Сапарова Бакыт
Научно-методические и технологические основы педагогического процесса в дошкольных организациях образования
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ
«Научно-методические и технологические основы педагогического процесса в дошкольных организациях образования»
Сапарова Бакыт Сапаркызы
«Научно-методические и технологические основы педагогического процесса в дошкольных организациях образования»
Сапарова Бакыт Сапаркызы
Воспитатель ГККП ясли-сада №80 г. Алматы
Ms_bakyt@bk.ru
Пояснительная записка
Актуальность темы:
- Развитие воображения;
- Развитие нестандартного мышления;
- Обогащение творческого опыта;
- Расширение кругозора;
Темочки:
- Полезность для нестрандартного мышления.
Цель:
Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования; воспитывать у детей высокий эстетический вкус, творческий потенциал, эмоциональные чувства к окружающему миру, испытывать удовольствие от проделанной работы; учить детей используя разные материалы нетрадиционным техникам рисования.
Тема Педагогического чтения : «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования».
У человечества желание рисовать, появилось очень давно. Доказательство этому, найденные рисунки в пещерах, на камнях. Очевидно, рисунки которые рисовали древние люди, не произведение искусства. Но, на протяжении многих тысячилетии развивалось традиция и практика, что позволило сегодня открыть целую науку изобразительной деятельности.
Желание узнать что то, познать мир – качество свойственное каждому ребенку. Каждый день узнавать новое, невидимое – приность ребенку эмоциональную радость, успех во всем. Один из видов познания мира – творчество, изобразительная деятельность. Каждый ребенок талантлив. Дошкольные годы очень важны в развитии творческих способностей. Детский сад и семья дожлны принимать участие в воспитании, развитии и обучении ребенка. С помощью взрослых, ребенок создает уникальное произведение искусства, что-то свое от себя. В целях изучения науки рисования, нетрадиционные методы очень эффективны. У ребенка развивается нестандартное мышление, интеллект, расширяется кругозор. Материалы которые используются в нетрадиционной технике легко доступны.
Изобразительное искусство – одно из самых интересных, одно из творческих, одно из самых увлекательных занятий в дошкольном возрасте. Почему? Потому что все дети любят рисовать, показывать свои эмоции в рисунке, если им дать возможность. Каждый маленький ребенок находит счастье в творении этого самого волшебства. Хоть и весь в краске, вокруг безпорядок: дети уже чувствуют через это, что жизнь полна радости. Они начинают чертить на листе бумаги с малых лет все, что видят и ощущают вокруг себя.
В дошкольном учреждении развитие творческих способностей ребенка осуществляется, если учебная деятельность – рисование, связано учебным и воспитательным процессом одновременно. Главная цель эстетического воспитания – это учить детей способам рисования. Взрослее, ребенок учится радоваться мелочам; например: красивые цветы или яркие игрушки. Все это вызывает у него чувство наслаждения и интереса. Ребенок который получил эстетическое воспитание, будет стремиться не только радоваться мелочам, но и научится принимать всей душой красоту.
Творчество – это жизнедеятельность всего живого. Успех человека от рождения до самого конца – благодаря творчеству. Правильно, что изобразительное искусство в детском саду, главный вид деятельности, которым занимается ребенок. Ребенок хоть и не рисует как истинный художник, но в дошкольном возрасте ему удается сделать множество художественных образов. И это служит ребенку расти индивидуальной личностью, в плане творчества.
Каждый ребенок индивидуален: творческая личность, нереализованный мир, которого нужно развивать при помощи знаний. Все начинается в дошкольном возрасте. Узнавать что то новое и попробовать его реализовать в практику, перенести увиденное на лист бумаги - свойственно каждому маленькому человечку. Каждый дошкольник проявляет интерес к изобразительному искусству.
Изобразительное искусство – для ребенка, это, мир красок и интересных образов. Иногда ребенок удивляет своим мышлением, даже взрослого человека. Маленькие дети рисуют с удовольствием и очень часто.
