Светлана Соболева
Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ.
Тип урока : обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи: обобщить знания учащихся по теме Природа и мы»; проверить, как усвоили, насколько глубоко поняли произведения из данного раздела
Планируемые результаты
Предметные:
Публикация «Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу „Природа и мы“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
научатся: делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные: «
Познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.
Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем, связывать с целевой установкой урока.
Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией
Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Литературное чтение. 4 класс. Учебник в 2 ч. ч. 2 М. :Просвещение, 2017 г.
Структура урока
I. Организация начала урока.
Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.
– Здравствуйте, ребята!
– Проверим готовность к уроку.
Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка, дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе:
– О чем (ком) вам захотелось рассказать? Почему?
– Что было особенно трудно описать?
– Чьи описания вам показались наиболее удачными, интересными?
– Что особенно понравилось?
Организует речевую разминку с развития техники чтения : правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.
– Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.
Учащиеся рассказывают (читают) свои истории о том забавном, необыкновенном, удивительном, чудесном, увлекательном из жизни природы, что им когда-то довелось увидеть.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
• Ру-ру-ру, ру-ру-ру –
Флаги вьются на. (ветру).
• Ру-ру-ру, ру-ру-ру –
Скачет с сумкой. (кенгуру)
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
III. Сообщение темы урока. Определение целей
урока
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще
не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– На уроке повторим изученные произведения раздела «Природа и мы».
– Как вы понимаете название раздела «Природа
и мы»?
– Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого раздела
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме
IV. Самостоятельная работа
Проводит тест по теме урока.
– Выберите верный вариант ответа:
1. Как назвал свой рассказ М. М. Пришвин?
а) «Попрошайка»; б) «Выскочка»; в) «Зазнайка».
2. Кто главный герой рассказа М. М. Пришвина?
а) Собака; б) сорока; в) ворона.
3. Кем еще был писатель Е. И. Чарушин?
а) Художником; б) музыкантом; в) врачом.
4. От каких животных Е. И. Чарушин «дал ходу»
из зоопарка?
а) Кабанов; б) медведей; в) оленей.
5. Стрижонок Скрип был:
а) храбрым; б) трудолюбивым; в) жадным
Выполняют тест. Выбирают верные ответы. Проверка ответов учащихся (учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга).
Ответы: 1 – б; 2 – а, б; 3 – а; 4 – а; 5 – а, б
Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную задачу
V. Литературная игра
Проводит литературную игру.
Конкурс «Найди пару».
– Соедините автора с его произведением.
Конкурс «Назови произведения».
– Какое произведение открывает раздел?
– В этом произведении сорока лишилась хвоста.
– Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя.
– Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей.
– Они были разными, но дружба их – крепкой.
– Он был приемным членом семьи, но очень любимым.
Конкурс «Бюро находок».
– Узнайте, из каких произведений эти предметы:
Норка.
Рога.
Хвост.
Миска.
Лодка.
Метла.
Конкурс «Узнай героя по описанию».
– Он серого цвета. «Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,– он не торопясь пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник-птица!»
– Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди.
– Он, как человек, тосковал. «Выйдет этот на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит…»
– Ей «было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать».
– Веселая она была, всем нравилась: «ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок».
– Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.
Конкурс «Трудные слова».
– Объясните значения слов, записанных на карточках.
– Сталактит.
– Яр.
– Сайма.
– Марал.
Выполняют задания литературной игры.
Ответы:
– Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
– М. М. Пришвин «Выскочка».
– Е. И. Чарушин «Кабан».
– В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
– А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
– Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
– В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
– Е. И. Чарушин «Кабан».
– М. М. Пришвин «Выскочка».
– А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
– Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
– Е. И. Чарушин «Кабан».
– Это серый журавль. Из рассказа Е. И. Чарушина «Кабан».
– Жулька. Из рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
– Лебедь. Из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».
– Мама-стрижиха. Из рассказа В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
– Собака Вьюшка. Из рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».
– Барбос. Из рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
Объясняют значения слов:
– Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост.
– Яр – крутой берег.
– Сайма – рыбацкая стоянка.
– Марал – крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами.
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону
VI. Итог урока. Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения.
Учитель предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя