Получи документы

Научно-методические и технологические основы педагогического процесса в дошкольных организациях образования

Сапарова Бакыт
Научно-методические и технологические основы педагогического процесса в дошкольных организациях образования

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ

«Научно-методические и технологические основы педагогического процесса в дошкольных организациях образования»

Сапарова Бакыт Сапаркызы

«Научно-методические и технологические основы педагогического процесса в дошкольных организациях образования»

Сапарова Бакыт Сапаркызы

Воспитатель ГККП ясли-сада №80 г. Алматы

Ms_bakyt@bk.ru

Пояснительная записка

Актуальность темы:

- Развитие воображения;

- Развитие нестандартного мышления;

- Обогащение творческого опыта;

- Расширение кругозора;

Публикация «Научно-методические и технологические основы педагогического процесса в дошкольных организациях образования» размещена в разделах

- Полезность для нестрандартного мышления.

Цель:

Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования; воспитывать у детей высокий эстетический вкус, творческий потенциал, эмоциональные чувства к окружающему миру, испытывать удовольствие от проделанной работы; учить детей используя разные материалы нетрадиционным техникам рисования.

Тема Педагогического чтения : «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования».

У человечества желание рисовать, появилось очень давно. Доказательство этому, найденные рисунки в пещерах, на камнях. Очевидно, рисунки которые рисовали древние люди, не произведение искусства. Но, на протяжении многих тысячилетии развивалось традиция и практика, что позволило сегодня открыть целую науку изобразительной деятельности.

Желание узнать что то, познать мир – качество свойственное каждому ребенку. Каждый день узнавать новое, невидимое – приность ребенку эмоциональную радость, успех во всем. Один из видов познания мира – творчество, изобразительная деятельность. Каждый ребенок талантлив. Дошкольные годы очень важны в развитии творческих способностей. Детский сад и семья дожлны принимать участие в воспитании, развитии и обучении ребенка. С помощью взрослых, ребенок создает уникальное произведение искусства, что-то свое от себя. В целях изучения науки рисования, нетрадиционные методы очень эффективны. У ребенка развивается нестандартное мышление, интеллект, расширяется кругозор. Материалы которые используются в нетрадиционной технике легко доступны.

Изобразительное искусство – одно из самых интересных, одно из творческих, одно из самых увлекательных занятий в дошкольном возрасте. Почему? Потому что все дети любят рисовать, показывать свои эмоции в рисунке, если им дать возможность. Каждый маленький ребенок находит счастье в творении этого самого волшебства. Хоть и весь в краске, вокруг безпорядок: дети уже чувствуют через это, что жизнь полна радости. Они начинают чертить на листе бумаги с малых лет все, что видят и ощущают вокруг себя.

В дошкольном учреждении развитие творческих способностей ребенка осуществляется, если учебная деятельность – рисование, связано учебным и воспитательным процессом одновременно. Главная цель эстетического воспитания – это учить детей способам рисования. Взрослее, ребенок учится радоваться мелочам; например: красивые цветы или яркие игрушки. Все это вызывает у него чувство наслаждения и интереса. Ребенок который получил эстетическое воспитание, будет стремиться не только радоваться мелочам, но и научится принимать всей душой красоту.

Творчество – это жизнедеятельность всего живого. Успех человека от рождения до самого конца – благодаря творчеству. Правильно, что изобразительное искусство в детском саду, главный вид деятельности, которым занимается ребенок. Ребенок хоть и не рисует как истинный художник, но в дошкольном возрасте ему удается сделать множество художественных образов. И это служит ребенку расти индивидуальной личностью, в плане творчества.

Каждый ребенок индивидуален: творческая личность, нереализованный мир, которого нужно развивать при помощи знаний. Все начинается в дошкольном возрасте. Узнавать что то новое и попробовать его реализовать в практику, перенести увиденное на лист бумаги - свойственно каждому маленькому человечку. Каждый дошкольник проявляет интерес к изобразительному искусству.

Изобразительное искусство – для ребенка, это, мир красок и интересных образов. Иногда ребенок удивляет своим мышлением, даже взрослого человека. Маленькие дети рисуют с удовольствием и очень часто.