За время работы я поняла, что каждый ребенок, самая творческая личность. У каждого ребенка есть свои правила, эмоции, чувства, восприятия: это для них целый мир. Насколько много эмоций испытывает ребенок, настолько его внутренний мир будет богат. Если ребенок умный, значит у него есть мастерство на пальчиках- говорил Василий Александрович Сухомлинский. [1]
Как выяснилось, все дети таланливы. Только не все таланты расскрыты. Задача педагога именно расскрыть скрытые таланты, вести педагогическое наблюдение за нерасскрывшимся талантом.
Формирование детского творчества – зависит от развития детского восприятия, от богатства представлений об окружающем их мире, и от развития воображения. Эти ступеньки мы формируем с помощью знаний которые дают нам все пять областей образования. И именно изобразительное искусство тесно связано с пятью областями образования.
Нетрадиционные техники рисования – это огромная возможность думать, искать, находить, пробовать, экспериментировать, и самое главное самовыражаться. Через нетрадиционные методы рисования каждый ребенок самовыражается: показывает свой характер, свою любовь, свои чувства. Нетрадиционные техники рисования – это как готовое произведение искусства, в котором есть все. Работая с данной техникой рисования, у детей исчезает страх, они преодолевают свою боязнь сделать что то неправильно, обретают уверенность в себе. Поэтому, я считаю,что необходимо использовать данный вид искусства. Использование нетрадиционной техники рисования в учебной деятельности открывает у детей новые знания и навыки. Кроме того развивается мелкая моторика, как пояснил великий Педагог что ум ребенка на коньчиках его пальцев.
В нынешнее время я использую немалое количество нетрадиционных методов рисования. Кратко остановимся на некоторых.
«Пальчики - палитра». Нет под рукой кисточек? Ничего страшного. Обмакнем один палец в один цвет, другой – в другой цвет: таким образом у нас готовая палитра цветов. В работе с детьми использую метод «Штрихования». [2] Он полезен не только когда рисуем, но и развивает мышцы пальцев, что немало важно. Очень интересен метод рисования на мокрой бумаге. Очень эффективен в работе с детьми старшей группы. В нем использую акварельные краски. В народе издавна есть метод рисования с помощью свечек. Увлекательный вид рисования,тоже очень интересен детям. Метод монотипия и диотипия помогает развивать мышление, фантазию, прочувствовать цвет и фигуру предмета. Многочисленные методы рисования помогают детям раскрыть смысл их рисунков. Даже время выполнения работы приносит детям удовольствие. Каждый раз когда у ребенка получается сделать что то красиво, это увеличивает желание повторить работу еще и еще раз.
Стандартно в рисований мы используем карандаши, фломастеры, мелки и кисточки. Но существует множество инструментов для рисования помимо перечисленных, которые используются в нетрадиционной технике рисования. Это могут быть, например, ладоши, пальчики, ступня, разные палочки, нитки, параллон, трубочки и много чего другого. Существует целая наука о нетрадиционной технике рисования. Это можно увидеть в научных работах авторов К. К. Утробина и Г. Ф. Утробин, А. А. Фатеева, О. Г. Жукова и И. И. Дьяченко, Г. Н. Давыдоваи еще много работ авторов. В этих книгах можно узнать очень много интересного и увлекательного про нетрадиционные техники рисования и о построении учебной деятельности.
В конце 2018 года вышла статья нашего многоуважаемого Президента страны Нурсултана Абишевича «Семь граней Великой степи». Он четко изложил в статье инициативы: я поняла эти инициативы, как продолжение программы «Рухани Жаыру». Если быть конкретнее, это: «Всадническая культура», «Древняя металлургия Великой степи», «Звериный стиль», «Золотой человек», «Колыбель тюркского мира», «Великий шелковый путь», «Казахстан – родина яблок и тюльпанов». [3] Все это наша история, наша гордость, которым гордится каждый Гражданин. Я, как патриот своей страны, полностью согласна и поддерживаю инициативы Главы нашего Государства.
