Антинг Валентина Германовна
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель: Антинг Валентина Германовна
Дата проведения: «22» апреля 2015 года
Тема. М. М. Зощенко «Золотые слова»
Тип урока : Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)
Предметные образовательные результаты: учащиеся познакомятся с творчеством М. М. Зощенко и его произведением «Золотые слова»
Публикация «Конспект урока литературного чтения в 3 классе „М, М, Зощенко „Золотые слова“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий) :
ПУУД – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;
КУУД – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; использовать речь для регуляции своего действия
ЛУУД – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни
Оборудование: учебник «Литература 3 класс», презентация «М. М. Пришвин «Золотые слова»»
Ход урока
Структурные
компоненты
урока
Отводимое
время Деятельность учителя и формулировка заданий Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД Планируемые способы и критерии оценивания
Мотивация к учебной деятельности. 2-3 мин -Здравствуйте, ребята! Начнём урок литературного чтения.
-Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Он пойдет сегодня в прок.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать. Приветствуют учителя
Прослушивают стихотворение
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. На слайде записаны два слова : этика, этикет.
-На слайде вы видите слова. Прочитайте их.
-Что общего у этих слов? (однокоренные)
-Кто может объяснить значения этих слов?
-В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.
Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.
Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.
-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)
Портрет писателя
- Посмотрите на портрет М. М. Зощенко. Что вы можете сказать о нём?
-Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен и уволен из армии.
После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.
В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.
-Какие произведения М. Зощенко вы читали? На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг.
-Кто догадался, какая тема урока?
-Какие задачи поставим на урок? Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. Выполняют инструкцию учителя:
Находят общее в словах этика и этикет, объясняют их значение
Знакомятся с научным определением слов
Отвечают на вопросы учителя
Знакомятся с писателем
Определяют тему урока, формулируют цель Словесное
Решение проблемы. -Откройте учебники на стр. Прочитайте название рассказа.
-Как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?
-Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные)
-Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
-Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.
Словарная работа.
-Кто может дать определение этим слова?
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. Выполняют инструкцию учителя:
Отвечают на вопросы, размышляют
Дают определение словам Словесная
Первичное закрепление. - После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»
Прием «Чтение с остановками».
1 остановка. ( 1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
-От чьего имени ведётся рассказ?
-Почему дети любили ужинать со взрослыми? Подтвердите словами из текста.
-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
-Как наказал отец Миньку и Лёлю?
-Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?
Лексическая работа.
-Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.
(Работа в микрогруппах по карточкам)
1. Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.
2. Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.
3. Желала загладить происшествие - исправить положение
- Когда прочитаем 2 отрывок, ответьте на вопрос, можно ли рассказ назвать юмористическим?
2 остановка. ( 2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?
-Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение до конца.
-Почему папа назвал их поведение глупым?
-Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»?
-В чем заключается основная мысль рассказа? Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя
Объясняют словосочетания
Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя
Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя
Информация о домашнем задании. Пересказ рассказа Выполняют инструкцию
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). -Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.
-Познакомившись с рассказом М. Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?
-Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.
Закончите урок одним из предложений:
-Урок привлек меня тем …
- Я задумался о …
- Хотелось бы поблагодарить …