Екатерина Галаева
Педагогические ситуации по физическому воспитанию в дошкольных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая задача 13
ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
Дидактические единицы: организация работы по физическому воспитанию в дошкольных организациях.
Кейс 13.
Публикация «Педагогические ситуации по физическому воспитанию в дошкольных организациях» размещена в разделах
Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т. к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.
Вопросы-задания:
1. Предложите примерный план действий педагога с родителями Сережи.
2. Сформулируйте ответ для бабушки мальчика в решении данной ситуации.
3. Обоснуйте необходимость физической готовности ребенка к обучению в школе.
Решение:
1. Примерный план действий педагога с родителями Сережи :
а) Необходимо обязательно прибегнуть к режимным моментам в разговоре с мамой (с законным представителем ребенка, если это бабушка, то с бабушкой). Показать утвержденный заведующей режим дня группы, рассказать об уборке группы и проветривании во время отсутствия детей. Потом кто должен оставаться с ребенком во время прогулок? Напомнить, что именно воспитатель несет ответственность за детей в саду, а не младший персонал. И не факт, что ребенок не заболеет, не гуляя и не посещая бассейн.
б)Привлечь к беседе медсестру. Как правило, у медицинского персонала свои доводы в отношении таких вопросов. Она расскажет и про важность прогулок и про закаливание, и про бассейн в том числе.
в)Привлечь к беседе с законными представителями психолога, т. к. в семье ощущается «гиперопека» ребенка.
2. и 3. В школе мальчику учиться будет трудно, так как слабая физическая подготовка не даст ему возможности полностью реализовать умственные способности. Мальчика необходимо заинтересовать посильными физическими упражнениями и подвижными играми, показывать пример положительного влияния физических упражнений на здоровье. Воспитатель должен уделять больше внимания индивидуальной работе с мальчиком. Желательно, чтобы родители сами занимались спортом, иначе им будет трудно привить своему сыну любовь к физическим упражнениям.
Педагогическая задача 14
ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
Дидактические единицы: подвижная игра как средство и метод физической культуры дошкольников.
Кейс 14.
На прогулке воспитатель предложил детям подготовительной к школе группы придумать новую подвижную игру с определенными основными движениями. Сначала дети совместно вспоминали, какие подвижные игры с этими движениями они знают, каковы их правила, какие атрибуты в этих играх используются. Затем воспитатель предлагает название новой игры и организует обсуждение возможного сюжета, правил, атрибутов и двигательных действий для развертывания этой игры. Каждое предложение воспитанника обсуждается группой и принимается (не принимается) путем голосования. Воспитатель обобщает принятые решения посредством комплексного описания новой игры и предлагает детям в нее поиграть.
Вопросы-задания:
1. Обоснуйте целесообразность постановки перед детьми задачи придумывания новой подвижной игры с точки зрения возрастных возможностей воспитанников, целевых ориентиров ФГОС ДО.
2. Аргументируйте правомерность предложенного воспитателем задания в рамках обогащения опыта конструктивного взаимодействия, свободного выбора детьми содержания, атрибутов двигательной деятельности.
3. Опишите возможный вариант новой подвижной игры, придуманной детьми.
4. Напишите не менее двух вариантов творческих заданий в двигательной деятельности, предлагаемых детям данной возрастной группы.
Решение:
1. Целесообразность постановки перед детьми задачи придумывания новой подвижной игры можно обосновать существующими целевыми ориентирами образования в старшем дошкольном возрасте :
-Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
-Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
-Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.
-Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
-Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
2. Правомерность предложенного воспитателем задания в рамках обогащения опыта конструктивного взаимодействия, свободного выбора детьми содержания, атрибутов двигательной деятельности, можно обосновать тем, что воспитатель подводит развитие детей в деятельности, как инициативных личностей, ведь чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, и как следствие и динамичнее развитие личности (что так же находит свое отражение в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребёнка, согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования).
