МААМ-картинки

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан»

Валентина Синепупова
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Е. И. Чарушин «Кабан».

Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан».

Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Публикация «Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е, И, Чарушина „Кабан“» размещена в разделах

Метапредметные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнём.

II. Актуализация изученного (урок начинается под музыку из передачи «В мире животных»)

Слайд 1

-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она?

-Почему я начала урок с этой музыки?

(Мы изучаем тему «Природа и мы»)

-Как вы понимаете его название? (Человек должен любить природу,не обижать животных,соблюдать правила поведения в природе)

-Какие правила поведенияв природе вы знаете? (Не бери зверьков из леса,не разоряй гнезда, не шуми в лесу, не ломай ветки, не рви растения)

Природа говорит с нами на особом языке, и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.

III. Проверка домашнего задания

С какими произведениями мы познакомились, изучая раздел (Приемыш, Барбос и Жулька, Выскочка) А вы помните авторов этих произведений? Дети работают в парах. На карточках записаны произведения и авторы.

Задание 1 Соединить авторов и название произведений Проверка Оценка.

Приемыш А. И. Куприн

Барбос и Жулька, Д. Н Мамин – Сибиряк

Выскочка М. М. Пришвин

Вы внимательно читали произведения в разделе?

Задание 2 Узнай героя по описанию. Назови героя, автора и произведение.

Гордая, настоящая царская птица, — объяснил он. — Помани его кормом да не дай, в другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица. Лебедь. Д. Н Мамин –Сибиряк «Приемыш»

Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати. Барбос Куприн «Барбос и Жулька»

Этот герой был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Уши у него вечно носили на себе следы «боевых схваток» Барбос Куприн «Барбос и Жулька»

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: она не пустит чужого. Веселая собачка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Получая подарок, она разворачивала колечко своего хвоста и опускала его вниз поленом.

Вьюшка. М. М. Пришвин «Выскочка»

Проверка. Оценка.

IV. Работа по теме урока.

Знакомство с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина «Кабан».

На доску Учитель :

-Давайте вместе прочитаем высказывание «Входи в мир природы. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя Родиной» Кому посвящены эти строки? (Эти строки посвящены нам – взрослым и детям)

Слайд 2. Учитель:

-Кто автор этих строк вы поймёте, когда выполните задание.

- Какое из этих животных может встретиться в нашем крае?

-Составьте слово из первых букв названий животных, цифры помогут расположить буквы по порядку, и вы узнаете фамилию человека, который написал для нас рассказ, который сегодня будем читать.

Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого человека Евгения Ивановича Чарушина.

Учитель.

-Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся вы определите отгадав загадку.

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …

(Кабан)

Учитель.

-Какова же тема сегодняшнего урока?

Слайд 3.

- «Евгений Иванович Чарушини "Кабан.

- Итак, какие же цели поставим на уроке.

Сегодня на уроке будем знакомиться с автором литературного произведения, с новым произведением, читать и понимать прочитанное, высказывать и доказывать собственное мнение, развивать внимание, память, мышление.

1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Учитель.

-У ребят было опережающее задание. Ребята подготовили интересные факты о жизни Евгения Ивановича Чарушина.

Слайд 4

Сообщения учащихся о Чарушине

1. Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мама с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей. Главные герои: собаки, кошки, цыплята, поросята.

Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

2. Увлечение Чарушина природой порой доходило до смешного. Однажды в 6 лет он решил есть все, что едят его друзья-птицы, и заболел брюшным тифом.

Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Волгу, держась за коровий хвост.

3. Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Евгений Иванович очень одарё нный человек: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. В годы войны Евгений Иванович преподавал рисование в школе, а в 1942 году так расписал стены одного детского сада, что они превратились в зеленые лужайки и диковинные леса с героями сказок.

Слайд 5. Е. И. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность, но и движения, повадки и даже характер. Он проиллюстрировал более 100 книг.

Учитель: В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С. Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно.

Учитель:

- Какое сообщение вызвало улыбку?

- Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы?

(На улице, в лесу, в цирке, в зоопарке, в зоосаде)

Зоологический парк (зоопарк) — учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного От зоосада отличается большей территорией и большим количеством животных.

V.Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В сторону руки - плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут - тоже покажем: руки сложили назад.

VI. Продолжение работы по теме урока

-Чтобы содержание вам было понятным, поработаем над словами.

Подбери синонимы: Подбери антоним:

Баловство- шалость, игра

Унимать - успокаивать

Сшибить- сбить Начальник- подчиненый

Объясни значение слов :

Марал- крупный сибирский и среднеазиатский олень с рогами.

Сопеть- тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки.

Небоскрёб- очень высокий многоэтажный дом.