За время работы я поняла, что каждый ребенок, самая творческая личность. У каждого ребенка есть свои правила, эмоции, чувства, восприятия: это для них целый мир. Насколько много эмоций испытывает ребенок, настолько его внутренний мир будет богат. Если ребенок умный, значит у него есть мастерство на пальчиках- говорил Василий Александрович Сухомлинский. [1]

Как выяснилось, все дети таланливы. Только не все таланты расскрыты. Задача педагога именно расскрыть скрытые таланты, вести педагогическое наблюдение за нерасскрывшимся талантом.

Формирование детского творчества – зависит от развития детского восприятия, от богатства представлений об окружающем их мире, и от развития воображения. Эти ступеньки мы формируем с помощью знаний которые дают нам все пять областей образования. И именно изобразительное искусство тесно связано с пятью областями образования.

Нетрадиционные техники рисования – это огромная возможность думать, искать, находить, пробовать, экспериментировать, и самое главное самовыражаться. Через нетрадиционные методы рисования каждый ребенок самовыражается: показывает свой характер, свою любовь, свои чувства. Нетрадиционные техники рисования – это как готовое произведение искусства, в котором есть все. Работая с данной техникой рисования, у детей исчезает страх, они преодолевают свою боязнь сделать что то неправильно, обретают уверенность в себе. Поэтому, я считаю,что необходимо использовать данный вид искусства. Использование нетрадиционной техники рисования в учебной деятельности открывает у детей новые знания и навыки. Кроме того развивается мелкая моторика, как пояснил великий Педагог что ум ребенка на коньчиках его пальцев.

В нынешнее время я использую немалое количество нетрадиционных методов рисования. Кратко остановимся на некоторых.

«Пальчики - палитра». Нет под рукой кисточек? Ничего страшного. Обмакнем один палец в один цвет, другой – в другой цвет: таким образом у нас готовая палитра цветов. В работе с детьми использую метод «Штрихования». [2] Он полезен не только когда рисуем, но и развивает мышцы пальцев, что немало важно. Очень интересен метод рисования на мокрой бумаге. Очень эффективен в работе с детьми старшей группы. В нем использую акварельные краски. В народе издавна есть метод рисования с помощью свечек. Увлекательный вид рисования,тоже очень интересен детям. Метод монотипия и диотипия помогает развивать мышление, фантазию, прочувствовать цвет и фигуру предмета. Многочисленные методы рисования помогают детям раскрыть смысл их рисунков. Даже время выполнения работы приносит детям удовольствие. Каждый раз когда у ребенка получается сделать что то красиво, это увеличивает желание повторить работу еще и еще раз.

Стандартно в рисований мы используем карандаши, фломастеры, мелки и кисточки. Но существует множество инструментов для рисования помимо перечисленных, которые используются в нетрадиционной технике рисования. Это могут быть, например, ладоши, пальчики, ступня, разные палочки, нитки, параллон, трубочки и много чего другого. Существует целая наука о нетрадиционной технике рисования. Это можно увидеть в научных работах авторов К. К. Утробина и Г. Ф. Утробин, А. А. Фатеева, О. Г. Жукова и И. И. Дьяченко, Г. Н. Давыдоваи еще много работ авторов. В этих книгах можно узнать очень много интересного и увлекательного про нетрадиционные техники рисования и о построении учебной деятельности.

В конце 2018 года вышла статья нашего многоуважаемого Президента страны Нурсултана Абишевича «Семь граней Великой степи». Он четко изложил в статье инициативы: я поняла эти инициативы, как продолжение программы «Рухани Жаыру». Если быть конкретнее, это: «Всадническая культура», «Древняя металлургия Великой степи», «Звериный стиль», «Золотой человек», «Колыбель тюркского мира», «Великий шелковый путь», «Казахстан – родина яблок и тюльпанов». [3] Все это наша история, наша гордость, которым гордится каждый Гражданин. Я, как патриот своей страны, полностью согласна и поддерживаю инициативы Главы нашего Государства.

Прочитав статью, невольно мне пришла в голову идея: а почему бы не объединить эти инициативы с нетрадиционными методами рисования! Итак, начнем сначала. Хочу отдельно описать каждый вид рисования.

