Неля Самылкина
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «В гостях у Вирьавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Цель. Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи. Формировать представления о лесе. Знакомить детей с героями мордовского эпоса. Формировать интерес к творчеству мордовского художника Ф. Сычкова.
Активизировать речевую и познавательную деятельность. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи; слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Упражнять в подборе качественных прилагательных к существительному, глаголов к существительному. Упражнять делить слова на слоги, выделять ударный слог. Совершенствовать синтаксические навыки (правильно строить предложения)
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе „В гостях у Вирьавы“» размещена в разделах
Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом,регулировать силу голоса.
Активизировать в речи слова пейзаж, натюрморт, портрет.
Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования.
Дидактический материал и оборудование: плакат с изображением Вирьавы, картина «Лес», мяч, шкатулка с шишкам, картинки с изображением деревьев (береза, дуб, осина, рябина, картина с изображением девушки в мордовском наряде у березы, карточки с буквами пронумерованные; фото: березовая роща, дубовая роща, ельник, сосновый бор; макет дерева с листочками к нему на фланелеграфе; картины Ф. В. Сычкова; мультимедийный проектор, запись голоса птиц, песня «Умарина»; 4 мольберта, для создания леса: искусственные ели, деревья; альбомные листы краски, мятая бумага, трубочки.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический; беседы, вопросы к детям, проговаривание, использование художественного слова, дидактическая игра, рассматривание картин, иллюстраций, образцов; проговаривание скороговорок
Предварительная работа. Беседа о лесе, чтение мордовской народной сказки «Вирьава», беседа на темы «Мордовские божества», знакомство с творчеством мордовского художника Ф. В. Сычкова; беседа на тему «Берегите природу!», рассматривание иллюстраций в книге «Азбука леса».
Дети входят в группу, их встречает Вирьава.
Здравствуйте гости дорогие,
И маленькие и большие
Русские татары, чуваши, мордва
Вас к себе в гости давно я ждала.
Скажите, ребята, в какой республике мы живем? (В Мордовии)
Она представляется и объясняет, почему ее так зовут.
А вы знаете, кто такая Вирьава.
Вирьава образовано от двух мордовских слов «вирь»- лес, «ава» - мать, хозяйка.
Вирьава — это сказочное существо, которое охраняет и бережет лес. Издавна, мордовский народ верил, что в лесу живет хозяйка. По преданию, Вирьава сторожила лес от разных бед: пожаров, вырубки деревьев, охотников. По нраву своему суровая, но справедливая. Если добрый человек заблудится в лесу, она помогает ему найти дорогу домой, а если потерялся злой охотник или злой человек, Вирьава может усыпить путника. Так она охраняет свои владения, следит за порядком, лечит зверей и птиц. Но больше всего она любит слушать голоса леса. (слушание лесных птиц). (Демонстрация плаката с изображением Вирьавы).
Вирьава приглашает к себе в лес.
Беседа о лесе «Что такое лес?»
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
В лесу много деревьев и кустарников, в лесу живут птицы и дикие звери, в лесу много грибов, ягод и орехов и т. д. (игра с мячом).
Под елкой дети находят шкатулку.
Вирьава : Давайте посмотрим, что там внутри.
(В шкатулке лежат шишки с приколотыми к ним загадками.)
Воспитатель: Смотрите, в шкатулке загадки. Постараемся их отгадать.
1. В белом сарафане встали на поляне,
Летели синицы, сели на косицы. (Береза.)
2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
3. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
4. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Вирьава :
-Отгадайте, какое любимое дерево мордовского народа. (На мольберте необходимо в окошечки по цифрам расставить буквы, потом прочитать БЕРЕЗА, сколько звуков в слове, сколько слогов, найти ударный слог).
Вирьава :
- Береза любимое дерево мордовского народа. Наряды мордовских девушек похожи на березы.
Что вы можете рассказать о березе? Игра «Какая береза?» (белоствольная, высокая, стройная, тонкая, толстая).
Придумайте предложение со словом БЕРЕЗА.
-Какие деревья ещё растут в нашем республике?
Вирьава сообщает, что леса бывают разные: хвойные, лиственные и смешанные.
Игра «Назови лес» : лес из березы — березняк, или березовая роща, из дуба — дубовая роща, из ели - ельник, из сосны — сосновый бор.
Проговаривание скороговорки про сосну:
«Шумели и шушукались верхи высоких сосен».
Физминутка под мордовскую народную песню «Умарину» дети выполняют танцевальные движения.
Игра «Для чего нужно дерево» (на мольберте изображено дерево без листьев, ребенок называет свойство дерева и прикрепляет листочек).
Далее Вирьава предлагает отдохнуть на цветочной поляне, а там куча мусора.
Вирьава сообщает, что люди ее стали обижать: вырубают лес, загрязняют окружающую среду (показ слайдов) и это грозит экологической катастрофой.
Как это может отразиться на природе? (Рассуждения детей).
Вирьава просит детей помочь восстановить лес, дети предлагают нарисовать лес, где много деревьев, а Вирьава волшебница «оживит» их рисунки. Она приглашает детей в творческую мастерскую и превращает их в художников.
Вирьава задает вопрос :
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется …. (пейзаж).
Давайте проговорим вместе это слово (проговариваем).
А какие еще вы знаете картины (натюрморт, портрет).
Вирьава показывает три картины: натюрморт, пейзаж, портрет,- и просит назвать их. Обращает внимание, что эти картина написал мордовский художник Федор Васильевич Сычков. Сычков любил рисовать портреты мордовских девушек, а также пейзажи мордовских простор. Про художников говорят, что они пишут, а не рисуют.
Вирьава обращает внимание детей на то, что время года весна, значит будем рисовать пейзаж из весенних деревьев.
Рассматривание дерева: у дерева есть ствол, ветви. Как будем рисовать дерево (ребенок рисует на мольберте и рассказывает). Далее воспитатель (Вирьава) говорит, что весеннее небо будем рисовать мятой бумагой, траву методом «тычком».
Пальчиковая гимнастика.
Березка
Падали листочки осенью с берёзки
(сжимаем кулачок).
Зимушка снежинки вешала на ветки
(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т. д.).
А весною почки лопались на ветках
(хлопаем в ладоши).
Угощала соком белая берёзка
(ручки в горсть — «пьём»).
Летом зеленели листья на берёзе,
Укрывая деток от летнего зноя.
(закрывают ладонями голову).
Продуктивная деятельность.
Вирьава благодарит детей и дарит сладкое угощение «орешки».
Берегите русский лес
Он источник всех чудес!
Берегите русский лес
Он источник всех чудес!