Виктория Яромич
Организационно-методические основы обучения детей плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Обучение плаванию детей дошкольного возраста является, с одной стороны, одним из ориентиров к реализации образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования, а с другой – специфической частью физического воспитания в учреждениях дошкольного образования, имеющих плавательные бассейны. Организационно-методические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста рассматривались в работах ученых и специалистов-практиков (Т. И. Осокина, Е. А Тимофеева, Т. Л. Богина, Н. Ж. Булгакова, С. В. Малахов, Р. И. Смирнов, И. М. Буллах, Е. К. Вороновой и др.). Результаты их исследований нашли отражение в содержании программных требований по плаванию для детей разных возрастных групп и широко используются в образовательном процессе.
Публикация «Организационно-методические основы обучения детей плаванию» размещена в разделах
2 слайд
Комплексное оздоровительное воздействие занятий в бассейне на организм ослабленных детей подтверждается многочисленными научными исследованиями и проявляется в следующих аспектах:
- закаливание организма. Пребывание в водной среде тренирует терморморегуляторные механизмы, благодаря которым сосудистая система ребенка приобретает свойство быстро приспосабливаться к температуре воды (28-33°С) и к длительному нахождению в прохладных водных условиях (в сравнении с температурой тела 36,6°С).
– совершествование фукнциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Прохладная вода усиливает кровообращение, а ее давление и сопротивление оказывают благотворное воздействие на работу сердца: укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, равномерно увеличивается объем его полостей, а сердце приобретает способность работать в более экономичном режиме.
– активизация деятельности органов дыхания. Правильная техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода, в результате чего укрепляются все мышцы органов дыхания, увеличивается жизненный объем легких.
– профилактика и исправление нарушений опорно-дивгательного аппарата. Благодаря «полувесомому» нахождению в воде физические нагрузки на кости, суставы, связки являются щадящими, что создает условия для профилактики нарущений осанки и сутулости, а также способствует выраженному тренирующему эффекту занятий в бассейне. Десткий организм в состоянии переносить относительно высокие физические нагрузки, связанные с плаванием. И, наоборот, продолжительные физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат на суше, ведут к перенапряжению недостаточно окрепших костей, суставов и связок. Именно поэтому плавание часто рекомендуется в качестве восстанавливающей терапии для ослабленных детей.
Вместе с тем, плавание полезно не только для оздоровления и гармоничного физического развития детей дошкольного возраста. Умение плавать является жизненно необходимым навыком, позволяющим ребенку применить его, в том числе и в экстремальных жизненных ситуациях. Нельзя недооценивать и роль положительных эмоций в процессе занятий плаванием, что очень важно для сохранения и укрепления здоровья детей.
3 слайд
Условия организации занятий в бассейне должны соответствовать положениям нормативного документа санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» (2013). Бассейны оборудуются приборами, позволяющими контролировать и поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое состояние: термометры для измерения температуры воздуха и воды, психрометр для определения влажности воздуха.
4 слайд
В бассейне необходимо иметь специальный инвентарь, игрушки для обучения плаванию по количеству детей, одновременно занимающихся в бассейне, оборудование для обеспечения безопасности и страховки детей в процессе занятий. Яркие, красочные игрушки доставляют радость воспитанникам, привлекают их к занятиям и играм в воде.
5 слайд
К числу внешних факторов, оказывающих существенное влияние на результативность образовательного процесса в целом и на продолжительность занятий в бассейне в частности, относится температура воды. В начале учебного года температура воды в бассейне может достигать 32-33°С, в течение учебного года, по мере совершенствования аппарата терморегуляции воспитанников, температура понижается до 28-30°С. Комфортная температура воздуха колеблется в пределах 25-28°С.
6 слайд
Продолжительность занятий в бассейне для каждой возрастной группы регламентирована типовым учебным планом. Однако в работе с детьми дошкольного возраста самый надежный показатель допустимой продолжительности занятий – поведение воспитанников, которые могут почувствовать себя дискомфортно по причине переохлаждения задолго до окончания занятия. К признакам замерзания относятся – посинение губ, легкий озноб, отсутствие концентрации внимания. Если дети начинают мерзнуть, то педагогу следует немедленно прекратить занятие. Вместе с тем, некоторые воспитанники начинают замерзать раньше остальных. В этом случае время занятий с ними также нужно сокращать в индивидуальном порядке.