«Всадническая культура». С детьми я провела работу используя метод шаблонография + рисование на мокрой бумаге. Встала перед детьми и предложила: «Дети, сегодня мы с Вами будем рисовать: только это будет не цветные карандаши и не кисточки». Дети все замерли на месте, у них удивленные глаза, смотрящие на меня, и ждущие чуда! А потом начались вопросы, очень много вопросов задавали дети, так как это для них новое. Итак, мы вначале используя поролон намочили бумагу, затем накапали акварельные краски (заранее разведенные в воде). Тогда на листе бумаги творилось чудо: вся краска текла по мокрой бумаге. Таким образом у нас получился красивый размытый фон. При высыхании наклеили заранее заготовленные шаблоны лошади на картоне черного цвета. Таким образом получились отличные композиции с лошадью. (рисунок 1)

Рисунок 1.

«Древняя металлургия Великой степи». Мы выбрали работу в виде украшений, которые были найдены при раскопках. Украшения могут быть разными. В те времена украшения делали опираясь на геометрические фигуры. Я используя метод шаблонографии, взяла разные геометрические фигуры, ставя их поочередно,вместе с детьми создали разные украшения, похожие на найденные при раскопках. (рисунок 2)

Рисунок 2

«Звериный стиль». Звериный стиль всегда применялся в народном быту у казахов. Из них снежный барс, как отметил Глава Государства, один из символов Независимой страны (стратегия «Казахстан 2030», и он же изображен на гербе нашей прекрасной южной столицы Алматы. Я тоже применила его в учебной деятельности, с использование техники точкографии. [5] Взяв рисунок снежного барса, дети работали с использованием техники точкографии при помощи обычных ватных палочек. (рисунок 3)

Рисунок 3.

«Золотой человек».Золотой человек, которого нашли при раскопках 1969 году в Иссыке, стал символом свободы, и стал одним из «Семи чудес Казахстана». Золотого человека мы сделали при помощи метода шаблонография + комок мятой бумаги. То есть сначала с помощью комка мятой бумаги сделали фон голубого цвета, как небо, потом при высыхании с помощью клея приклеили шаблон Золотого человека. (рисунок 4)

Рисунок 4.

Работая над этой темой, с детьми было выполнено немало работ. Это прекрасно, когда детям открывается новые способы использования простых вещей в изобразительном искусстве.

Во время работы над проектом воспитанники познакомились с разными техниками нетрадиционного рисования как: ниткография, монотипия, граттаж (рисунок 5, шаблонография (рисунок 1,4, точкография (рисунок 3, витраж (рисунок 7, кляксография, фотокопия, каракулеграфия, оживление предмета (рисунок 9, набрызги (рисунок 6, штрихование; рисование разными средставми: солью, клеем, поролоном, методом тычка (пальчиками или предметом, методом раздувания, методом рисования на мокрой бумаге и т. д. [3] Все эти методы были использованы в работе над различными темами.

Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7

Рисунок 8 Рисунок 9

Эти работы были сделаны за пройденные четыре месяца. В дальнейшем планирую:

«Колыбель тюркского мира». «Город Отырар». Методом техники витража с помощью клея ПВА. Передать характер города Отырар. (рисунок 7)

«Великий шелковый путь» - методом аппликация + пузырчатая пленка. (рисунок 8)

«Казахстан – родина яблок и тюльпанов». Используя технику оживших рисунков, яблоку дадим человеческий облик. (рисунок 9)

Итог долгосрочного проекта – составление лэпбука «Семь граней Великой степи». Лэпбук – это новый способ, который помогает в организации учебной деятельности. С помощью лэпбука можно показать все работы выполненные своими руками.

Так же хочется затронуть тему, касательно оформления сделанной работы. Красиво и эстетично будет выглядеть любая работа, если оформить его соответственно. То есть, речь идет о паспарту, линии, которые проведены по краям. По стандарту, паспарту делают размером:вертикально по 2 см с двух сторон, горизонтально – верхнее 2 см, нижнее 3 см. Помимо стандартного паспарту, можно делать множество вариантов оформления. Красиво, аккуратно оформленная работа радует глаз, прививает эстетический вкус у детей.

Когда бы и где бы не было нас, у каждого есть долг воспитать из ребенка, трудолюбивого и доброго человека. В нынешнее время, когда со скоростью света развиваются новые технологии, все дети увлекаются новейшими технологиями, как будто приманивая к себе. Хочется чтоб дети не забывали о таких ценностях, как нетрадиционное рисование, которые появились благодаря многолетней практике, знаниям и трудам величайших людей. Тем более, нетрадиционные методы рисования никому не вредит, а приносит только пользу, привывает эстетический вкус, воспитывает к труду.