Прочитав статью, невольно мне пришла в голову идея: а почему бы не объединить эти инициативы с нетрадиционными методами рисования! Итак, начнем сначала. Хочу отдельно описать каждый вид рисования.
«Всадническая культура». С детьми я провела работу используя метод шаблонография + рисование на мокрой бумаге. Встала перед детьми и предложила: «Дети, сегодня мы с Вами будем рисовать: только это будет не цветные карандаши и не кисточки». Дети все замерли на месте, у них удивленные глаза, смотрящие на меня, и ждущие чуда! А потом начались вопросы, очень много вопросов задавали дети, так как это для них новое. Итак, мы вначале используя поролон намочили бумагу, затем накапали акварельные краски (заранее разведенные в воде). Тогда на листе бумаги творилось чудо: вся краска текла по мокрой бумаге. Таким образом у нас получился красивый размытый фон. При высыхании наклеили заранее заготовленные шаблоны лошади на картоне черного цвета. Таким образом получились отличные композиции с лошадью. (рисунок 1)
Рисунок 1.
«Древняя металлургия Великой степи». Мы выбрали работу в виде украшений, которые были найдены при раскопках. Украшения могут быть разными. В те времена украшения делали опираясь на геометрические фигуры. Я используя метод шаблонографии, взяла разные геометрические фигуры, ставя их поочередно,вместе с детьми создали разные украшения, похожие на найденные при раскопках. (рисунок 2)
Рисунок 2
«Звериный стиль». Звериный стиль всегда применялся в народном быту у казахов. Из них снежный барс, как отметил Глава Государства, один из символов Независимой страны (стратегия «Казахстан 2030», и он же изображен на гербе нашей прекрасной южной столицы Алматы. Я тоже применила его в учебной деятельности, с использование техники точкографии. [5] Взяв рисунок снежного барса, дети работали с использованием техники точкографии при помощи обычных ватных палочек. (рисунок 3)
Рисунок 3.
«Золотой человек».Золотой человек, которого нашли при раскопках 1969 году в Иссыке, стал символом свободы, и стал одним из «Семи чудес Казахстана». Золотого человека мы сделали при помощи метода шаблонография + комок мятой бумаги. То есть сначала с помощью комка мятой бумаги сделали фон голубого цвета, как небо, потом при высыхании с помощью клея приклеили шаблон Золотого человека. (рисунок 4)
Рисунок 4.
Работая над этой темой, с детьми было выполнено немало работ. Это прекрасно, когда детям открывается новые способы использования простых вещей в изобразительном искусстве.
Во время работы над проектом воспитанники познакомились с разными техниками нетрадиционного рисования как: ниткография, монотипия, граттаж (рисунок 5, шаблонография (рисунок 1,4, точкография (рисунок 3, витраж (рисунок 7, кляксография, фотокопия, каракулеграфия, оживление предмета (рисунок 9, набрызги (рисунок 6, штрихование; рисование разными средставми: солью, клеем, поролоном, методом тычка (пальчиками или предметом, методом раздувания, методом рисования на мокрой бумаге и т. д. [3] Все эти методы были использованы в работе над различными темами.
Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7
Рисунок 8 Рисунок 9
Эти работы были сделаны за пройденные четыре месяца. В дальнейшем планирую:
«Колыбель тюркского мира». «Город Отырар». Методом техники витража с помощью клея ПВА. Передать характер города Отырар. (рисунок 7)
«Великий шелковый путь» - методом аппликация + пузырчатая пленка. (рисунок 8)
«Казахстан – родина яблок и тюльпанов». Используя технику оживших рисунков, яблоку дадим человеческий облик. (рисунок 9)
Итог долгосрочного проекта – составление лэпбука «Семь граней Великой степи». Лэпбук – это новый способ, который помогает в организации учебной деятельности. С помощью лэпбука можно показать все работы выполненные своими руками.
Так же хочется затронуть тему, касательно оформления сделанной работы. Красиво и эстетично будет выглядеть любая работа, если оформить его соответственно. То есть, речь идет о паспарту, линии, которые проведены по краям. По стандарту, паспарту делают размером:вертикально по 2 см с двух сторон, горизонтально – верхнее 2 см, нижнее 3 см. Помимо стандартного паспарту, можно делать множество вариантов оформления. Красиво, аккуратно оформленная работа радует глаз, прививает эстетический вкус у детей.
Когда бы и где бы не было нас, у каждого есть долг воспитать из ребенка, трудолюбивого и доброго человека. В нынешнее время, когда со скоростью света развиваются новые технологии, все дети увлекаются новейшими технологиями, как будто приманивая к себе. Хочется чтоб дети не забывали о таких ценностях, как нетрадиционное рисование, которые появились благодаря многолетней практике, знаниям и трудам величайших людей. Тем более, нетрадиционные методы рисования никому не вредит, а приносит только пользу, привывает эстетический вкус, воспитывает к труду.
Знающий историю, и хоть и кусочек, но принявший в нем участие каждый ребенок, завтра вырастет настоящим патриотом своей страны, и будет защищать и хранить наши ценности и культуру. Именно это качество в будущем сыграет роль формулы успеха. Я горда тем, что даю знания о нашей истории этим маленьким ангелочкам, будущим поколениям нашей страны. Каждого ребенка получивший правильные знания в семье, в детском саду, ждет прекрасное будущее.
Список литературы:
1. В. А. Сухомлинский «Сто советов учителю»
2. Г. Н. Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,2» 2007 г
3. Н. А. Назарбаев. «Семь граней Великой степи» 2018 г
4. Т. В. Яговкина. Проект «Нетрадиционные способы рисования как средства развития самостоятельной творческой деятельности», 2016 г
5. К. К. Утробина и Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка» 2008 г
6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» 2004 г
7. Закон Республики Казахстан Об Образовании. 2007 г
8.«Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения». 2016 г
Приложение 1
Перспективное планирование по ИЗОдеятельности
Тема проектной деятельности: «Семь граней великой степи»
№ Тема Цели и задачи Кол –во часов
1 Знакомство со статьей Главы Государства «Семь граней Великой степи» Дать понятия детям о семи гранях Великой степи. Развивать любознательность, расширять кругозор, воспитывать патриотизм и любовь к родной культуре. 2
2 «Всадническая культура» Научить рисовать в нетрадиционной технике : шаблонография +рисование на мокрой бумаге, познакомить детей с первой гранью Великой степи «Всадническая культура». 2
3 «Древняя металлургия Великой степи» Практической деятельности совместить методы аппликации и шаблонографии, познакомить с древней металлургией нашей степи и национальными украшениями. 2
4 «Зверинный стиль» Познакомить с народным бытом Казахстана, отметить применение «Зверинного стиля», использование нетрадиционного рисования ватными палочками и расскраски. 2
5 «Золотой человек» Познакомить с историческими фактами нашей Родины, через изодеятельность научить использовать технику мятой бумаги и шаблонографии. 2
6 «Колыбель тюркского мира. Город Отырар» Дать детям понятия о древних городах Казахстана методом витража с помощью клея ПВА передать характер города Отырар. 2
7 «Великий шелковый путь» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования : пузырьчатая пленка +аппликация и история торгового дела на территории Республики Казахстан. 2
8 «Казахстан –родина яблок и тюлпанов» Знакомить детей с методом оживших рисунков, развивать познавательный интерес через тему: «Казахстан-родина яблок и тюльпанов» 2
9 «Семь граней Великой степи» -составление лэпбука «Лэпбук» - познакомить с составлением лэпбука, развивать фантазию и мышление, прививать детям эстетический вкус (итог проекта) 2
Всего: 18 часов