, линейка и простой карандаш.
(Учитель читает вслух рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»).
- Итак, о чём этот рассказ?
(Дети отвечают).
- Представьте, что вы работаете в отделе расследований. Вам, как настоящим детективам необходимо определить круг участвующих, последовательность событий и подвести итог расследуемого дела. Для успешного ведения нашего расследования будем использовать дополнительные материалы, которые лежат у вас на столе. Вместе со мной, я на доске, а вы на листе бумаги, определим персонажей, их роль и последовательность действий каждого в этой истории.
Подумайте и ответьте, какой первый вопрос мы должны задать, чтобы начать наше расследование? Кого мы должны определить в первую очередь? (дети думают и отвечают).
- Итак, первый вопрос : «Кто главный герой?». (Дети отвечают).
- Возьмите в простой карандаш и в центре листа нарисуем круг, а в нём человечка - нашего главного героя – мальчика. Почему он главный герой? Потому что вокруг него и происходят все описанные в рассказе события, вот поэтому мы поместим его в центре нашей схемы. (Учитель рисует на доске, а дети на бумаге).
- Какой второй вопрос можно задать, чтобы определить ход дальнейших событий? Посмотрите на человечка и вспомните, о чём шла речь в рассказе. Что с ним произошло? И почему он оказался один в парке поздно вечером?
(Дети отвечают).
- У нас появились новые персонажи нашего дела. Слева от центрального круга с нашим главным героем нарисуем квадрат, внутри которого несколько человечков – это наши новые персонажи. (Учитель вызывает к доске ученика для зарисовки).
- Определим, что же произошло между ними? (Дети отвечают).
- Дайте характеристику поступка ребят. Как вы полагаете, они специально посмеялись и оставили стоять мальчика одного или действительно забыли про него? Ваши версии. (Дети рассуждают).
- Нам, конечно, не известен замысел автора рассказа, на самом деле забыли ребята про мальчика, оставив его на посту, или просто пошутили над ним. Но в итоге получилось не совсем хорошо. Закрасим квадрат с человечками синим карандашом (так мы обозначим плохой поступок).
- Продолжим. Как долго мальчик стоял на посту? Почему он не ушёл. Может быть, он испугался темноты и не знал выхода? Ваши предположения, пожалуйста.
(Дети рассуждают).
- Продолжим наше логическое расследование. Что происходило дальше?
(Дети отвечают).
- У нас появился ещё один персонаж. Это? (Дети отвечают).
- Изобразим автора в другом квадрате, но уже справа от центра круга, где наш герой. (Учитель вызывает к доске ученика для зарисовки).
- Что предпринял автор, чтобы как-то помочь мальчику? Как думаете, почему автор не позвал других взрослых на помощь? Что его останавливало? Как бы вы поступили на месте автора? Ваши варианты. (Дети обсуждают).
- Итак, подведём предварительный итог. Что нам известно? (Дети отвечают).
- Как развивались события дальше? (Дети отвечают).
- У нас появился ещё один персонаж, который какую роль сыграет в судьбе мальчика? (Дети рассуждают).
- Изобразим его в квадратике рядом с автором и мальчиком. (Учитель вызывает к доске ученика для зарисовки).
- Ребята, как вы думаете, к какой категории героев можно отнести наши персонажи – к положительным (хорошим) или отрицательным (плохим) героям? (Дети отвечают). Давайте закрасим красными чертами положительных персонажей. (Учитель вызывает к доске ученика для зарисовки).
- Вспомним диалог между майором и мальчиком. Я ещё раз вам зачитаю этот отрывок. (Учитель зачитывает отрывок, повествующий о том, как военный отдаёт приказ мальчику оставить пост). Что можете сказать? Как происходит этот диалог? В какой форме?
- Майор обращается к мальчику не как к ребёнку, а как положено к постовому. Он отдаёт приказ покинуть пост, а мальчик отвечает, как требует устав военного. Это говорит о серьёзном отношении к долгу не оставлять вверенный пост, о мужестве и терпении, о выдержке и ответственности за данное слово. Почему автор назвал мальчика настоящим человеком? (Дети отвечают). А вы часто говорите «честное слово»? И умеете держать его?
- Как вы понимаете смысл выражения «честное слово»? Подходит ли это название рассказа к тому, о чём в нём говорится?
(Дети отвечают).