7 слайд
Для занятий в бассейне воспитанников одной группы (старшей, средней, второй младшей) делят на подгруппы, посещающие бассейн в установленное режимом время. Целесообразно делить детей по подгруппам в зависимости от уровня их подготовки, состояния здоровья, психологических особенностей. Эффективность занятий возрастет в том случае, если более слабые, отстающие по разным причинам воспитанники (пропуски занятий в связи с болезнью, чувство страха, неуверенности в водной среде и др., будут заниматься отдельно от хорошо подготовленных детей. При этом руководителю физического воспитания легче обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, продумать задачи занятия и предложить доступные дифференцированные задания для каждой подгруппы на всех этапах обучения.
8 слайд
Этапы обучения детей дошкольного возраста плаванию
Обучение плаванию детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) в соответствии с положениями теории и методики физического воспитания можно условно разделить на три этапа:
1. Этап подготовки к разучиванию элементов техники плавания. Проводится на мелководье (по колено или до середины бедра ребенка) в первой половине учебного года второй младшей группы. Начинается с ознакомления воспитанников с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью) и продолжается до того момента, пока ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Этот этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно.
9 слайд
2. Этап начального разучивания элементов техники плавания. Проводится на среднем уровне воды (по пояс ребенка) во второй половине учебного года второй младшей группы и первой половине учебного года средней группы. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы короткое время, получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют вдох-выдох в воду несколько раз подряд, пытаются нырять, открывать глаза под водой.
10 слайд
3. Этап углубленного разучивания элементов техники плавания. Проводится на глубокой воде (по грудь ребенка) во второй половине учебного года средней группы, в первой и второй половине учебного года старшей группы. Воспитанники обучаются отдельным и согласованным движениям рук, ног на груди и на спине при скольжении с помощью поддерживающих средств и без них; учатся задерживать дыхание, выполнять правильный вдох и выдох во время скольжения; ориентироваться под водой; продолжают освоение и совершенствование элементов техники разных способов плавания.
Следует отметить, что продолжительность каждого из этапов начального обучения детей дошкольного возраста плаванию, их возрастная периодизация, рекомендуемая глубина воды имеют условный характер. Индивидуальные возможности и способности детей, условия проведения занятий в бассейне, уровень профессионального мастерства специалиста могут внести коррективы, увеличив или, наоборот, сократив продолжительность каждого этапа. Но в целом рассмотренные этапы обучения плаванию дают возможность педагогам четко представить основные направления работы с воспитанниками разных возрастных групп.
11 слайд
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей 3– 4 лет и направлен на комплексное решение указанных ниже задач:
оздоровительные: совершенствовать адаптационно-приспособительные механизмы к условиям водной среды и физическим нагрузкам в бассейне, расширять функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем, укреплять опорно-двигательный аппарат.
образовательные: формировать умение самостоятельно передвигаться в воде (ходить, бегать, прыгать, погружаться в воду, играть, лежание на воде на груди и на спине.
воспитательные: воспитывать интерес к занятиям в бассейне, желание научиться плавать; организованность и самостоятельность, уверенность в своих силах, выдержку, настойчивость в преодолении трудностей, доброжелательные отношения со сверстниками в двигательно-игровой деятельности на воде.
12 слайд
Методика начального обучения плаванию воспитанников второй младшей группы охватывает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные виды физических упражнений:
- подготовительные упражнения на суше;
- специальные упражнения на воде (передвижение, дыхание, погружение, лежание, скольжение).
Подготовительные упражнения на суше необходимы в качестве разминки для активизации обменных процессов у детей, повышения функциональной готовности систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной) к предстоящей физической нагрузке, а также для обеспечения правильного воспроизведения двигательных действий в водной среде.
