Валентина Синепупова
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Е. И. Чарушин «Кабан».
Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан».
Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Публикация «Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е, И, Чарушина „Кабан“» размещена в разделах
Метапредметные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнём.
II. Актуализация изученного (урок начинается под музыку из передачи «В мире животных»)
Слайд 1
-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она?
-Почему я начала урок с этой музыки?
(Мы изучаем тему «Природа и мы»)
-Как вы понимаете его название? (Человек должен любить природу,не обижать животных,соблюдать правила поведения в природе)
-Какие правила поведенияв природе вы знаете? (Не бери зверьков из леса,не разоряй гнезда, не шуми в лесу, не ломай ветки, не рви растения)
Природа говорит с нами на особом языке, и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.
III. Проверка домашнего задания
С какими произведениями мы познакомились, изучая раздел (Приемыш, Барбос и Жулька, Выскочка) А вы помните авторов этих произведений? Дети работают в парах. На карточках записаны произведения и авторы.
Задание 1 Соединить авторов и название произведений Проверка Оценка.
Приемыш А. И. Куприн
Барбос и Жулька, Д. Н Мамин – Сибиряк
Выскочка М. М. Пришвин
Вы внимательно читали произведения в разделе?
Задание 2 Узнай героя по описанию. Назови героя, автора и произведение.
Гордая, настоящая царская птица, — объяснил он. — Помани его кормом да не дай, в другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица. Лебедь. Д. Н Мамин –Сибиряк «Приемыш»
Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати. Барбос Куприн «Барбос и Жулька»
Этот герой был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Уши у него вечно носили на себе следы «боевых схваток» Барбос Куприн «Барбос и Жулька»
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: она не пустит чужого. Веселая собачка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Получая подарок, она разворачивала колечко своего хвоста и опускала его вниз поленом.
Вьюшка. М. М. Пришвин «Выскочка»
Проверка. Оценка.
IV. Работа по теме урока.
Знакомство с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина «Кабан».
На доску Учитель :
-Давайте вместе прочитаем высказывание «Входи в мир природы. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя Родиной» Кому посвящены эти строки? (Эти строки посвящены нам – взрослым и детям)
Слайд 2. Учитель:
-Кто автор этих строк вы поймёте, когда выполните задание.
- Какое из этих животных может встретиться в нашем крае?
-Составьте слово из первых букв названий животных, цифры помогут расположить буквы по порядку, и вы узнаете фамилию человека, который написал для нас рассказ, который сегодня будем читать.
Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого человека Евгения Ивановича Чарушина.
Учитель.
-Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся вы определите отгадав загадку.
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан)
Учитель.
-Какова же тема сегодняшнего урока?
Слайд 3.
- «Евгений Иванович Чарушини "Кабан"».
- Итак, какие же цели поставим на уроке.
Сегодня на уроке будем знакомиться с автором литературного произведения, с новым произведением, читать и понимать прочитанное, высказывать и доказывать собственное мнение, развивать внимание, память, мышление.
1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя
Учитель.
-У ребят было опережающее задание. Ребята подготовили интересные факты о жизни Евгения Ивановича Чарушина.
Слайд 4
Сообщения учащихся о Чарушине
1. Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мама с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей. Главные герои: собаки, кошки, цыплята, поросята.
Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
2. Увлечение Чарушина природой порой доходило до смешного. Однажды в 6 лет он решил есть все, что едят его друзья-птицы, и заболел брюшным тифом.
Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Волгу, держась за коровий хвост.
3. Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.
Евгений Иванович очень одарё нный человек: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. В годы войны Евгений Иванович преподавал рисование в школе, а в 1942 году так расписал стены одного детского сада, что они превратились в зеленые лужайки и диковинные леса с героями сказок.
Слайд 5. Е. И. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность, но и движения, повадки и даже характер. Он проиллюстрировал более 100 книг.
Учитель: В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С. Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно.
Учитель:
- Какое сообщение вызвало улыбку?
- Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы?
(На улице, в лесу, в цирке, в зоопарке, в зоосаде)
Зоологический парк (зоопарк) — учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного От зоосада отличается большей территорией и большим количеством животных.
V.Физкультминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В сторону руки - плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем: руки сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
-Чтобы содержание вам было понятным, поработаем над словами.
Подбери синонимы: Подбери антоним:
Баловство- шалость, игра
Унимать - успокаивать
Сшибить- сбить Начальник- подчиненый
Объясни значение слов :
Марал- крупный сибирский и среднеазиатский олень с рогами.
Сопеть- тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки.
Небоскрёб- очень высокий многоэтажный дом.
Работа над рассказом
а) Первичное чтение
в) Первичное восприятие
-Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Зачитайте.
-Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?
(Наблюдательность)
-Когда происходит действие рассказа? Зачитайте.