3. Опишите возможный вариант новой подвижной игры, придуманной детьми.
Дети уже умеют играть в игру «Совушка» : «Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.»
Затем воспитатель предлагает название новой игры «Птички и червячки» и обсуждает с детьми нового сюжета, например «Все играющие уже будут червячками, а двое детей голодными птичками, которые ждут в стороне площадки. По сигналу «Отдых» червячки бегают, резвятся. На сигнал «Обед» червячки замирают и стоят неподвижно. Вылетают две птички и высматривают тех, кто шевелится и забирают к себе в гнездо. Через 15-20 секунд дается сигнал «Отдых» птички улетают в гнездо, а дети – червячки снова резвятся на площадке.»
4. Напишите не менее двух вариантов творческих заданий в двигательной деятельности, предлагаемых детям данной возрастной группы.
1 творческое задание в рамках новой игры (см. п. 3) : можно раздать детям-червячкам ленточки (зацепить их за одежду) и обе птички, которые проголодались забирают у червячков, которые пошевелились ленточки (вместо того, чтобы просто их уводить)
2 творческое задание в рамках новой игры (см. п. 3) : предложить детям-червячкам замирать в интересных различных позах.
Педагогическая задача 15
ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
Дидактические единицы:организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности; развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях.
Кейс 15.
Конспект мероприятия с детьми. Зал празднично украшен связками воздушных шаров, фотогазетами выполненными родителями на тему «Спорт в нашей семье», иллюстрациями с видами спорта. Под музыку марша дети поочередно входят в зал. Вместе хлопая в ладоши, приветствуя всех участников. Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие в замечательную страну, которая называется – «Спортландия».
Чудесная страна Спортландия
Страна здоровья, грации и красоты
Страна терпенья, силы, воли,
Страна побед, страна мечты.
Но в эту чудную страну не каждый попадет
Лишь только тот, кто любит спорт
И верно по пути идет.
Для того чтобы попасть в эту замечательную страну необходимо приложить усилия. Вы готовы?
Нам всем вместе нужно выполнить упражнения и тогда дверь в Спортландию откроется.
Выполняется музыкальная композиция «Все вокруг стараются, спортом занимаются».
А теперь нам нужно сказать всем дружно «волшебные слова» :
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» (дети хором повторяют)
(Звучит музыка фанфар или любая другая).
Вот мы и в Спортландии.
Из-за занавеса слышатся голоса: «Подождите нас!». Появляются ОХ и АХ.
Ведущий: а вы кто такие?
АХ: Мы сказочные человечки,
Я-АХ, а он - ОХ. Моему другу очень нужна помощь, он все время всем недоволен, ворчит постоянно. У него все валится из рук. А сейчас он совсем заболел, на улицу не выходит, лежит в постели все время и никакие лекарства ему не помогают, только хуже становится. Вот я и хочу ему помочь, только я не знаю как. Может быть, вы знаете рецепт здоровья.
Конечно, знаем и обязательно поможем.
Ребята, расскажите, что нужно делать ОХу, что бы снова быть веселым и здоровым?
Стихи о зарядке.
1 ребенок:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
2 ребенок:
Мы зарядку делать будем.
Мы руками быстро крутим –
То назад, а то вперед,
А потом наоборот.
(вращение прямых рук назад и вперед.)
Наклоняемся пониже.
Ну-ка, руки к полу ближе!
Выпрямились, ноги шире.
Тянем спинку, три-четыре.
(наклоны вперед.)
На площадке красный мячик
Выше всех сегодня скачет.
Вместе с мячиком скачу,
До небес достать хочу.
(прыжки на месте.)
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
(руки вверх–вдох, вниз через стороны – выдох.)
ОХ выполняет вместе с детьми движения по тексту, с окончанием стихотворения говорит: «Мне уже немного лучше».
Ведущий: Но только одной зарядки мало, нужно выполнять ее каждый день. А еще необходимо соблюдать правила личной гигиены.
Проводится эстафета «выбери, предметы личной гигиены»
-АХ: Но и этого тоже не достаточно, необходимо следить за чистотой и порядком в своем доме.
Соревнования: «убери одежду на стульчик», «подметаем пол».
-ОХ: спасибо вам ребята, я теперь всегда буду делать, как вы меня научили. Только чтобы не забыть надо мне все повторить (составляется мнемотаблица, дети участвуют в составлении). А еще я понял, что нужны верные друзья, которые помогут справиться с любой бедой. Спасибо вам ребята за помощь. Спасибо тебе - АХ, что не оставил меня в беде.
АХ: На здоровье ОХ. А ты заметил, что как только ты стал заниматься делами, ты совсем перестал охать и вздыхать. Это потому, что твое настроение улучшилось. Хорошее настроение тоже очень важно для здоровья.
Ведущий: мы рады, что смогли вам помочь, только для здоровья необходимо еще соблюдать режим дня.
АХ и ОХ: «А что это такое?»
Ведущий: о режиме дня мы вам расскажем в следующий раз.
АХ: Всем ребята мой привет
И такое слово:
Спорт любите с малых лет –
Будете здоровы!
ОХ:Всем известно всем понятно,
Что здоровым быть приятно
Только надо знать как здоровым стать.
3 ребенок:
В мире нет рецепта лучше –
Будь со спортом неразлучен,
Проживешь сто лет-
Вот и весь секрет.
4 ребенок:
Приучай себя к порядку
Делай каждый день зарядку
Смейся веселей
Будешь здоровей.
5 ребенок:
Спорт, ребята, очень нужен
Мы со спортом крепко дружим!
Спорт- помощник, спорт- здоровье,
Спорт- игра, физкульт-ура!
До следующей встречи в Спортландии (АХ и ОХ уходят).
Ведущий: «Предлагаю в детский сад вернуться на ракете»
Релаксационная игра «Ракета».
Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие?
В следующий раз мы с вами узнаем, что такое режим дня и почему он важен для здоровья. А сейчас нам пора гулять на улицу.
Под музыкальную композицию «Улыбка» и аплодисменты друг друга, дети выходят из зала.
Вопросы-задания:
1. Определите форму проведения мероприятия и обоснуйте свой выбор.
2. Исходя из содержания мероприятия, сформулируйте группу задач, решаемых на нем (оздоровительные, образовательные, воспитательные) и возрастную группу.
3. Выделите методы и приемы, используемые педагогом, и обоснуйте их выбор.
Решение:
1. Имеем дело с итоговым мероприятием, проводимым в форме развлечения (тематического праздника «Спортландия») и фотовыставки «Спорт в нашей семье».
2. Задачи, решаемые на данном мероприятии следующие:
- Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни;
- Развивать внимание, память, познавательную активность, творческое воображение, связную речь;
- Дать представление о взаимосвязи утренней гигиенической гимнастики и здоровья человека;
- Закреплять навыки выполнения общих развивающих упраженений;
- Воспитание морально-волевых качеств.
Возрастная группа: средний возраст.
3. Методы и приемы, используемые педагогом :
- Мнемотехника (составление мнемотаблицы для лучшего запоминания);
- Здоровьесберегающие технологии (технология сохранения и стимулирования здоровья, музыкатерапия для укрепления здоровья детей, релаксация (один из приемов музыкатерапии для повышения эмоционального настроя детей,
- Изучение правил поведения в стихотворной форме (стихи о зарядке);
- Ритмопластика.
Педагогическая задача 16
ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
Дидактические единицы:организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности; развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях.
Кейс 16.
«Весёлый огород»
Наш весёлый огород в гости всех друзей зовёт!
(Дети встают по залу в произвольном порядке.)
В огород мы пойдём, урожай соберём!
(Ходьба в колонне за взрослым, 8 сек.)
Эй, лошадка, гоп-гоп, отвези нас в огород.
(Бег в колонне за взрослым, 7 сек. Прямой галоп,7 сек.)
Эй, лошадка, тише, тише. Огород всё ближе, ближе.
(Ходьба с высоким подниманием,8 сек. Обычная ходьба, 8 сек.)
Вот уже и огород! Сколько в нём всего растёт!
(Перестроение в круг.)
У капусты кочаны – вот такой величины!
(И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И. П. Выполнить 4 раза.)
Хвостик есть, а не мышка.
И совсем он не малышка!
Он зелёный огурец – удалой молодец!
(И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Поворот вправо-влево 2 раза. Притопы на месте.)
Прячет морковка свой носик на грядке.
Видно, морковка играет в прятки!
(И. П. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков или за спиной. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – И. П. Выполнить 4 раза.)
Толстый жёлтый кабачок солнцу показал бочок.
Показал животик, спинку. Посмотри-ка на картинку.
(И. П. – лёжа на спине. Переворот на живот – И. П. То же в другую сторону. Выполнять в медленном темпе 3-4 раза в каждую сторону.)
Дружный наш огород веселится и поёт.
Как попрыгает немножко, пошагает, отдохнёт.
(Выполнить прыжки на двух ногах /с поворотами вокруг себя или с хлопками/ в чередовании с ходьбой.)
Вот и кончилась игра! Веселились мы с утра…
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.
(Ходьба в колонне за взрослым /на месте/.)
Вопросы-задания:
1. Определите форму проведения мероприятия и обоснуйте свой выбор.
2. Выделите структурные компоненты и раскройте назначение каждого компонента.
3. Аргументируйте необходимость использования данной формы в работе с детьми в условиях ДОО.
Решение:
1. Форма проведения утренней гимнастики во второй младшей группе: обыгрывание сюжета «Весёлый огород».
2. Сначала идет вводная часть утренней гимнастика, затем основная и заключительная часть. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В водной части организуется внимание детей, обучение их согласованным действиям, подготовка организма к выполнению более сложных упражнений. В основной части (общеразвивающих упражнениях в установленной последовательности) ставится задача укрепления базовых мышечных групп, выработке правильной осанки. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовки. В заключительной части гимнастики проводится ходьба, чтобы восстановить пульс и дыхание.
Вводная часть Наш весёлый огород в гости всех друзей зовёт!
(Дети встают по залу в произвольном порядке.)
В огород мы пойдём, урожай соберём!
(Ходьба в колонне за взрослым, 8 сек.)
Эй, лошадка, гоп-гоп, отвези нас в огород.
(Бег в колонне за взрослым, 7 сек. Прямой галоп,7 сек.)
Эй, лошадка, тише, тише. Огород всё ближе, ближе.
(Ходьба с высоким подниманием,8 сек. Обычная ходьба, 8 сек.)
Вот уже и огород! Сколько в нём всего растёт!
(Перестроение в круг.)
Основная часть У капусты кочаны – вот такой величины!
(И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И. П. Выполнить 4 раза.)
Хвостик есть, а не мышка.
И совсем он не малышка!
Он зелёный огурец – удалой молодец!
(И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Поворот вправо-влево 2 раза. Притопы на месте.)
Прячет морковка свой носик на грядке.
Видно, морковка играет в прятки!
(И. П. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков или за спиной. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – И. П. Выполнить 4 раза.)
Толстый жёлтый кабачок солнцу показал бочок.
Показал животик, спинку. Посмотри-ка на картинку.
(И. П. – лёжа на спине. Переворот на живот – И. П. То же в другую сторону. Выполнять в медленном темпе 3-4 раза в каждую сторону.)
Дружный наш огород веселится и поёт.
Как попрыгает немножко, пошагает, отдохнёт.
(Выполнить прыжки на двух ногах /с поворотами вокруг себя или с хлопками/ в чередовании с ходьбой.)
Заключительная часть Вот и кончилась игра! Веселились мы с утра…
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.
(Ходьба в колонне за взрослым /на месте)
3. Использования данной формы проведения утренней гимнастики во второй младшей группе способствует настроению во время выполнения физкультурных упражнений, имитация сюжетно-игровой ситуации находит отражение в условной форме окружающего ребенка мира. Использование нетрадиционных методов в физической подготовке детей, можно достигнуть наивысшую двигательную активность, эмоциональный подъем, снижение заболеваемости.
Педагогическая задача 17
ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
Дидактические единицы:организация работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях
Кейс 17.
В средней группе детского сада 20 детей, из них 11 самостоятельно могут осуществлять простейшие культурно-гигиенические навыки. Четыре ребенка могут выполнять эти навыки только по напоминанию взрослого, а остальные 5 (вновь поступившие дети) испытывают существенные трудности. Воспитатель планирует работу по развитию самостоятельности выполнения указанных навыков. Он делает акцент на различные групповые занятия с использованием наглядного материала и дидактических игр. В течение зимы многие дети болели, но педагог продолжал работать с оставшимися. Все дети, с которыми проводились занятия, заинтересовано отнеслись к ним, но к концу года по-прежнему у 9 детей сохранялись трудности при выполнении навыков.
Вопросы-задания:
1. Перечислите не менее трех причин неэффективности проведенной воспитательной работы.
2. Какой наглядный материал, и с какой целью может быть использован в воспитательной работе по формированию культурно-гигиенических навыков?
3. Каким образом может быть использован метод упражнения в предложенной ситуации (с учетом уровня освоения детьми культурно-гигиенических навыков).
4. Раскройте отличие и взаимосвязь индивидуальных и групповых форм обучения культурно-гигиеническим навыкам детей средней группы.
Решение:
1. Причины неэффективности проведенной воспитательной работы могут быть следующими:
-отсутствие детей в зимнее время года в саду (и как следствие, пропуск занятий по развитию культурно-гигиенических навыков). А формирование культурно-гигиенических навыков процесс длительный, то есть одни и те же задачи должны повторяться многократно;
- возможно, нужно было осуществлять подгрупповые и индивидуальные занятия;
- использование только наглядного материала и дидактических игр во время образовательной деятельности. Может нужно было использовать в дополнение к ним словесных и практических методов.
2. При работе с родителями детей можно оформить стенд «Возрастные особенности детей 4-5 лет» (с целью донести информацию до родителей, что уже должен уметь и знать ребенок данного возраста); просмотр презентации, например на тему «Чайная ложка» (с целью формирования у ребенка правильного пользования столовыми приборами); создание информационного плаката, совместно с детьми «Алгоритм умывания» (с целью формирования культурно-гигиенических навыков у детей); фотовыставка «Мы самые аккуратные» (с целью закрепления культурно-гигиенических навыков у дошкольников) и др.
3. Использование метода упражнений (в частности дидактические игры) в предложенной ситуации : например упражнение при умывании «Мы правильно моем руки», «Дружи с водой», «Водичка, водичка, …», при беседе можно использовать упражнение «В гостях у Мойдодыра», «Аккуратная прическа». Для привития уважительного отношения к мылу, можно использовать практическое упражнение «Земляничное мыло». При питании можно использовать дидактическое упражнение «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать».
4. В этом возрасте у детей начинают складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают свое поведение. Ребенку гораздо легче оценить бытовое поведении (в отличии от сложных поступков). В этом и прослеживается взаимосвязь индивидуального и групповых форм обучения КГН. Отличие на мой взгляд, в том, что сначала происходит привитие КГН у ребенка с более простых упражнений, затем уже они усложняются и доводятся до самостоятельности. То есть нельзя сразу всех детей научить самостоятельному использованию КГН, необходимо учитывать на каком уровне развития КГН у ребенка они находятся.