В работе с детьми 3-4 лет используются следующие подготовительные упражнения на суше общеразвивающего и специального воздействия: ходьба, бег, подпрыгивания на месте и в движении; поднимание рук вверх в исходном положении стоя, стоя на коленях, сидя на пятках; повороты, наклоны туловища, приседания в сочетании с дыхательными упражнениями, с изменением положения прямых и согнутых рук (вперед, назад, в стороны, на поясе, за головой, к плечам, с хлопками, одновременными и поочередными взмахами руками вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево; одновременные и поочередные круговые движения руками вперед и назад; имитация движений ног, как при плавании способом «кроль» в исходном положении сидя на полу, гимнастической скамейке и др.
Подготовительные упражнения проводятся в форме комплекса, включающего 5-6 упражнений с оптимальным количеством повторений для воспитанников второй младшей группы 3-5 раз.
13 слайд
Специальные упражнения в воде направлены на формирование у воспитанников 3-4 лет базовых двигательных умений в передвижении, дыхании, погружении, лежании, скольжении в воде.
Передвижение в воде. В течение первых месяцев занятий педагог помогает детям спускаться в воду по лестнице, особенно тем, кто этого боится. Примерно со второй половины года дети спускаются самостоятельно под присмотром педагога. Ходьба, бег, прыжки в воде, различные движения руками проводятся на глубине чуть выше колена ребенка. Постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса, а в конце учебного года – до груди.
Педагог при необходимости поддерживает воспитанников, постоянно напоминает о правилах поведения в воде. Дети выполняют движения в разных направлениях, чередуя виды ходьбы, бега и прыжков по сигналу педагога. При этом движения рук произвольные, позволяющие сохранить равновесие. Дети с интересом выполняют следующие игровые упражнения: «журавли» – ходьба с высоким подниманием бедра; «утята» - ходьба в приседе; «лягушата» – выпрыгивания из приседа с приземлением на согнутые ноги и с опорой на руки; «лошадки» – бег с высоким подниманием бедра.
Для более успешного освоения заданий можно использовать разнообразные плавательные игрушки. Все упражнения воспитанники выполняют по показу и словесному объяснению взрослого. Разные виды передвижений являются частью разминки в воде, которую можно проводить как по периметру чаши бассейна, так и поперек или вдоль, распределив детей по обозначенным дорожкам или по предметным ориентирам.
14 слайд
Дыхание. В начале учебного года детей знакомят с простейшими упражнениями, подводящими к освоению выдоха в воду. Играя, дети дуют на плавающие по воде игрушки или предметы, стараясь отогнать их подальше (игровое упражнение «Кораблик», «Уточка» и т. п.). Присев так, чтобы губы находились на уровне поверхности воды, воспитанники дуют на воду до образования ямочки, как на горячий чай (игровое упражнение «Ямочка», «остуди чай» и др.). При последовательном выполнении данных упражнений необходимо обращать внимание на силу и длительность выдоха. Далее воспитанникам предлагают опустить губы в воду и вспенить ее при выдохе (игровое упражнение «Пена»). Затем, погружаясь в воду до уровня глаз, сделать выдох (игровое упражнение «Большие пузыри»). Только после такой предварительной подготовки приступают к выдоху с погружениями в воду всего лица, а потом головы. Продолжительность и силу выдоха контролируется по возникающим на поверхности воды пузырькам.
15 слайд
Погружение. При обучении воспитанников погружению по шею, соблюдается определенная последовательность. Сначала детям предлагают помыть руки, плечи, ополоснуть грудь, шею, вымыть лицо, полить воду себе на спину, затем медленно присесть, погрузиться в воду по шею (игровые упражнения «Дождик», «Ручеёк» в процессе которых дети льют на себя воду из детской леечки, бутылочки и др.). Следует приучать детей к свободному стеканию воды с лица без прикосновения рук, не стряхивать воду резкими движениями головы, не закрываться руками.
Для того, чтобы подготовить детей к погружению в воду с головой эффективны упражнения в зачерпывании ладонями воды и последующим умыванием лица, смыванием с лица «мыльной пены» (игровое упражнение «Водичка, водичка, умой мое личико»). После их освоения дети погружаются до уровня подбородка.
Последующие упражнения связаны с непосредственным погружением головы в воду. В воду опускается часть головы, сначала до уровня носа, затем до уровня глаз, после чего в воду погружается все лицо. При этом детям нужно наклониться над поверхностью воды, коснуться ее носом, опустить в воду лицо (игровое упражнение «Помоем носик»). Ни в коем случае нельзя заставлять воспитанников опускать лицо и голову воду. Данное упражнение осваивается в игровой обстановке без принуждения со стороны педагога.
В дальнейшем, чтобы дети полностью погружали голову в воду, им дается задание поднырнуть под плавающую игрушку, круг или другой предмет (игровое упражнение «Пройди под мостиком» и т. п., достать игрушку со дна бассейна (на более глубоком уровне воды). Короткие погружения дети совершают на задержке дыхания. Чем разнообразнее условия погружения в играх и упражнениях, тем быстрее формируются специальные умения и навыки. Когда большинство детей научатся погружаться в воду с головой, их знакомят с лежанием на груди.
16 слайд
Лежание. Особое место на этапе подготовки детей второй младшей группы к разучиванию элементов техники плавания занимают упражнения, подводящие к умению принимать горизонтальное положение тела в воде. К ним относятся различные передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Детям предлагают передвигаться по дну на руках, перемещаясь вперед (игровое упражнение «Крокодилы», назад (игровое упражнение «Раки», боком влево и вправо (игровое упражнение «Крабы»).
Позже эти упражнения сочетаются с опусканием лица в воду, выдохом в воду, попеременно-ударными движениями ног. Далее дети с помощью педагога и самостоятельно учатся постепенно приподнимать руки от дна и лежать на груди (игровое упражнение «Медуза»). Это упражнение выполняется на задержке дыхания, опустив голову в воду. С помощью педагога и поддерживающих средств отдельные воспитанники пытаются лежать и на спине.
17 слайд
Скольжение. Упражнения в скольжении можно начинать разучивать на глубине 40 – 50 см со второй половины учебного года. Скольжение на груди не является главной задачей обучения детей младшего дошкольного возраста, но педагогу желательно дать им ощутить продвижение в воде вперед. Для этого применяют разные приемы буксировки.
При разучивании скольжения на груди с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под живот, помогает приподнимать ноги от дна и держать их вместе (игровое упражнение «Стрела»). В этом упражнении также желательно опускать голову в воду, хотя не все дети данного возраста это выполняют. Вместе с тем, педагогу следует сразу напоминать детям о правильном исходном положении при выполнении упражнения (наклон туловища вперед, не разрешать прыгать на живот, так как это не способствует достаточному продвижению вперед. Важно научить ребенка плавно опуститься на воду с одновременным толчком обеих ног и скользить вперед.
Детям младшего дошкольного возраста доступны плавательные движения ног способом «кроль» (игровое упражнение «Моторчик»). Упражнения целесообразно начинать разучивать в воде на мелком месте, опираясь на руки сзади, либо лежа на груди, опираясь на руки спереди. Особенно надо обращать внимание на выпрямление ног в движении.
При разучивании скольжения на спине с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под спину, напоминает про удержание живота на поверхности воды и про прямые ноги в движении (игровое упражнение «Торпеда»). Многократное повторение облегчает формирование правильных движений ног.
18 слайд
Таким образом, раскрытая выше методика обучения физическим упражнениям и играм на воде детей второй младшей группы охватывает первый этап подготовки к разучиванию элементов техники плавания и частично второй этап начального разучивания элементов техники плавания. При условии систематического посещения занятий в бассейне и при грамотном педагогическом руководстве, к концу учебного года воспитанники умеют:
– при посещении бассейна самостоятельно раздеваться, с помощью взрослого и самостоятельно мыться под душем, пользуясь мылом и губкой, насухо вытираться; одеваться в определенной последовательности;
– выполнять правила безопасного поведения в бассейне (без разрешения в воду не входить, спускаться в воду друг за другом самостоятельно и с поддержкой педагога, не толкаться и не торопить впереди идущего, не выходить за пределы установленного места занятия, выполнять все указания педагога);
– самостоятельно передвигаться по дну бассейна (шагом, бегом, прыжками, держась за поручень и без поддержки);
– погружать лицо и голову в воду, играть в воде, с помощью взрослого и поддерживающих средств удерживать тело на поверхности воды, скользить.
19 слайд