-Почему так рано? Зачитайте.
г) Повторное чтение
д) Беседа по содержанию.
-Давайте побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.
В зоопарке на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. А раз мы с вами путешествуем по зоосаду, то давайте тоже познакомимся поподробнее с некоторыми его обитателями
А) чтение про оленя.
-Что нового вы узнали об этом животном?
-А чем занимаются другие животные утром, прочитаем.
Б) чтение про ягуара.
В) чтение про медведя
Г) чтение про слона.
Д) чтение про волков
-Кто живёт в общей загородке?
(журавли)
Е) Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.
А вы знаете, кто такой кабан?
Ребята провели мини - исследование интересные факты и «Кабан – свирепый ли зверь?
Выступление ребят
• Кабаны - стадные животные, держатся группами.
• Едят грибы, жуков, червей, мышей, змей, желуди, разные растения.
• Любят валяться в земле, в луже, а потом тереться спиной и боками о стволы деревьев, полностью стираю кору. Из смолы и грязи образуется не пробиваемая дробью корка.
• Убегая от опасности, кабан способен развивать скорость до 40 км/час, делать прыжки до 4 метров в длину, до 1,5 метров в высоту, бежать без отдыха 10-15 километров Кабаны могут проплывать по 10 км.
• В начале лета появляются полосатые поросята. Полоски у них исчезают через 2-3 месяца, а через год молодые кабаны ничем не отличаются от взрослых.
• Клыки у кабанов растут всю жизнь. Они ими рыхлят землю, легко ломают (секут) молодые деревья. Поэтому кабанов называют еще секачами.
• Животные избегают встречи с человеком, если их не тревожить. Напасть может самка с потомством, решив, что выводку угрожает опасность.
• На земле живут 8 видов диких свиней.
• Он всегда готов постоять за себя и при этом бывает очень опасен.
• Он быстро и легко плавает, справляясь с довольно сильным течением, уверенно ходит по болотам, поднимается на крутые склоны.
Учитель:
-Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора.
-С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте
Интересно! Ничего не вижу!
-Как повёл себя художник, увидев непрошенных гостей?
-Его эмоциональное состояние?
Всё из рук попадало!
-Что так сильно напугало художника? Что он увидел?
Прощай, моя акварель!
-Какие чувства он испытывает?
Делать что-то надо!
-Что он решает? Зачитайте его действия.
-Как себя чувствует в это время автор?
Вспотел со страху!
-Что происходит в самый кульминационный (опасный) момент?
-Состояние автора?
Чуть не слетел!
-Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент?
Маленький парнишка
-Как повели себя кабаны? “Простыми свиньями побежали в свой хлев”
-Чем заканчивается история? Зачитайте.
Почему Чарушин назвал свой рассказ “ Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например, марал Серёжка?
Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение.
-Почему автор так их испугался?
(Видимо Чарушин знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.)
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?
- О какой черте характера говорит этот поступок? (О трусости).
- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал).
- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Автор смог умело уйти от опасности, сохранив при этом свою безопасность и безопасность окружающих.
Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.
-Какой порок высмеивают пословицы?
Слайд 13. У страха глаза велики.
Трусливому зайцу и пень волк.
Волков бояться – в лес не ходить.
Трус своей тени боится.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Кто дрожит – тот и бежит
Тест «Кто самый внимательный»
У обучающихся сигналы с буквами «а, б, в.»ответы на доске
Е. И. Чарушин родился :
А)В Москве
Б) В Вятке
В) В Санкт –Петербурге.
Произведение «Кабан» относится к жанру:
А)Повесть
Б) Рассказ
В) Сказка
Анималист, это художник, рисующий:
А)Иллюстрации к сказкам.
Б) Людей
В) Животных
Когда художник работал в зоосаду?
А)Утром
Б) Днём
В) Вечером
Он рисовал:
А)Слона
Б) Гималайского медведя
В) Оленя
Деревянный шар в зоосаду катал:
А)Олень
Б) Ягуар
В) Волки
Кабанов было :
А)Пять
Б) Шесть
В) Семь
Были ошибки при ответах. Как вы думаете почему?
Какое качество надо развивать (Внимание)
Составление коллективного синквейна «Кабан».
Кабан
Громадный, беспокойный.
Чавкает, хрюкает, защищается.
У кабана есть клыки.
Хищник.
VII.Подведение итогов.
-Над каким произведением мы работали на уроке?
-Что нового вы узнали?
-Чему учит этот рассказ?
- Понравился ли вам урок?
Что полезного вы вынесли из этой истории?
(В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности.)
Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
VIII.Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени автора.
Попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав рисунки животных к рассказу “ Кабан”.
Подготовить выразительное чтение.
• Закончить урок словами автора.
• - Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!