Знающий историю, и хоть и кусочек, но принявший в нем участие каждый ребенок, завтра вырастет настоящим патриотом своей страны, и будет защищать и хранить наши ценности и культуру. Именно это качество в будущем сыграет роль формулы успеха. Я горда тем, что даю знания о нашей истории этим маленьким ангелочкам, будущим поколениям нашей страны. Каждого ребенка получивший правильные знания в семье, в детском саду, ждет прекрасное будущее.

Список литературы:

1. В. А. Сухомлинский «Сто советов учителю»

2. Г. Н. Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,2» 2007 г

3. Н. А. Назарбаев. «Семь граней Великой степи» 2018 г

4. Т. В. Яговкина. Проект «Нетрадиционные способы рисования как средства развития самостоятельной творческой деятельности», 2016 г

5. К. К. Утробина и Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка» 2008 г

6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» 2004 г

7. Закон Республики Казахстан Об Образовании. 2007 г

8.«Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения». 2016 г

Приложение 1

Перспективное планирование по ИЗОдеятельности

Тема проектной деятельности: «Семь граней великой степи»

№ Тема Цели и задачи Кол –во часов

1 Знакомство со статьей Главы Государства «Семь граней Великой степи» Дать понятия детям о семи гранях Великой степи. Развивать любознательность, расширять кругозор, воспитывать патриотизм и любовь к родной культуре. 2

2 «Всадническая культура» Научить рисовать в нетрадиционной технике : шаблонография +рисование на мокрой бумаге, познакомить детей с первой гранью Великой степи «Всадническая культура». 2

3 «Древняя металлургия Великой степи» Практической деятельности совместить методы аппликации и шаблонографии, познакомить с древней металлургией нашей степи и национальными украшениями. 2

4 «Зверинный стиль» Познакомить с народным бытом Казахстана, отметить применение «Зверинного стиля», использование нетрадиционного рисования ватными палочками и расскраски. 2

5 «Золотой человек» Познакомить с историческими фактами нашей Родины, через изодеятельность научить использовать технику мятой бумаги и шаблонографии. 2

6 «Колыбель тюркского мира. Город Отырар» Дать детям понятия о древних городах Казахстана методом витража с помощью клея ПВА передать характер города Отырар. 2

7 «Великий шелковый путь» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования : пузырьчатая пленка +аппликация и история торгового дела на территории Республики Казахстан. 2

8 «Казахстан –родина яблок и тюлпанов» Знакомить детей с методом оживших рисунков, развивать познавательный интерес через тему: «Казахстан-родина яблок и тюльпанов» 2

9 «Семь граней Великой степи» -составление лэпбука «Лэпбук» - познакомить с составлением лэпбука, развивать фантазию и мышление, прививать детям эстетический вкус (итог проекта) 2

Всего: 18 часов

Публикации по теме:

Применение современного инструмента оценки качества в дошкольных образовательных организациях Шкалы ECERS — R Применение современного инструмента оценки качества в дошкольных образовательных организации Шкалы ECERS – R. Современные условия диктуют.

ECERS-R — Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях Для создания образовательной среды необходима ее комплексная оценка, позволяющая работать над ее развитием и усовершенствованием. Для этого.

Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 1)Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 1) Уважаемые коллеги, 2018-2019 учебном году мной была продолжена работа в творческой группе опытной педагогической площадки, связи с чем появилась.

Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 2)Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 2) Уважаемые коллеги, продолжаю Вас знакомить с ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ КАРТАМИ для организации кружковой работы по разработанной мнойОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Консультация для воспитателей «Методические основы проведения подвижных игр» Консультация для воспитателей Методические основы проведения подвижных игр как средства развития физических качеств. Автор-составитель:.

Методические основы ранней профориентации у дошкольников МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 1. Методические условия ранней профориентации в дошкольному образовательном учреждении.

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанниковЕлисеева Л. Л.

Научно-методические основы формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных тренажеров Проблема формирования словаря у детей занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальных. Во-первых, формирование.

Организационно-методические основы обучения детей плаванию 1 слайд Обучение плаванию детей дошкольного возраста является, с одной стороны, одним из ориентиров к реализации образовательной области.

Педагогические ситуации по физическому воспитанию в дошкольных организациях Педагогическая задача 13 ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Научно-методические и технологические основы педагогического процесса в дошкольных организациях образования
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 17:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД