Маргарита Подшивалова
Научно-методические основы формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных тренажеров
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования словаря у детей занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальных. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.
Публикация «Научно-методические основы формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интерактивных тренажеров» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
О. Е. Грибова считает, что словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Формирования словаря – это целенаправленный процесс обогащения словаря детей за счет новых и трудно произносимых слов.
Анализом словарного состава слова у детей различных возрастных групп, а также особенностью осознания лексического значения слов занимались Н. Е. Богуславская, И. Н. Горелова, М. Б. Елисеева, Л. Ф. Уфимцева и др. В работах А. М. Шахнаровича, и Н. М. Юрьевой рассмотрено развитие семантического компонента языковой способности детей.
Изучение проблемы развития словаря дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, занимает значительное место в современной логопедии, так как данный речевой дефект затрагивает формирование всех компонентов речи.
В исследованиях Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др. отмечается, что для детей с общим недоразвитием речи характерны проблемы усвоение лексических закономерностей родного языка, ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употреблении слов, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Вопросом формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи занимались многие исследователи. Например, Л. Н. Ефименкова считает, что формирование словаря детей с общим недоразвитием речи в детском саду должно осуществляться как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающими, так и на специальных коррекционных занятиях. Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения, обеспечивающие обогащения словаря и содержательной стороны отдельных слов : составления предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий контекста. Разрабатывая различные аспекты работы по формированию словаря дошкольников, исследователи большое внимание уделяли обозначению словами предметов или явлений окружающий действительности на основе их наглядного целостного восприятия (Е. А. Флерина, И. О, Соловьева, М. М. Конина, А. М. Леушина) [3, с. 22 ].
Исходя из анализа данных исследований, можно заключить, что формирование словаря дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, осуществляется преимущественно традиционными средствами, что, на наш взгляд, представляется недостаточным в современных условиях массовой информатизации образования.
В связи с этим, нам представляется, целесообразным формировать словарь у обозначенной выше категории обучающихся средствами электронных образовательных ресурсов.
Одним из таких ресурсов может быть интерактивный тренажер.
Интерактивный тренажер – это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме. Другими словами, это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков обучающихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий.
В настоящее время существует множество тестовых оболочек, в том числе и бесплатных, в которых можно создавать тренажеры, не имея навыков программирования, таких как Microsoft PowerPoint или Microsoft Excel при помощи внутренней системы управляющих элементов и эффектов анимации (триггеров).
Существует два режима его работы: демонстрационный (обучающий) тренажер обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, представляет теоретический материал и обеспечивает визуализацию полного аналитического решения конкретной задачи, а также тренировочный или оценочный [1; 3].
Для обеспечения интерактивного режима все задания в тренажере должны иметь обратную связь для возможности совершения практических действий и их коррекции детьми.
К интерактивным заданиям в тренажере можно отнести последовательности вопросов с интерактивными подсказками и практикумами. Интерактивные тренажеры могут использоваться на различных этапах логопедического занятия.
Интерактивные тренажеры позволяют : устранять пробелы при изучении нового материала и закреплять полученные знания; эффективно использовать варианты заданий для повторения изученного; самостоятельно определять уровень знаний и регулярно оценивать его результаты в процессе подготовки к занятиям.
В процессе экспериментальной работы по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи мы использовали комплекс обучающих логопедических тренажеров.
В качестве примера остановимся на описании работы с обучающим логопедическим тренажером на тему «Слово-действие».
Содержание данного тренажера отвечало следующим требованиям:
развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;
при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей.
Данный тренажер также включал такие компоненты, благодаря которым работа с ним становится интересной и доступной дошкольникам : триггеры – эффекты анимации, сюжетная линия – основа тренажёра, анимационный герой пчёлка «Жужа» который появляется на слайдах, обращается к обучающемуся, реагирует на правильность выполнения задания, делая процесс формирования знаний личностно-ориентированным и более занимательным; звуковое оформление; система гиперссылок; подсказка.
Тренажер содержал информационные слайды и слайды с заданиями: с выбором единственного правильного ответа (с переключателями, с выбором нескольких правильных ответов (с флажками, на установление соответствий (с перемещаемыми объектами, на установление правильной последовательности. Более трудным заданиям предшествовали упражнения меньшей степени трудности, которые служили дошкольникам подготовкой к их выполнению.
Работа с интерактивным логопедическим тренажером проводилась в индивидуальной, групповой и фронтальной формах. На работу с тренажером отводилось не более 10 минут. Первое занятие было ознакомительным. Знакомили детей с интерфейсом тренажера, системой гиперссылок, главным героем. На втором занятии проводилась работа по формированию, активизации и накоплению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формирование словаря у дошкольников строилась с опорой на методику словарной работы Рамзаевой Т. Г. и Львова М. Р., которая предусматривает четыре основные линии.
Во-первых, обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Во-вторых, уточнение словаря – самая объемная часть словарной работы, включающая в себя:
а) уточнение значений слов путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. п. ;
б) усвоение сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
В-третьих, это активизация словаря, т. е. перенесение слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности). Слова включаются в предложения и словосочетания : вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ [7, с. 395].
Работа над словом осуществлялась в следующей последовательности:
1) первичное знакомство со словом, верное его восприятие;
2) уточнение семантики слова;
3) усвоение слова, введение его в активный словарь посредством тренировочных упражнений;
4) самостоятельное употребление нового слова в собственной речи при выполнении различных коммуникативных задач.
Например, первое задание «Познакомься с героем», мы знакомили обучающихся с новыми для них понятиями («вылупился» (появился, «иду гулять» (гуляю, «нашёл», «поймал», «купаюсь», «плаваю», «знакомлюсь»). Следующее задание «Помоги выбрать действие», сначала одно (по воде (я что делаю) плаваю и т. д., данное задание предполагает закрепление новых слов. Затем идет задание «Путаница» которое предполагает подбора правильного синонима к слову ( инструкция к данному упражнению: «В путешествии нам встретилось много новых слов, давай подумаем, что они обозначают. Утё нок сказал: «Я вылупился». Почему он так сказал? Каким словом можно его заменить? (появился, родился). Утё нок сказал: «Я иду гулять», он затопал лапками и отправился вперёд по тропинке») Четверное задание «Скажи наоборот» выбор правильного антонима (потерял – нашел и т. д.). Задание «Профессии. Кто что делает?», в данном задании нужно образовать от существительного глагол (например, учитель – учит; строитель – строит). Последнее задание «Восстанови последовательность», при выполнении данного задания ребёнку необходимо было выстроить картинки в определенной последовательности и закончить начатое предложение ( например: «Утёнок вылупился из яйца и сказал … (что сказал Утёнок). Я вылупился!»).
В целях более прочного закрепления глаголов в речи детей, нами был использован приём «отражённой речи». В процессе выполнения заданий, обучающийся комментировал свои действия, старался объяснить свой выбор. По ходу выполнения данных заданий ребенком мы устанавливали, понятен ли ребёнку смысл новых слов, если нет, то переходили к их уточнению, а затем возвращались к заданию.
К каждому из заданий на слайде предлагается картинка, являющая ориентиром для правильного ответа.
Таким образом, эффективным средством формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи могут являться интерактивные тренажеры.
Список использованных источников
1. Векслер, В. А. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе / В. А. Векслер, Л. Б. Рейдель // Педагогические науки. – 2016. – № 41 (1). С. 205–211.
2. Волковская, Т. Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи / Т. Н. Волковская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2010. – № 3. – С. 11–19.
3. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практическая психология и логопедия – 2006. – №4. С. 22–25.
4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учебник / И. Г. Захарова. – М. : Академия, 2013. – 208 с.
5. Интернет-тренажеры [Электронный ресурс] // https://training.i-exam.ru/
6. Поляк, В. Е. Компьютерные тренажеры и интерактивные электронные технические руководства: как их использовать в учебном процессе? [Электронный ресурс] // nito.rsvpu.ru/files/nito2013/presentations/ Поляк. pps.
7. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. М. : Просвещение, 1979. 431 с.