Работа над рассказом

а) Первичное чтение

в) Первичное восприятие

-Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Зачитайте.

-Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

(Наблюдательность)

-Когда происходит действие рассказа? Зачитайте.

-Почему так рано? Зачитайте.

г) Повторное чтение

д) Беседа по содержанию.

-Давайте побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.

В зоопарке на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. А раз мы с вами путешествуем по зоосаду, то давайте тоже познакомимся поподробнее с некоторыми его обитателями

А) чтение про оленя.

-Что нового вы узнали об этом животном?

-А чем занимаются другие животные утром, прочитаем.

Б) чтение про ягуара.

В) чтение про медведя

Г) чтение про слона.

Д) чтение про волков

-Кто живёт в общей загородке?

(журавли)

Е) Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

А вы знаете, кто такой кабан?

Ребята провели мини - исследование интересные факты и «Кабан – свирепый ли зверь?

Выступление ребят

Кабаны - стадные животные, держатся группами.

• Едят грибы, жуков, червей, мышей, змей, желуди, разные растения.

• Любят валяться в земле, в луже, а потом тереться спиной и боками о стволы деревьев, полностью стираю кору. Из смолы и грязи образуется не пробиваемая дробью корка.

• Убегая от опасности, кабан способен развивать скорость до 40 км/час, делать прыжки до 4 метров в длину, до 1,5 метров в высоту, бежать без отдыха 10-15 километров Кабаны могут проплывать по 10 км.

• В начале лета появляются полосатые поросята. Полоски у них исчезают через 2-3 месяца, а через год молодые кабаны ничем не отличаются от взрослых.

• Клыки у кабанов растут всю жизнь. Они ими рыхлят землю, легко ломают (секут) молодые деревья. Поэтому кабанов называют еще секачами.

• Животные избегают встречи с человеком, если их не тревожить. Напасть может самка с потомством, решив, что выводку угрожает опасность.

• На земле живут 8 видов диких свиней.

• Он всегда готов постоять за себя и при этом бывает очень опасен.

• Он быстро и легко плавает, справляясь с довольно сильным течением, уверенно ходит по болотам, поднимается на крутые склоны.

Учитель:

-Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора.

-С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте

Интересно! Ничего не вижу!

-Как повёл себя художник, увидев непрошенных гостей?

-Его эмоциональное состояние?

Всё из рук попадало!

-Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

Прощай, моя акварель!

-Какие чувства он испытывает?

Делать что-то надо!

-Что он решает? Зачитайте его действия.

-Как себя чувствует в это время автор?

Вспотел со страху!

-Что происходит в самый кульминационный (опасный) момент?

-Состояние автора?

Чуть не слетел!

-Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент?

Маленький парнишка

-Как повели себя кабаны? “Простыми свиньями побежали в свой хлев”

-Чем заканчивается история? Зачитайте.

Почему Чарушин назвал свой рассказ “ Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например, марал Серёжка?

Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение.

-Почему автор так их испугался?

(Видимо Чарушин знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.)

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

- О какой черте характера говорит этот поступок? (О трусости).

- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал).

- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Автор смог умело уйти от опасности, сохранив при этом свою безопасность и безопасность окружающих.

Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.

-Какой порок высмеивают пословицы?

Слайд 13. У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит

Тест «Кто самый внимательный»

У обучающихся сигналы с буквами «а, б, в.»ответы на доске

Е. И. Чарушин родился :

А)В Москве

Б) В Вятке

В) В Санкт –Петербурге.

Произведение «Кабан» относится к жанру:

А)Повесть

Б) Рассказ

В) Сказка

Анималист, это художник, рисующий:

А)Иллюстрации к сказкам.

Б) Людей

В) Животных

Когда художник работал в зоосаду?

А)Утром

Б) Днём

В) Вечером

Он рисовал:

А)Слона

Б) Гималайского медведя

В) Оленя

Деревянный шар в зоосаду катал:

А)Олень

Б) Ягуар

В) Волки

Кабанов было :

А)Пять

Б) Шесть

В) Семь

Были ошибки при ответах. Как вы думаете почему?

Какое качество надо развивать (Внимание)

Составление коллективного синквейна «Кабан».

Кабан

Громадный, беспокойный.

Чавкает, хрюкает, защищается.

У кабана есть клыки.

Хищник.

VII.Подведение итогов.

-Над каким произведением мы работали на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Чему учит этот рассказ?

- Понравился ли вам урок?

Что полезного вы вынесли из этой истории?

(В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности.)

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

VIII.Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени автора.

Попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав рисунки животных к рассказу “ Кабан”.

Подготовить выразительное чтение.

• Закончить урок словами автора.

• - Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина .

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Разумова Юлия Владимировна Урок литературного чтения 3 класс Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 20:47
+118Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Синепупова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД