Земскова Наталия
Методические основы ранней профориентации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Методические условия ранней профориентации в дошкольному образовательном учреждении
В настоящее время ранняя профориентация является необходимым направлением деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство дошкольников с миром профессии осуществляется на протяжении всего периода получения дошкольного образования.
Публикация «Методические основы ранней профориентации у дошкольников» размещена в разделах
Ранняя профориентация дошкольников включает в себя профориентационные занятия и мероприятия для детей и призвана:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у него эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать силы в доступных видах деятельности.
Работу по профессиональной ориентации необходимо проводить по нескольким направлениям: профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий); консультирование (оказание детям помощи в разрешении проблем).
Эти направления реализуются в условиях дошкольной образовательной организации с учетом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноценному участнику образовательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением, и принимает решение о продолжении, завершении своей деятельности).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу своей деятельности, полученных результатов, перспектив продолжения деятельности, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить ожидаемый результат).
5. Принцип активного включения дошкольников в практическую деятельность (экскурсии, наблюдения, игры, эксперименты, трудовые поручения).
6. Принцип рефлексивности (способствует осознанию каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, что формирует у ребенка представления о себе, своих возможностях, своей успешности).
В дошкольных образовательных организациях работа по ранней профориентации заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов взаимодействия на личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей в создании развивающей предметно-пространственной среды, на непрерывное взаимодействие с социальными партнерами.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен в том числе и на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а так же на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда. Поэтому работа по ранней профессиональной ориентации с дошкольниками необходимо строить с учетом современных образовательных технологи
1. Технология проектной деятельности включает деятельность с определенной целью, по определенному плану, для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования, в том числе и по ранней профориентации.
2. Технология исследовательской деятельности – это основной вид интеллектуально-творческой деятельности, строящейся на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Основные функции исследовательской деятельности в ранней профориентации детей дошкольного возраста : развитие их познавательной инициативы к труду и миру профессий; формирование понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; осознание ими важности, необходимости каждой профессии.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Элькони Д. Б., Запорожец А. В., Жуковская Р. И., Менджерицкая Д. В., Усова А. П., Михайленко Н. Я.). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Формирует осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа жизни; воспитывает чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности, знакомит с представителями разных профессий, их трудовыми навыками и способностями.
4. Технология интегрированного обучения (Венгер Л. А., Кравцова Е. Е., Скоролупова О. А.). Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. Данная технология мотивирует, побуждает
дошкольников к активному познанию мира профессий, формирует единство знаний и умений.
5. Информационно-коммуникативная технология – это технология современного образования. Дает возможность педагогам моделировать различные профессиональные ситуации, которые в условиях детского сада невозможно было бы воссоздать (презентации, ролики о профессиях, видео-экскурсии).
Разнообразие технологий, используемых в дошкольном образовании при реализации направления по ранней профориентации в дальнейшем помогут в выборе профессии.
Современные образовательные технологии позволили выстроить организационно-содержательную модель ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Формы организации образовательной деятельности включают совместную деятельность детей и взрослых, а также самостоятельную деятельность.