Папки-передвижки

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «В гостях у Вирьавы»

Неля Самылкина
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «В гостях у Вирьавы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Цель. Воспитывать любовь к родному краю.

Задачи. Формировать представления о лесе. Знакомить детей с героями мордовского эпоса. Формировать интерес к творчеству мордовского художника Ф. Сычкова.

Активизировать речевую и познавательную деятельность. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи; слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Упражнять в подборе качественных прилагательных к существительному, глаголов к существительному. Упражнять делить слова на слоги, выделять ударный слог. Совершенствовать синтаксические навыки (правильно строить предложения)

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе „В гостях у Вирьавы“» размещена в разделах

Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом,регулировать силу голоса.

Активизировать в речи слова пейзаж, натюрморт, портрет.

Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования.

Дидактический материал и оборудование: плакат с изображением Вирьавы, картина «Лес», мяч, шкатулка с шишкам, картинки с изображением деревьев (береза, дуб, осина, рябина, картина с изображением девушки в мордовском наряде у березы, карточки с буквами пронумерованные; фото: березовая роща, дубовая роща, ельник, сосновый бор; макет дерева с листочками к нему на фланелеграфе; картины Ф. В. Сычкова; мультимедийный проектор, запись голоса птиц, песня «Умарина»; 4 мольберта, для создания леса: искусственные ели, деревья; альбомные листы краски, мятая бумага, трубочки.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический; беседы, вопросы к детям, проговаривание, использование художественного слова, дидактическая игра, рассматривание картин, иллюстраций, образцов; проговаривание скороговорок

Предварительная работа. Беседа о лесе, чтение мордовской народной сказки «Вирьава», беседа на темы «Мордовские божества», знакомство с творчеством мордовского художника Ф. В. Сычкова; беседа на тему «Берегите природу!», рассматривание иллюстраций в книге «Азбука леса».

Дети входят в группу, их встречает Вирьава.

Здравствуйте гости дорогие,

И маленькие и большие

Русские татары, чуваши, мордва

Вас к себе в гости давно я ждала.

Скажите, ребята, в какой республике мы живем? (В Мордовии)

Она представляется и объясняет, почему ее так зовут.

А вы знаете, кто такая Вирьава.

Вирьава образовано от двух мордовских слов «вирь»- лес, «ава» - мать, хозяйка.

Вирьава — это сказочное существо, которое охраняет и бережет лес. Издавна, мордовский народ верил, что в лесу живет хозяйка. По преданию,  Вирьава  сторожила лес от   разных бед: пожаров, вырубки деревьев, охотников.  По нраву своему суровая, но справедливая. Если добрый человек заблудится в лесу, она помогает ему найти дорогу домой, а если потерялся злой охотник или злой человек, Вирьава может усыпить путника. Так она охраняет свои владения, следит за порядком, лечит зверей и птиц. Но больше всего она любит слушать голоса леса. (слушание лесных птиц). (Демонстрация плаката с изображением Вирьавы).

Вирьава приглашает к себе в лес.

Беседа о лесе «Что такое лес?»

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

В лесу много деревьев и кустарников, в лесу живут птицы и дикие звери, в лесу много грибов, ягод и орехов и т.  д. (игра с мячом).

Под елкой дети находят шкатулку.

Вирьава : Давайте посмотрим, что там внутри.

(В шкатулке лежат шишки с приколотыми к ним загадками.)

Воспитатель: Смотрите, в шкатулке загадки. Постараемся их отгадать.

1. В белом сарафане встали на поляне,

Летели синицы, сели на косицы.  (Береза.)

2. Никто не пугает, а вся дрожит.  (Осина.)

3. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок.  (Дуб)

4. Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.  (Рябина)

Вирьава :

-Отгадайте, какое любимое дерево мордовского народа. (На мольберте необходимо в окошечки по цифрам расставить буквы, потом прочитать БЕРЕЗА, сколько звуков в слове, сколько слогов, найти ударный слог).

Вирьава :

- Береза любимое дерево мордовского народа. Наряды мордовских девушек похожи на березы.

Что вы можете рассказать о березе? Игра «Какая береза?» (белоствольная, высокая, стройная, тонкая, толстая).

Придумайте предложение со словом БЕРЕЗА.

-Какие деревья ещё растут в нашем республике?

Вирьава сообщает, что леса бывают разные: хвойные, лиственные и смешанные.

Игра «Назови лес» : лес из березы — березняк, или березовая роща, из дуба — дубовая роща, из ели - ельник, из сосны — сосновый бор.

Проговаривание скороговорки про сосну:

«Шумели и шушукались верхи высоких сосен».

Физминутка под мордовскую народную песню «Умарину» дети выполняют танцевальные движения.

Игра «Для чего нужно дерево» (на мольберте изображено дерево без листьев, ребенок называет свойство дерева и прикрепляет листочек).

Далее Вирьава предлагает отдохнуть на цветочной поляне, а там куча мусора.

Вирьава сообщает, что люди ее стали обижать: вырубают лес, загрязняют окружающую среду (показ слайдов) и это грозит экологической катастрофой.

Как это может отразиться на природе? (Рассуждения детей).

Вирьава просит детей помочь восстановить лес, дети предлагают нарисовать лес, где много деревьев, а Вирьава волшебница «оживит» их рисунки. Она приглашает детей в творческую мастерскую и превращает их в художников.

Вирьава задает вопрос :

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется …. (пейзаж).

Давайте проговорим вместе это слово (проговариваем).

А какие еще вы знаете картины (натюрморт, портрет).

Вирьава показывает три картины: натюрморт, пейзаж, портрет,- и просит назвать их. Обращает внимание, что эти картина написал мордовский художник Федор Васильевич Сычков. Сычков любил рисовать портреты мордовских девушек, а также пейзажи мордовских простор. Про художников говорят, что они пишут, а не рисуют.

Вирьава обращает внимание детей на то, что время года весна, значит будем рисовать пейзаж из весенних деревьев.

Рассматривание дерева: у дерева есть ствол, ветви. Как будем рисовать дерево (ребенок рисует на мольберте и рассказывает). Далее воспитатель (Вирьава) говорит, что весеннее небо будем рисовать мятой бумагой, траву методом «тычком».

Пальчиковая гимнастика.

Березка

Падали листочки осенью с берёзки

(сжимаем кулачок).

Зимушка снежинки вешала на ветки

(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т. д.).

А весною почки лопались на ветках

(хлопаем в ладоши).

Угощала соком белая берёзка

(ручки в горсть — «пьём»).

Летом зеленели листья на берёзе,

Укрывая деток от летнего зноя.

(закрывают ладонями голову).

Продуктивная деятельность.

Вирьава благодарит детей и дарит сладкое угощение «орешки».

Берегите русский лес

Он источник всех чудес!

Берегите русский лес

Он источник всех чудес!

Публикации по теме:

«В гостях у Светофора». Непосредственно образовательная деятельность по изучению правил дорожного движения в средней группе Непосредственно образовательная деятельность по изучению правил дорожного движения в средней группе «В гостях у Светофора» Программные задачи:.

Музыкальная непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Программные задачи: Побуждать к различению звуков по высоте в пределах чистой квинты. Пополнять запас танцевальных движений, побуждать.

Непосредственно-образовательная деятельность «Котенок в гостях у ребят». Младшая группа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Ромашка». Конспект для детей 2 младшей группы. Закирова Анна Ивановна, воспитатель.

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе «Математическое путешествие» Цель: дать понятие числа “8”. Задачи: формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить.

Непосредственно образовательная деятельность по пластилинографии «Снеговики» в старшей группе .

Непосредственно образовательная деятельность «Экскурсия к березе» в старшей группе Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия к березе». Цели: показать значимость березы для человека, формировать бережное и заботливое отношение.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Поможем Незнайке» Цель: Закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение. Задачи: Образовательные:.

Непосредственно-образовательная деятельность «Камни» в старшей группе Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково-исследовательской деятельности по теме: "Камни". Задачи: создать условия.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Зимнее дерево»Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Зимнее дерево» Цель: Учить детей выполнять аппликацию на бумаге в нетрадиционной технике – создавать образ деревьев в зимнее время года. Закреплять умение.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Звук и буква К» Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Звук и буква К» Автор-составитель: Иванова Светлана Анатольевна, Воспитатель.

Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «В гостях у Вирьавы»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 20:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «В гостях у Вирьавы»» (включая файлы) размещена пользователем Неля Самылкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД