Любовь Георгиевна Казанцева
Консультация для воспитателей «Методические основы проведения подвижных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические основы проведения
подвижных игр как средства развития
физических качеств.
Автор-составитель:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №171»
Казанцева Любовь Георгиевна
1. Особенности проведения подвижных игр с детьми среднего возраста
Публикация «Консультация для воспитателей „Методические основы проведения подвижных игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатывается у ребят организованные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель.
Усвоив общие задачи воспитания необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития.
С детьми 4 лет игры проводят на понятном и близком им материале. Их привлекает главным образом сам процесс движения, им интересно бегать, догонять, бросать предметы и искать их. Поэтому для них подбирают игры с одним – двумя основными движениями.
В средней группе воспитатель объясняет правила по ходу игры. Воспитатель вначале выполняет главную роль в игре сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственно участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее. Роль ведущего с начало следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребёнок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию. Каждую подвижную игру начинают по условному сигналу (хлопок в ладони, взмах флажком, рукой, удар в бубен, барабан, погремушку, свисток и т. д.) или по указанию взрослого. Сигнал подается после того, как все участники займут соответствующие места.
В соревновательных играх желательно давать команды, состоящие из двух частей: Внимание! Марш!» Всё это формирует у ребенка правильную и быструю реакцию на соответствующий сигнал.
Игры сюжетного характера «Лошадка», «Рыбаки» и др., где отсутствует выраженный соревновательный момент, не требует четких команд для их начала, можно спокойно сказать: «Игру начнем!» или предупредить детей, что игра начинается после слов «раз, два, три» и внимательно следить за ходом игры и поведением детей.
После окончания игры воспитатель обязательно отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувства уверенности! «Вот какой ловкий был медведь, многих ребят поймал!»
Педагог использует подвижную игру и для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств «Молодцы, ребята, - говорит он - все дружно защищали мышку от кота, без вас ей бы не спастись!»
В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшем при самостоятельной организации ими игры.
Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.
Помимо сюжетных игр, в средней группе используются игры, построенные на определенном задании «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо», «Школа мяча» и др. Эти игры могут проводиться и со всей группой и с несколькими детьми.
Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки и т. д.).
Развитие физических качеств - происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы. Возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определенных волевых усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности выступает мотив усвоение новых умений и навыков, закрепление их. В результате закладываются прочные основы школы движений, повышения работоспособности и физической подготовленности
Значительная подвижность детей среднего возраста, неумение экономно распределять свои силы требует от взрослого внимательного отношения к регулированию нагрузки во время игры. Чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание, у некоторых детей утомление, наоборот, выражается в бледности лица. Перегрузка внимания приводит к тому, что дети возбуждаются, нарушают правила игры, теряют интерес к ней.
Перегрузка может произойти в том случаи, если игра продолжается длительное время, например, ловящий долго не может ни кого поймать. Тогда надо приостановить игру, сделать небольшую паузу и выделить другого ловящего. Многократное повторение подвижной игры или слишком большое расстояние для бега, например, в игре «Перебежки», также могут привести к переутомлению детей. Физиологическую нагрузку может увеличить одежда и обувь детей. Если игра проводится зимой на воздухе и дети одеты в шубы, валенки, им приходится затрачивать значительно больше усилий, чтобы приподнять свое тело от земли во время бега и прыжков, чем в легкой одежде.
При проведении игры следует учитывать и климатические условия, температуру воздуха. При высокой температуре воздуха надо давать меньшую нагрузку.
Средняя продолжительность игры в средней группе 6-8 минут. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались на игру и воспитатель начал ее объяснять [23;18].
Хорошо регулируется нагрузка, если бег, прыжки чередуются с отдыхом – ходьбой, произнесением текста, например, «Хитрая лиса», «Круговые ловишки». При правильной нагрузке учащенное дыхание приходит в норму через 1-2 минуты.
Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей (пришедших после болезни или имеющих некоторые отклонения от нормы по состоянию сердца, легких). Не следует их выключать из игры, подчеркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль, чтобы они чувствовали себя членами общего коллектива, например, поручить им роль сторожа, назначить их раскладывать предметы, держать обручи, в которые пролезают дети и т. д. Не следует за один раз давать больше двух игр, при том они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной.
На год в «Руководстве для воспитателя» рекомендуется для детей средней группы – 12 игр, при условии, что в средней группе повторяются игры младшей группы.
Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение их, на то, чтобы дети усвоили, и полюбили проводимые с ними игры. Навыки и привычки формируются при условии многократных упражнений. Без подкрепления, без упражнений навыки угасают Поэтому одни и те же игры необходимо систематически повторять, только тогда у детей будут закрепляться положительные качества, двигательные и другие навыки. При систематическом повторении одних и тех же раздражителей в коре головного мозга закрепляется определенное соотношение возбужденных и заторможенных очагов. Таким образом, систематическим повторением игр. Постепенным их усложнением мы помогаем выработке у детей нужных навыков и качеств. В средней группе новую игру можно проводить в течение 2-3 занятий, затем повторить, ранее пройденные игры и снова вернуться к той же игре.
При повторении игры нужно постепенно усложнять её и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретенные ими навыки в изменяющихся условиях. Усложнением может быть увеличение правил в игре (например, в игре «Поезд» вводится бег между рельсами, выложенными из кубиков, шишек, гимнастических палок, ходьба по «мостику» - по доске и так далее). Можно увеличить расстояние для бега, прыжков, увеличить число ловишек (двух вместо одного).
Усложнение может быть и в том случае, если меняется форма организации детей (увеличивается число детей в каждой подгруппе, например, в игре «Чьё звено скорее соберется», изменяется темп движения (в игре «Поезд», увеличивается количество предметов, вводимых в игру «Передача мяча», сначала передаётся один мяч, затем два мяча, или в игре «Кто ушёл?» увеличивается количество детей, которых надо запомнить, изменяется форма построения детей в игре. К составлению новых вариантов игры, можно привлекать и детей, но желательно со старшей группы.
Иногда дети вносят в виде усложнения элементы из знакомых игр. Например, в игре «Зайцы и лиса» дети предложили такое правило: нельзя ловить зайцев, которым подала лапу зайчиха – мать. Это правило взято из игры «Ловишка дай руку».
Формы организации детей в игре различные. Во всех возрастных группах игры могут быть проведены со всеми детьми или с частью группы, то есть с небольшой подгруппой. Это зависит от характера и от тех задач, которые ставит воспитатель при проведении данной игры.
Иногда воспитатель проводит игру, рассчитанную на всю группу, только с небольшой группой детей. Это целесообразно в тех случаях, когда воспитатель ставит перед собой задачу включить в игру малоактивных детей, чтобы они не зябли на прогулке, или проводит игру с детьми, которые отстают в каком-нибудь виде движения и им надо поупражняться.
В некоторых играх подгруппы детей участвуют поочередно, как например, в игре «Горелки» в других одновременно, например, «Чьё звено скорее соберется»
Иногда в целях объединения детей можно провести игру одновременно с несколькими группами, например, со средней и старшей или с младшей и средней. В таких случаях ответственные роли надо предоставить старшим детям.
Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулки. Основное место прогулки – участок детского сада, где выделяется место для каждой группы.
Для подвижных игр детей необходимо иметь соответствующее оборудование. Постоянно на участке должны быть лесенки – ступеньки, заборчики и другие приборы для лазанья, метания, бревна для упражнения в равновесии, столы для настольных игр. Кроме того нужны пособия, которые выносятся только на время проведения игры
Имеющееся на участке постоянное и переносное оборудование следует размещать по краям, чтобы основное пространство оставалось свободным для проведения гимнастики и подвижных игр.
В холодное время года, когда пребывание детей на воздухе ограничено и движения их стеснены теплой одеждой, могут быть организованы лишь игры с бегом, подпрыгиванием, поэтому нужно поиграть в подвижную игру ещё и в помещении.
В тех случаях, когда из-за низкой температуры воздуха дети не выходят на прогулку, подвижные игры организуются в групповой комнате или в зале.
В помещении, так же как и на воздухе, воспитатель играет со всей группой, с небольшой подгруппой и с отдельными детьми.
2.2 Подбор подвижных игр для развития физических качеств.
Всеми педагогами и врачами, работающими с детьми, игра была признана ведущей деятельностью ребёнка дошкольника.
При подборе игр воспитатель должен учитывать некоторые физические особенности организма ребёнка, то есть возрастные особенности детей, хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы, чтобы предлагаемые игры соответствовали возможностям и индивидуальным особенностям каждого ребёнка. При подборе и организации подвижных игр необходимо :
1. Учитывать сложность игр в соответствии с уровнем подготовленности детей.
2. Заботиться о соответствии игр с временем года, состоянием погоды.
3. Предусматривать разные приёмы выбора детей на ответственные роли (использовать считалки, жребии и так далее).
4. Использовать разные способы организации детей.
5. Заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.
6. Стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативе.
7. Во время проведения игр и упражнений на прогулке следует создать такие условия, чтобы все дети могли бы быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденными.
8. При планировании подвижных игр важно позаботиться о создании игровой среды (пространство достаточное для движений, разнообразие, чередование пособий). Выбирая для детей игру, воспитатель должен не только ставить задачи двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и обязательно развивать чувства товарищества, взаимопомощи
В проведении подвижных игр с детьми средней группы следует опираться на требования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой к подбору подвижных игр.
В работе с детьми используют игры рекомендованные программой, затем добавляют игры из других источников, либо из своего опыта. Часто преобразуют игру, видоизменяют правила игры, усложняют их: увеличивают расстояние для бега, метания высоту прыжков. Играют в игры комплексно развивающие у детей, как психофизические качества и основные движения, так и познавательные процессы.
При подборе игр для детей средней возрастной группы воспитатель руководствуется тем, что подвижные игры должны способствовать следующим задачам:
1. Развитию психофизических качеств детей: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, моторных координаций.
2. Накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению основными движениями.
3. Формированию у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитатель должен помнить и о дозировки игры. Это очень ответственный момент. Дозировать нагрузку в игре трудно, нельзя спрашивать у детей устали ли они. Увлечение игрой, если она интересна, дети не замечают усталости, между тем утомление может уже наступить. Поэтому воспитатель должен тщательно следить за внешними проявлениями утомления и своевременно закончить игру.
При организации игровой деятельности следует ориентироваться на следующие гигиенические рекомендации. В утренние часы предлагать играть индивидуально или маленькими группами. Например, подвижные игры «Хвостик», «Жмурки», «Быстро возьми и положи», «Я позвала, ты посмотри». Самостоятельные игры создают спокойное радостное настроение. Для снятия сонного торможения целесообразны игры с двигательным компонентом, с использование мячей и скакалок, кольцебросов и других пособий.
В средней группе преимущественно проводятся сюжетные подвижные игры. Хотя несюжетные подвижные игры («Подбрось - поймай», «Мяч через сетку», «Мяч в кольцо», «Кто ушёл?») и игры с элементами соревнования («Найди, где спрятано», «Найди и промолчи») так же используются в работе с детьми средней группы. Проводя сюжетную игру, используют образный рассказ, развивающий воображение детей. Рассказать детям о зайцах и волке (игра «Зайцы и волк», о медведе («У медведя во бору», о лисе и курицах (игра «Лиса в курятнике» стараться вызвать интерес детей к игровым образам, игровым ролям.
Объяснить, как ходит, переваливаясь, медведь, как крадётся лиса или волк, как прыгают зайцы. Дети, как правило, с удовольствием повторяют за взрослым,
показанные движения, входя в роль зайцев, или волка, медведя, лисы или кур. Сказочные игровые образы побуждают ребёнка более старательно выполнять то, или иное движение.
Часто, в играх используются атрибуты для лучшего вхождения ребенка в роль - маски животных для водящего (лисы, волка, кота, зайца и других, дополнительные предметы для использования ролей (корзинки, муляжи ягод и грибов для игры «У медведя во бору», шляпу и кнут для пастуха в игре «Пастух и стадо»). Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без атрибутов, вызывает у детей больший азарт в игре, большее желание играть.
Проводя игру, стараться, чтобы каждый ребёнок побыл в роли ведущего или водящего, для того, чтобы у детей не возникло чувство разочарования. В связи с этим, каждая игра проводится многократно и детям это не надоедает, так как, у них велика потребность в движениях и играх.
Для детей активных, подвижных, склонных к перевозбуждению подходят игры со сложными действиями, например, «Цветные автомобили», или простые игры, в которых от точности и аккуратности зависит результат игры «Городки», «Сбей кеглю», «Водонос». При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил, и постараться, чтобы они получили удовольствие от их выполнения.
Для детей осторожных и робких будут интересны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Кошки - мышки», «Перелёт птиц», от концентрации внимания9 «Птичка и кошка», «Найди себе пару») Часто дети этого типа бывают психологически не готовы к выполнению ведущих ролей, стесняются, не решаются начать игру. Тем не менее, при постепенном включении в игру во второстепенных ролях, при проявлении двигательной активности в игре, а так же, получив одобрение воспитателя, в дальнейшем хорошо справляются с главными ролями.
Для детей вялых и пассивных, выбирают игры не требующие сложных действий, особой ловкости и быстроты движений («Котята и щенята», «Зайка серый умывается.»
Для развития бега используют игры «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки». В ходе проведения данных игр добиваться закрепления и развития умения бегать, легко, согласовывать движения рук и ног. Развивать у детей умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваться носком ноги и способствовать развитию такого качества как быстрота. Быстрота развивается в движениях, в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростные и силовые упражнения, выполняемые в процессе организованной образовательной деятельности, в свободной двигательной деятельности, на прогулке: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом нужно использовать индивидуально - дифференцированный подход, учитывать физическую подготовленность детей, а также состояния их здоровья
В среднем возрасте бывает много детей очень активных, неусидчивых со сниженным самоконтролем и вниманием, для которых трудно согласовывать движения рук и ног, соблюдать дистанцию в игре но, с повышенной потребностью в движениях. Поэтому стараться, прежде всего, приучить их к выполнению действий по сигналу, а так же обучать детей соблюдать дистанции во время передвижения, не наталкиваться друг на друга во время ходьбы или бега. Развитие силы мышц, может быть достигнуто в играх с прыжками, ползанием, лазаньем и метанием. Эти упражнения способствую развитию скоростно-силовых качеств верхних и нижних конечностей. Для развития силы в прыжках можно играть в следующие игры: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка беленький», «Зайка белый умывается». В данных играх закрепляется умение прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте.
Для развития силы в ползание и лазанье можно использовать такие подвижные игры как : «Пастух и стадо», «Перелёт птиц», «Котята и щенята». В этих играх у детей закрепляется умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вверх, вниз, вправо, влево).
В играх на бросание и ловлю: «Подбрось – поймай», «Сбей кеглю», «Мяч через сетку», «Попади в кольцо» закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, бросании мяча и ловли его кистями рук, не прижимая их к груди. В играх: «Найди где спрятано», «Найди и молчи», «Кто ушёл?», «Прятки» развиваются двигательная активность детей, потребность детей в движениях, ориентировка в пространстве, внимание, выдержка.
В работе с детьми необходимо использовать русские народные игры и игры других стран. Народные подвижные игры - это, как правило, игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребёнок знакомится с обычаями, особенностями характера своего народа, впитывает тот неповторимый колорит, который несет в себе народное творчество. А также способствуют развитию физических качеств.
Среди русских народных подвижных игр популярными можно назвать: «Городки», «Горелки», «Жмурки» и др. На протяжении многих веков эти игры практически не изменились и на них воспитано не одно поколение наших соотечественников. Они развивают в ребятах сноровку, а это ловкость. Ловкость развивается в основных видах движений (лазанье, в упражнениях с предметами, с оборудованием, в подвижных играх). Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Татарские народные подвижные игры : «Спутанные кони», «Угадай и догони», «Скок – перескок», «Серый волк» и др. [19; 91].
Английские народные подвижные игры : «Коты и мыши», «Море – земля» и др.
Белорусские народные подвижные игры : «Ленок», «Котятки» и т. д.
Украинские народные подвижные игры : «Волк и козлята», «Колокол», «Цвет».
Башкирские народные подвижные игры : «Курай», «Уголки», «Голуби», «Иголка и нитка».
Чувашские народные подвижные игры : «Хищник и море», «Луна или солнце» и др.
Бурятские народные подвижные игры : «Иголка, нитка», «Табун», «Хонгордоохо».
Азербайджанские народные подвижные игры : «Дети и петух», «Изюминка».
Армянские народные подвижные игры : «Пастух», «Крепость» и многие, многие другие [19;95].
При проведении подвижных игр также нужно учитывать следующее:
1. Размеры снарядов и пособий должны соответствовать анатомо-физическим особенностям детей.
2. Одни и те же пособия и гимнастические снаряды нужно использовать для различных физических упражнений.
3. Снаряды и пособия, используемые в помещении и на участке детского сада, должны соответствовать требованиям, гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей.
4. Они должны отвечать требованиям эстетики, привлекать детей формой, окраской, удачным их сочетанием.
Играя в зале или на участке нужно использовать не только крупные пособия,но и малые, которые можно складывать, переставлять по мере необходимости, привлекая при этом старших детей. Например, «дуги» - старшие дети используют при проведении игр – эстафет «Кто скорее?», а младшие прокатывают в них мяч или подлезают под нее в подвижных играх «В воротца» или «Мыши в кладовой».
Мячи для детей тоже подбираются в зависимости от возраста. Например: мяч диаметром 20 – 25 см. можно использовать во всех возрастных группах, а мяч диаметром 10 – 12 см. только в старшей или в подготовительной группе.